Источники хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

Широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 29.00 Кб (Скачать файл)

За нарушение  порядка государственной регистрации  законом предусмотрена ответственность  и регистрирующего органа, в том  числе за необоснованный отказ в  государственной регистрации (ст.24 ФЗ о государственной регистрации). Закон содержит закрытый перечень таких  оснований: а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушение нормы. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке (ст.23 ФЗ о государственной регистрации).

Федеральными  законами может устанавливаться  специальный порядок регистрации  отдельных видов юридических  лиц (ст.10 ФЗ о государственной регистрации).

С помощью регистрации  государство не только контролирует создание юридического лица, но и признает за ним факт правосубъектности. Ведь по общему правилу юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК).

Для регистрации  юридического лица, создаваемого в  результате реорганизации, в соответствии с п.2 ст.59 ГК РФ вместе с учредительными документами вновь возникающей  организации в соответствующий  орган обязательно представляются передаточный акт или разделительный баланс, которые должны содержать  положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица. В законе могут устанавливаться  требования о необходимости представления  для государственной регистрации  таких юридических лиц и других документов (например, в соответствии с п.5 ст.51 ФЗ "Об обществах с  ограниченной ответственностью" доказательств  уведомления кредиторов в установленном  порядке). Таким образом, у регистрирующего  органа появляются дополнительные основания  для отказа в государственной  регистрации юридического лица (ч.2 п.2 ст.59ГК).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, осуществляется по общему правилу регистрирующими  органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Главным источником права является Конституция РФ. Для  хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую  право каждого на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую  деятельность, направленную на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию.  
С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.  
Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг . Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.  
Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.  
Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав . В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.  
ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.  
Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.  
В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.  
Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений. 

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся  к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства  в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.  
К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.  
Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.  
Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.  
В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.  
Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.  
2. Порядок государственной регистрации юридических лиц при создании  
Срок регистрации и документы, необходимые для  
государственной регистрации  
Порядок государственной регистрации юридических лиц при создании регулируется ФЗ РФ от 08.08. 2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07. 2005 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".  
Государственная регистрация осуществляется в отношении:  
- субъектов права (юридические лица, индивидуальные предприниматели; налогоплательщики и др.);  
- объектов права (недвижимость, особо ценные и/или социально значимые объекты, источники повышенной опасности и др.);  
- юридических фактов - оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений (нормативные акты, акты гражданского состояния, заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.).  
Процедура создания юридического лица заканчивается его регистрацией. Если на предыдущих стадиях основная роль отводилась частным лицам (учредителям) и, соответственно, частному праву, то на стадии регистрации резко возрастает роль государства, в связи с чем происходит сочетание частноправового и публично-правового регулирования.  
 

  

           
 

   
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Ершова И.В. Предпринимательское право.М., 2004.

2. Круглова М.Ю. Хозяйственное право.М., 2004.

3. Предпринимательское  (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2005.

4. О банках и банковской деятельности: ФЗ РФ от 02.12. 1990 г. № 395-1 в ред. от 02.02. 2006 с изм. от 03.05. 2006 г. // СПС "Консультант-плюс".  
5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ РФ от ФЗ РФ от 08.08. 2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07. 2005 г. // СПС "Консультант-плюс". 

6. Ершова  И.В. Предпринимательское право.М., 2004.  
7. Круглова М.Ю. Хозяйственное право.М., 2004.  
8. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2005. 
 

Информация о работе Источники хозяйственного права