Государственное регулирование развития акционерных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ развития акционерных обществ в РФ.
В соответствии с поставленной целью в курсовом проекте решаются следующие задачи:
1.Охарактеризуются сущность и основные черты акционерных обществ;
2. Анализируется развитие акционерных обществ в Нижегородской области;
3. Обосновываются пути дальнейшего развития акционерных обществ в Нижегородской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, понятие и основные черты акционерного общества………………………………………………………………………......5
1.1.Акционерное общество, сущность и понятие…………………………....5
1.2.Виды акционерных обществ……………………………………………....9
1.3.Нормативно-правовая база акционерных обществ……………………..13
Глава 2. Анализ акционерных обществ в Нижегородской области…………18
2.1. Общая характеристика акционерных обществ в Нижегородской области……………………………………………………………………………18
2.2.Проблемы развития акционерных обществ в Нижегородской области……………………………………………………………………..……..21
Глава 3. Пути решения проблем акционерных обществ……………………..23
Заключение………………………………………………………………………25
Список Литературы……………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.08 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с классическим подходом к системе  источников права, все эти законодательства об акционерных обществах можно систематизировать следующим образом по степени уменьшения юридической силы:

 1.Конституция РФ - многие называют ее в качестве элемента законодательства об акционерных обществах. Роль Конституции РФ в регулировании акционерных отношений состоит в следующем: во-первых, статья 30 Конституции гарантирует право каждого на объединение, а акционерное общество представляет собой именно объединение для достижения общих целей, во-вторых, статья 35 Конституции гарантирует в РФ право частной собственности. Форма собственности, характерная для акционерного общества является именно частной, в-третьих, Конституция провозглашает целый ряд установлений общего характера, которые во многих ситуациях могут служить надежной гарантией для обеспечения прав акционерного общества, как субъекта права. Статья 46 Конституции гарантирует защиту прав и свобод, позволяет обжаловать действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. На практике встречаются необоснованные отказы в государственной регистрации акционерных обществ, которые впоследствии успешно обжалуются в суде.

2.Федеральные  законы РФ являются основным  элементом законодательства РФ  об акционерных обществах. К  их числу относятся:

-кодифицированный акт - Гражданский Кодекс РФ, в котором особое значение имеет глава 4 "Юридические лица";

-закон РФ "Об акционерных обществах" oт 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ);

-закон РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципальною имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ;

-закон РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ;

-закон РФ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ и некоторые другие законы, содержащие отдельные нормы, относящиеся к акционерным обществам.

3.Подзаконные  нормативные акты играют значительную роль в регулировании акционерных отношений. К их числу относятся: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, ведомств, иных федеральных органов исполнительной власти, среди которых особенно выделяются Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство государственною имущества. Mинистерство финансов, Министерство экономики, Министерство юстиции и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В последнее время нередко  появляются межведомственные подзаконные  нормативные акты.

Указы Президента и Постановления  Правительcтвa подлежат официальному опубликованию (кроме актов или сдельных их положений, составляющих государственную тaйну), ведомственные акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Подзаконные нормативные  акты могут быть общего и специального характера. Подзаконные нормативные  акты общего характера устанавливают  общие для всех акционерных обществ  правила (Постановление ФКЦБ РФ "Об утверждении Положения о ведении  peecтpa владельцев именных ценных бумаг" oт 2 октября 1997 года № 27), в то время как акты специального характера peгyлируют особенности, свойственные отдельным акционерным обществам (Приказ Минэкономики РФ "О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями" от 7 февраля 1996 года № 2)

4.Локальные акты  акционерных обществ - в появлении данных актов, которые, впрочем, весьма условно можно отнести к источникам права, регулирующим акционерные oтношения, в полной мере проявляется метод гражданско-правового регулирования, для которого характерны автономия воли участников, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, возможность выбора между различными вариантами поведения. Локальные акты акционерных обществ разумно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и иные документы (санкционирование проявляется в государственной регистрации и в утверждении, например, уставов акционерных обществ создаваемых при приватизации государственных унитарных предприятии). В числе внутренних актов необходимо выделить различные положения, а именно, о распределении и использовании прибыли, о ценных бумагах обществ, о peecтpe акционеров общества и т.п. Нельзя не отметить исключительную важность локальных актов акционерного общества, которые позволяют восполнить пробелы, имеющиеся в законодательстве.

Права акционеров  общества содержаться как в Гражданском  кодексе РФ, так и в указанных  выше нормативных правовых актах. Наиболее полно они закреплены в законе РФ «Об акционерных обществах». Однако и другие законодательные  акты содержат достаточно определенные нормы, посвященные  правам акционеров. Например, в ст3.  Федерального закона  «О рынке ценных бумаг» закреплено определение акции  как эмиссионной ценной бумаге, закрепляющие права ее владельца на получение  части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в  управлении акционерным обществом  и на часть имущества, остающегося  после его ликвидации.

  В литературе  права  акционеров при некоторой условности  подразделяются на несколько  групп:

-Безусловные права акционеров;

-Права акционеров, обусловленные  категориями акций;

-Права акционеров, обусловленные  типом акционерного общества;

-Права акционеров, реализация  которых обусловлена возникновением  определенных обязательств. 

Глава 2.Анализ развития акционерных обществ в Нижегородской области.

 

2.1. Общая характеристика акционерных обществ в Нижегородской области.

      В Нижегородской области в настоящее время функционирует 58 ГУПов и 42 акционерных обществ с контрольным пакетом государства. При этом из общего числа предприятий около 25 ежегодно работает с убытком.

Чистая прибыль госпредприятий в 2007 году составляла 19,2 млн рублей, в 2008 году - 30,9 млн рублей, в 2009 - 41,1 млн рублей, в 2010 – 31,5 млн руб,. Общий объем зачисленной в областной бюджет прибыли и выплат дивидендов на 2010 составил  всего 45 млн рублей. К 2013 году, область будет иметь компактный, хорошо управляемый, эффективно работающий государственный сектор. Число госпредприятий сократится с 63 до 16, из 29 акционерных обществ останется только 9.

Для целей структурирования пакетов акций, собственником которых  является Нижегородская область, общества с долей участия Нижегородской  области в уставном капитале разделяются  на две группы.

В первую группу входят общества, в уставном капитале которых доля Нижегородской области составляет 50% и менее.

Вторая группа состоит из обществ с долей Нижегородской области в уставном капитале более 50%.

Первая  группа структурируется на две подгруппы  в зависимости от размера доли Нижегородской области в уставном капитале обществ:

- первая подгруппа - общества, доля Нижегородской области в уставном капитале которых меньше 25% + 1 акция;

- вторая подгруппа - общества, доля Нижегородской области в уставном капитале которых больше 25%, но не более 50%.

 

В первую подгруппу  первой группы включаются:

- общества, выплатившие дивиденды  по итогам работы за предыдущий  год и пакеты акций которых  целесообразно сохранить в собственности  Нижегородской области по экономическим  критериям;

- общества, пакеты акций  которых рекомендуются к приватизации  на период 2008 - 2010 годов. При этом  конкретные способы приватизации  пакетов акций определяются с  учетом предложений отраслевых  и функциональных органов исполнительной  власти Нижегородской области.

Во вторую подгруппу  первой группы включаются:

- общества, которые выплачивают  дивиденды, а также общества  с показателем интегральной доходности  акций больше бюджетной нормы  дисконта, пакеты акций которых  целесообразно сохранить в собственности  Нижегородской области по экономическим  критериям;

- общества с показателем  интегральной доходности акций  меньше бюджетной нормы дисконта. Рекомендуется рассмотрение вопроса  о включении пакетов акций  обществ данной группы в план  приватизации, исходя из принятых  методических подходов и критериев. При этом решение о приватизации конкретные способы и сроки приватизации пакетов акций обществ данной подгруппы определяются Правительством Нижегородской области с учетом предложений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти Нижегородской области.

    Говоря о целях  управления акциями, находящимися в государственной собственности, можно использовать такие термины, как стратегические цели и текущие цели. К числу стратегических целей следует отнести систему организационно-правовых решений, обеспечивающих нахождение соответствующего пакета акций в государственной собственности акционерных обществ, образованные в ходе приватизации на базе государственных предприятий, контроль над которыми государству необходим для решения важных экономических, военных и социальных задач. Одна из таких задач может быть сформулирована как обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегосударственных ьфункций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий).

 К числу текущих  целей управления акциями (долями) можно отнести такие как:

1.увеличение неналоговых  доходов федерального бюджета,  создающее предпосылки для снижения  государством налогов на результаты  хозяйственной деятельности;

2.стимулирование развития  производства, улучшение финансово-экономических  показателей деятельности хозяйственных  обществ и товариществ, привлечение  инвестиций;

3.оптимизация управленческих  затрат (сокращение количества хозяйственных  обществ и товариществ, в уставном  капитале  которых имеется доля  государства, и сокращение расходов, связанных с управлением);

4.осуществление институциональных  преобразований в экономике.

Те  же цели предпочтительны  и для государственного управления акциями и долями, находящихся в собственности области.

 

 

 

2.2. Проблемы развития акционерных обществ в Нижегородской области.

 

   В процессе становления развитых рыночных отношений перед акционерными обществами возникают проблемы. Остановимся на некоторых из них:

—обеспечение устойчивого и рентабельного развития;

— проблемы управления акционерным обществом;

— проблемы заключения акционерного соглашения;

— сложность применения различных видов ответственности;

— негативное влияние финансового  кризиса на фондовый рынок и в  целом на финансовое состояние акционерных обществ;

В группу проблем  управления акционерным обществом  целесообразно объединить следующие.

1. Проблемы разграничения компетенции органов управления в акционерном обществе, в котором отсутствует совет директоров. Отсутствие такого органа как совет директоров восполняется согласно пункту 1 статьи 64 Федерального закона № 208 тем, что его функции в данном случае осуществляет общее собрание акционеров. Это означает, что все те вопросы, которые обычно решает совет директоров, может решать только общее собрание акционеров как высший орган управления общества.

2. Порядок принятия решений. С процедурой принятия решений по вопросам, прямо отнесенным нормами закона к компетенции исключительно общего собрания, определенной законом, все понятно: Федеральным законом №208 четко указаны вопросы, которые решаются простым большинством, вопросы, которые решаются большинством в три четверти, а также вопрос о преобразовании в некоммерческое партнерство, решаемый единогласно. В связи с тем, что в законе не указано, каким количеством голосов на общем собрании принимаются решения по вопросам компетенции совета директоров, по общему правилу применяется правило о простом большинстве.

3. Проблемы созыва общего собрания  акционеров. Проведение общего собрания акционеров предоставляет обществу возможность информировать акционеров о деятельности, достижениях и планах, привлекать их к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности общества. Участвуя в собрании, акционер реализует принадлежащее ему право на участие в управлении обществом, поэтому таким принципиальным является вопрос о созыве общего собрания.

Вне зависимости от вида заключаемых акционерных соглашений, всем им свойственен один существенный недостаток – сложность их исполнения и сама возможность судебного  принуждения к их исполнению. Суд  не вправе сам назначить, например, члена совета директоров – а значит, не может и принудить акционеров – участников акционерного соглашения – к исполнению принятого на себя обязательства в натуре.

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения  проблем развития акционерных обществ.

      Указанные в предыдущем пункте недостатки и проблемы в деятельности акционерных компаний и обществ существенно снижают их экономическую эффективность.

Избежать подобных проблем  можно только одним способом –  внимательно подходить к вопросам разработки устава акционерных обществ, тщательно продумывать все возможные  варианты развития взаимоотношений  между акционерами и выбирать из возможных вариантов наиболее приемлемый. Кроме того, в современных  условиях существенное значение приобретает  целеустановки и содержание экономической  политики, проводимой государством в  отношении акционерных обществ.

Информация о работе Государственное регулирование развития акционерных обществ