Договор на оказание образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:35, реферат

Описание работы

В данной работе будет рассмотрено понятие образовательных услуг, приведен перечень законодательных актов, регулирующих рассматриваемые договорные отношения. Вообще договоры об образовательных услуг можно разделить на два вида: возмездные и безвозмездные. В первом разделе будут приведены точки зрения по данному вопросу, который является дискуссионным. Авторы, считающие, что договор на оказание безвозмездных образовательных услуг имеет право на существование, дискутируют, что данный вид договора схож с договорм дарения. Их точка зрения также будет приведена в первом разделе.

Содержание работы

Введение 3
1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 9
3. ВИДЫ ДОГОВОРОВ НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 22
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Договор на оказание образовательных услуг.rtf

— 246.81 Кб (Скачать файл)

В некоторых случаях Потребитель имеет особые права (когда Исполнитель несвоевременно начал оказывать услуги и уже ясно, что они будут выполнены с опозданием, когда пропущен срок окончания договора). Тогда Потребитель вправе:

- назначить новый срок, в течение которого Исполнитель начнет и (или) закончит свою работу;

- поручить третьим лицам оказание образовательных услуг за разумную цену и возместить понесенные расходы;

- уменьшить стоимость этих услуг;

- расторгнуть договор.

Также по Закону "О защите прав потребителей" (ред. от 25.06.2012) (далее - Закон N 2300-1) Потребителю могут быть полностью возмещены убытки, причиненные ему в результате нарушения сроков начала и (или) окончания договора и из-за недостатков оказанных услуг.

Если образовательные услуги выполнены не в полном объеме или с недостатками, Потребитель вправе требовать:

- безвозмездного оказания ему образовательной услуги в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

- уменьшения стоимости образовательных услуг;

- возмещения понесенных расходов, если он устранял недостатки самостоятельно или с помощью третьих лиц.

Права Исполнителя таковы:

- самостоятельно осуществлять образовательный процесс;

- выбирать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающегося.

Также образовательное учреждение может применять к Потребителю меры поощрения и налагать взыскания в пределах, предусмотренных уставом и локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Обязанности Потребителя:

- своевременная плата за обучение;

- представление необходимых Исполнителю документов;

- не пропускать занятия без уважительной причины;

- возмещение ущерба, причиненного имуществу Исполнителя;

- проявление уважения к научно-педагогическому, инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу Исполнителя.

Исполнитель обязан:

- зачислить Потребителя в свое образовательное учреждение, если он выполнил установленные уставом и другими локальными нормативными актами требования Исполнителя;

- обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных договором;

- создать Потребителю все условия для освоения выбранной программы;

- проявлять уважение к его личности, сохранять место и восполнять пробел знаний, если Потребитель пропустил занятия по уважительной причине.

 

 

 

Основания расторжения договора на оказание образовательных услуг.

Потребитель может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случае, если оплатит Исполнителю фактически понесенные им расходы, понесенные убытки. При этом односторонний отказ Заказчика от исполнения договора не прекращает его обязательств оплатить Исполнителю необходимые расходы, которые он понес в счет еще не оказанных до момента одностороннего отказа Заказчика от исполнения договора услуг (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. N 104).

Потребитель в связи с нарушением своих прав может не только расторгнуть договор с Исполнителем услуг, но и подать на него в суд по месту жительства (ст. 17 Закона N 2300-1). Потребитель вправе требовать возмещения ему не только убытков, но и морального вреда.

Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ). Убытки, подлежащие взысканию, определяют по правилам ст. 15 Гражданского кодекса и подлежат доказыванию лицом, требующим возмещения убытков. Они включают:

- расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;

- реальный ущерб;

- неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

При определении упущенной выгоды учитывают предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.

Исполнитель должен письменно уведомить Потребителя о расторжении договора на оказание платных образовательных услуг в случае лишения лицензии на право ведения образовательной деятельности, аккредитации, при реорганизации, ликвидации учебного заведения. Условия о расторжении или изменении договора в случаях лишения образовательного учреждения аккредитации, ликвидации, реорганизации и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в обязательном порядке должны быть оговорены сторонами в заключительной части договора (п. 3 Методических рекомендаций).

Ответственность сторон за нарушение условий договора на оказание образовательных услуг.

Ответственность образовательного учреждения за ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению платных образовательных услуг установлена действующим законодательством, в том числе Правилами оказания платных образовательных услуг.

В случае  неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору  они  несут  ответственность, предусмотренную   Гражданским   кодексом   Российской   Федерации, федеральными законами, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами.

 

3. ВИДЫ ДОГОВОРОВ НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

 

3.1. Договор возмездного оказания образовательных услуг

 

Отношения, вытекающие из договора на оказание возмездных услуг, согласно ст. 783 ГК РФ подпадают под регулирование ст. ст. 702-739 ГК РФ, если это не противоречит статьям главы 39 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Статьи 730-739 ГК РФ посвящены договору бытового подряда, а из этого следует, что на отношения, вытекающие из договора на оказание возмездных образовательных услуг, распространяется законодательство о защите прав потребителей, в частности, Закон о защите прав потребителей (Верховный Суд РФ в одном из Обзоров судебной практики прямо отметил, что на отношения, возникающие при оказании платных образовательных услуг гражданам, распространяется действие Закона РФ «О Защите прав потребителей»1).

Из приведенного определения договора на оказание возмездных образовательных услуг вытекает следующая его характеристика: он является консенсуальным, двусторонним, синаллагматичным, возмездным1.

Параллельно остановимся и на образовательных услугах, оказываемых за счет бюджетных средств. Вопрос о правовой природе данных отношений в юридической литературе является дискуссионным. Однако прежде чем определиться по данной проблеме, необходимо ответить на вопрос: возможна ли в принципе конструкция обязательств по безвозмездному оказанию «услуг в узком смысле слова», или безвозмездные услуги не облекаются в правовую форму.

 

 

 

 

3.2. Договор безвозмездного оказания образовательных услуг

 

Как выше было отмечено, вопрос о правовой природе отношений между вузом и студентом по поводу предоставления образовательных услуг, финансируемых за счет средств бюджета, является дискуссионным. Были высказаны точки зрения об отнесении данных отношений к гражданско-правовым, социально-обеспечительным, педагогическим, образовательным, административным.

Например, еще задолго до введения специальной главы об услугах в ГК РФ Н.С. Малеин утверждал, что как возмездные, так и безвозмездные отношения между гражданами и зрелищными, лечебными учреждениями и т.д. по поводу оказания соответствующего вида услуг носят гражданско-правовой характер. Из приведенного перечня учреждений можно предположить, что если бы он (перечень) был продолжен, то в него попали бы и образовательные учреждения.

М.Н. Малеина также полагает, что безвозмездные образовательные правоотношения между вузом и студентом возникают из гражданского договора, т.е. являются гражданско-правовыми. При этом они подчинены гражданско-правовому методу юридического равенства сторон, автономии их воли, имущественной самостоятельности, их возникновение происходит путем согласования воли вуза и студента1.

Иное мнение по данному вопросу высказал А.В. Белозеров, относящий правоотношения по предоставлению образовательных услуг за счет бюджетных средств к социально-обеспечительным отношениям с возможностью применения к ним «третьего» метода правового регулирования. Для данного метода характерно: обязанным субъектом выступает государство, государственные органы (органы социальной защиты) и организации (образовательные). Вторая сторона правоотношений - гражданин - не несет никаких встречных обязанностей материального характера.

Образовательные услуги, осуществляемые вузом за счет бюджетных средств, являются безвозмездными для потребителей услуг, но для вуза они являются возмездными (затраты на обучение студентов финансирует государство). Право на образование - конституционное право, оно может быть реализовано либо на безвозмездных, либо возмездных началах. Способы реализации данного права зависят от ряда условий (положительных результатов вступительных экзаменов, наличия законченного высшего образования и т.д.). В связи с этим источник финансирования не должен влиять, на наш взгляд, на природу договора на оказание образовательных услуг, тем более что с введением конструкции ГИФО меняется схема финансовых потоков: деньги (в виде сертификата) следуют за абитуриентом и он сам приносит их в вуз. А из этого следует, что отношения между вузом и студентом также выстраиваются как имущественные. Данные рассуждения приводят к выводу о том, что отношения между указанными субъектами по поводу осуществления образовательной деятельности должны облекаться в правовую форму договора на оказание образовательных услуг. Представляется, что при ином решении вопроса неоправданно нарушается принцип единообразия правового регулирования однотипных отношений, и, кроме того, студенты - бюджетники будут находиться в бесправном положении. В частности, они не смогут защитить свое право на получение качественного образования с помощью норм ГК РФ и Закона о защите прав потребителей.

 

Заключение

 

Платные образовательные услуги становятся неотъемлемым явлением в сфере профессионального образования, и объем их неуклонно растет.

Условия оказания услуг, предоставляемых образовательной организацией, устанавливаются договором со студентом (обучающимся); студентом, предприятием (организацией) и образовательной организацией.

В Письме Минобразования России от 1 октября 2002 г. N 31ю-31нн-40/31-09 даны Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования. Приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. N 3177 <2> утверждена примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.

Общая характеристика договора возмездного оказания образовательных услуг позволяет выделить его основные особенности как гражданско-правовой сделки.

Как полагают специалисты по гражданско-правовой характеристике, такой договор является возмездным, взаимным (двусторонним), встречным обязательством, консенсуальным, синаллагматичным, казуальным, публичным, срочным договором, а также договором присоединения.

При этом в договоре возмездного оказания образовательных услуг должны находить обязательное отражение несколько структурных элементов его предмета: уровень и направленность образования; форма обучения; перечень предусмотренных государственным образовательным стандартом и учебными планами образовательных услуг; неовеществленный результат оказания образовательных услуг, подтверждаемый документом об образовании с указанием на вид такого документа.

Образовательные услуги не имеют материального результата, даже когда получение образования определенного уровня подтверждается выдачей документа (сертификата, свидетельства, диплома соответствующего образца). То, что в итоге получает лицо, завершившее обучение (выпускник), можно отнести к категории "нематериальные ценности", которые неотделимы от личности их носителя.

В литературе справедливо отмечают, что отношения из договора платных образовательных услуг носят комплексный характер и регулируются как гражданским, так и административным законодательством.

В целом такая позиция поддерживается и судебной практикой. Обозначенный комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве.

В литературе высказывается предложение о законодательном закреплении необходимости заключения всеми обучающимися в вузе так называемых образовательных договоров, и договорные отношения могут носить различный характер, регулировать различные стороны образовательного процесса.

Договор заключается в письменной форме. Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне - обучающемуся, его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.

Представляется, что необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств.

Информация о работе Договор на оказание образовательных услуг