Анализ социально-экономического положения г. Челябинск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является город Пермь.
Предметом исследования в курсовой работе является социально-экономическое развитие города Пермь.
Целью курсовой работы является проведение анализа социально-экономического положения города Пермь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие и методики анализа социально-экономического положения муниципального образования…………………………………………………….5
Определение и характеристика муниципальных образований………...…5
Сравнительная характеристика методик анализа и оценки социально - экономического положения МО …………………………………………8
Глава II. Характеристика объекта исследования………………………………..13
2.1. Общие сведения об объекте исследования………………………………13
2.2. Социальное развитие……………………………………………….………14
2.3 Характеристика социальной сферы…………………………………….18
2.4. Экономика муниципального образования………………………………..25
2.5. Сравнительная характеристика статистических показателей г. Перми и края……………………………………..…………………………………………..26
Глава III. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения……………………………………………………………………………30
3.1. Оценка положения города Перми, SWOT-анализ ………………………30
3.2. Ранжирование проблем муниципального образования и нахождение путей их преодоления…………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………...…38
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

Анализ социальноэкономического положения гПермь.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЧелГУ»)

 

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Анализ социально-экономического положения

г. Челябинск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнил: Казаков А.Н.

 

                                                                              Группа: УГЗ- 501

 

                                                                              Руководитель: Савенков Б.В.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск  2013

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие и методики анализа социально-экономического положения муниципального образования…………………………………………………….5

    1. Определение и характеристика муниципальных образований………...…5
    2. Сравнительная характеристика методик анализа и оценки социально - экономического положения МО …………………………………………8

Глава II. Характеристика объекта исследования………………………………..13

2.1. Общие сведения об объекте исследования………………………………13

2.2. Социальное развитие……………………………………………….………14

2.3     Характеристика социальной сферы…………………………………….18

2.4. Экономика муниципального образования………………………………..25

2.5. Сравнительная характеристика статистических показателей г. Перми и края……………………………………..…………………………………………..26

Глава III. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения……………………………………………………………………………30

3.1. Оценка положения города Перми, SWOT-анализ ………………………30

3.2. Ранжирование проблем муниципального образования  и  нахождение путей их преодоления…………………………………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………...…38

Список используемой литературы……………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня развитие городов  России происходит далеко не в простых  условиях переходного периода, когда  к прежним проблемам, унаследованным от административно-командной системы  управления, добавились новые, обусловленные переходом к рыночной системе хозяйствования.

Анализ хода экономических  реформ показал, что традиционные методы управления территориями в настоящее  время не обеспечивают выживания, сохранения и возрождения социально-экономической  и социокультурной среды муниципальных образований. Муниципальное управление оказалось не готово к новым реалиям. Подавляющее большинство руководителей на местах профессионально не подготовлены к изысканию возможностей своих территорий для саморазвития, не владеют методологией проведения экономической политики в пределах муниципальных образований и остаются приверженцами государственной опеки (увеличения бюджетного финансирования) как основы эффективной деятельности органов местного самоуправления. В то же время муниципальные образования приравниваются к субъектам рыночных отношений; уровень требований, предъявляемый к органам местного самоуправления в части управления хозяйственной деятельностью, существенно повышается, и перед местным руководством со всей неотвратимостью встает проблема поиска новых способов решения практических задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. Как следует из опыта, разрешение проблемных ситуаций во многом зависит от непосредственно самих городов, от их нацеленности на улучшение создавшейся ситуации. Закрепление за муниципальным образованием в числе предметов ведения "комплексного социально-экономического развития" поставило городские администрации перед необходимостью самостоятельно форсировать экономическую политику в условиях неопределенности ориентиров их будущего развития, добиваться привлечения инвестиционных ресурсов, выдерживая конкурентную борьбу, и создавать новые рабочие места.

          С реформированием экономики все очевидней становится необходимость осуществления более эффективных мер по регулированию отдельных сфер и областей экономических отношений, преобразования институтов управления этими сферами с целью вывода конкретных территорий на устойчивый уровень финансового самообеспечения. Для эффективного развития города крайне важно иметь видение желаемого состояния и предпочтительного пути развития. Необходим поиск глубинных причин текущих проблем развития и путей их устранения. Завершение периода базовых институциональных преобразований в российском обществе, возникновение основных институтов рынка, предпосылки стабилизации в экономике создают принципиально новый контекст развития города. Появляется возможность более надежного прогнозирования, более долгосрочного планирования деятельности. Все чаще возникает необходимость пересмотра и совершенствования системы стратегического развития муниципального образования на основе глубокого анализа его социально-экономического состояния, основных направлений развития, выявления приоритетных проблем развития и нахождения наиболее эффективных и малозатратных путей их решения.

Объектом исследования является город Пермь.

Предметом исследования в курсовой работе является социально-экономическое развитие города Пермь.

Целью курсовой работы является проведение анализа социально-экономического положения города Пермь.

 

 

 

Глава I. Понятие и методики анализа социально-экономического положения муниципального образования.

 
1.1 Определение и характеристика муниципальных образований

         Муниципальное образование - населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления1.

         В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов - на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

          Понятие “социально-экономическое развитие” не может быть применено к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии с

Федеральным законом  “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" формально это не так. Под строгим смыслом слов здесь понимается то, что экономические законы и законы развития общества (социальные законы) не являются проявлениями чьей-либо субъективной воли, а отражают объективные экономические и социальные связи. Таким образом, не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие.

         В настоящее время в России идет процесс формирования муниципальных образований, т.е. в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации идет установление границ муниципальных образований. Во многих случаях границами муниципальных образований становятся границы административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.

         Административная граница выбиралась из различных критериев, главным из которых был критерий, обеспечивающий более удобное управление территорией. Вопросы, связанные с социальным развитием, в значительной степени были вторичными даже по отношению к экономическим вопросам. В этой связи в отношении муниципальных образований, не являющихся компактными поселениями, необходимо проводить дополнительное исследование на предмет их возможности развиваться в качестве целостного социально-экономического образования.

         Таким образом, комплексное социально-экономическое развитие относится к муниципальным образованиям, которые являются самостоятельными поселениями. Для остальных муниципальных образований вопрос их самостоятельности в смысле осуществления

собственных планов социально-экономического развития должен быть дополнительно  исследован в каждом отдельном случае2.

1.2 Сравнительная характеристика  методик анализа и оценки социально - экономического положения МО

 

         Существует множество методик оценки социально-экономического положения муниципального образования:

  1. Методика Ореховского П.А. "Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города". Данный анализ носит прикладной характер и предназначен для работников городских администраций, непосредственно сталкивающихся с проблемами анализа и прогнозирования развития в городе.
  2. Подходы Фонда "Институт экономики города" к разработке системы индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований - ориентирована на разработку и реализацию комплекса мер, которые должна принять местная администрация в сотрудничестве с другими представителями муниципального образования для стабилизации и развития экономики города, укрепления его налоговой базы, повышения уровня занятости населения, решения социальных вопросов. И другие методики оценки социально-экономического положения муниципального образования.

         Принципы данной методики:

  1. Комплексный характер системы показателей. С учетом того, что муниципальное образование рассматривается как единая система, показатели должны отражать ситуацию во всех сферах его экономики и социальной среды, находящихся как в прямом (муниципальный сектор), так и в косвенном управлении муниципальных властей (независимые предприятия и организации). Одновременно показатели системы, использующиеся для описания различных, но взаимосвязанных аспектов экономических и социальных процессов, должны быть методологически согласованы, опираться на единую концепцию, использовать единые определения и классификации.

         Принцип комплексности реализован в предлагаемой системе показателей в силу того, что она разрабатывалась на основе программ экономического развития городов, проводимых Фондом “Институт экономики города”. В каждой программе содержалась общая концептуальная идея развития города, а также проводился расчет ожидаемого экономического эффекта по единой методике, разработанной специалистами Фонда.

  1. Полнота охвата в сочетании с относительной простотой системы показателей. При разработке системы показателей ставилась цель отразить широкий спектр экономических и социальных процессов, происходящих в муниципальных образованиях. В идеале качественная характеристика этих процессов требует сбора и обработки больших объемов статистических данных, значительных сил и средств на их обработку. Однако на практике принятие решений по тем или иным управленческим вопросам часто осуществляется в условиях неполноты информации, недостатка времени на детальное информационное обеспечение, необходимости экономии средств и других ограничивающих факторов.

Информация о работе Анализ социально-экономического положения г. Челябинск