Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ эффективности использования товарных ресурсов для торговой организации и путей ее улучшения.
Целевая направленность курсовой работы предопределила необходимость решения следующих задач:
исследовать теоретические основы обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами;
провести анализ эффективности использования товарных запасов торгового предприятия;
разработать направления повышения эффективности управления товарными ресурсами в торговом предприятии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами.
1.1Понятие и значение товарных ресурсов………………………………….5
1.2 Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами……….....10
1.3 Оценка эффективности использования товарных ресурсов………........15
Глава.2 Организация коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию товарных ресурсов.
2.1 Экономическая характеристика магазина ТПС «Всё для Вас»…………21
2.2 Анализ обеспеченности товарными ресурсами и определение необходимого размера товарных запасов…………………………………….24
2.3 Анализ эффективности использования товарных ресурсов магазина ТПС «Всё для Вас»……………………………………………………………………29
3. Пути совершенствования управления запасами……………………………32
Заключение ……………………………………………………………………..37
Список использованных источников ……………………………………….39

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 187.44 Кб (Скачать файл)

Для торговых предприятий  с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.

  • физико-химические свойства товаров.

Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким  в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести  непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

  • частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.
  • Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество [4, c.71-75].

На оборачиваемость товаров  оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т. п. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.

Глава.2 Организация коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию товарных ресурсов.

 

2.1 Экономическая  характеристика магазина ТПС «Всё для Вас».

          Для выполнения практического задания курсовой работы будем использовать данные магазина «Всё для Вас», находящегося по адресу, г.Краснодар, ул.Зелёная,45.

Полное наименование торгового  предприятия – магазин товаров  повседневного спроса «Всё для Вас», сокращенное – ТПС «Всё для Вас».

Форма собственности –  кооперативная.

Магазин был построен в 1976 году. До 1995 года являлся промышленным магазином, а с 1995 года до 1997 года не эксплуатировался. В 1997 году вновь был  открыт для реализации товаров повседневного  спроса.

Целью создания магазина ТПС «Всё для Вас» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Основным предметом деятельности торгового предприятия является:

  • осуществление розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами;
  • организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции.

Режим работы магазина с 8.00 до 21.00 без перерыва на обед и без  выходных.

Торговое предприятие  обслуживает 1033 человек. Из них количество женщин составляет 453, мужчин - 430, детей - 150. Среднемесячная продажа надушу населения составляет 60 тыс.руб.

Основой организации магазина ТПС«Всё для Вас» являются люди. Как известно, без людей нет торгового предприятия. Люди в организации формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Общая численность торговых работников в магазине составляет 4 человека, из них 1 заведующий магазином и 3 продавца. Среднемесячная нагрузка на одного работника составляет 13,5 млн.руб.

Розничный товарооборот магазина – 83,9 млн.руб. Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 105,3%. За отчетный месяц темп роста розничного товарооборота составил 86,2%.

Товарные запасы в торговом предприятии в сумме составляют 58,8 млн.руб.

Товарооборачиваемость в магазине – 23 дня. Норматив товарных запасов в сумме составляет 59,6 млн.руб., в днях – 24 дня.

План поступления товаров  на отчетный месяц – 79,1 млн.руб.

Магазин реализует продовольственные и непродовольственные товары согласно ассортиментному перечню, имеющемуся в магазине: хлебобулочные изделия; бакалейные; кондитерские и гастрономические изделия; консервы, в том числе молочные, мясные, рыбные, плодоовощные; детское питание; хозпродукция; фрукты; вино – водочные изделия; табачные изделия, а также промышленная группа товаров. Ассортимент достаточно широк и постоянно обновляется и расширяется.

Отдел организации торговли магазина разрабатывает индивидуальные ассортиментные минимумы. Они устанавливаются  с учетом типа розничного торгового  предприятия, его местоположения, площади  торговых и подсобных помещений  и других показателей.

Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме раз в  неделю. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое  количество товаров. Заявку подписывает  заведующий и направляет товароведу, который на ее основании выписывает товар на распределительных складах базы.

Рациональная организация  и технология товароснабжения требует  выбора наиболее эффективных методов  доставки товаров в магазин. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка. В частности, хлебобулочные, молочные и колбасные изделия поступают централизованно от поставщиков каждый день, а другие товары – децентрализовано по мере необходимости.

Торговая площадь магазина составляет 170 м2. Из них торговый зал занимает 120м2, остальная площадь 50м2 занята складскими помещениями. В складских помещениях находится 2 холодильных шкафа для хранения продуктов, стеллажи для хранения товарных запасов и подтоварники. В торговом зале находится 3 морозильных ларя, 5 холодильных витрин, 10 полок и 6 стеллажей. Торговые помещения играют основную роль в доведении товаров до потребителей и обслуживание покупателей. В них покупатель выбирает товар и оплачивает его, то есть завершает торгово-технический процесс. Планировка торгового зала должна обеспечивать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров при минимальных затратах времени, контроль со стороны обслуживающего персонала за ходом продажи и сохранностью товаров, способствовать рациональной организации торгово-технического процесса.

Товар должен быть соответствующим  образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, оберточных и увязочных материалов, произведены настройка и мелкий ремонт технически сложных товаров, чистка и утюжка одежды, оправка кусков ткани, проверена комплектность изделий, произведены нарезка и т.п.). Товары в торговом зале выкладываются (выставляются) в полном ассортименте, имеющемся в подсобных помещениях, в количестве, обеспечивающем непрерывность торгового процесса.

 

2.2 Анализ обеспеченности  товарными ресурсами и определение  необходимого размера товарных  запасов.

           В розничном торговом предприятии товарные запасы необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров и для предоставления покупателям возможности выбора нужных им товаров. Поэтому основной задачей анализа обеспеченности торгового предприятия товарными ресурсами является выявление резервов для ускорения оборачиваемости товаров при одновременном обеспечении высокого качества обслуживания населения. В ходе анализа товарных запасов необходимо установить экономическую обоснованность действующих нормативов товарных запасов, а также соответствие фактических запасов и их оборачиваемости нормативам.

При анализе состояния  товарных запасов устанавливается  их соответствие нормативу (в сумме  и в днях к обороту). Для установления соответствия фактических товарных запасов утвержденным нормативам необходимо их сумму сравнить с нормативом в абсолютной сумме. Данные о фактических товарных запасах и о нормативах товарных запасов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Проверка соблюдения норматива товарных запасов  за сентябрь месяц 20011г

Товарные запасы:

факт

норматив

Отклонение от норматива

в сумме, млн.руб.

51,7

59,6

-7,9

в днях к обороту, дни

22

24

-2


 

Как видно из таблицы 1 фактические  товарные запасы составили в сумме 51,7 млн.руб., а норматив – 59,6 млн.руб. Соответственно отклонение от норматива составило – 7,9 млн.руб. Это говорит о том, что в магазине недостаточные товарные запасы, что может привести у сужению ассортимента и перебоям в торговле, а значит к невыполнению плана товарооборота. То же самое показывает анализ товарных запасов по дням торговли: фактические товарные запасы составляют 22 дня, а норматив – 24 дня. Следовательно, отклонение от норматива составляет – 2 дня.

На следующем этапе  анализа производится анализ товарных запасов в разрезе отдельных  товарных групп, данные о которых  представлены в таблице 2.

 

Таблица 2–Данные о поступлении и реализации по товарным группам

 

Поступление

Реализация

Остатки на к-ц

план

факт.

отклон.

план

факт.

отклон.

Мясо ,кг

120,6

102

-18,6

101,6

100

-1,6

42

Птица ,кг

118,2

72

-46,2

101,6

72

-29,6

24

Колбасные изд.

607,8

370

-237,8

474,2

448

-26,2

72

Рыба

142,9

68

-74,9

108,4

94

-14,4

36

Масло животное

78,8

15

-63,8

57,6

30

-27,6

14

Масло растит.

70,3

0

-70,3

40,6

38

-2,6

25

Цельномол. прод.

1290,8

897

-393,8

1219,4

919,8

-299,6

46

Сахар

618,1

200

-418,1

406,5

300

-106,5

250

Кондит.ИЗД.

211,0

77

-134,0

149,0

183

34,0

320

Хлеб и х/бул.

3097,6

2240

-857,6

3116,1

2334

-782,1

95

Водка,лик- вод.изд.,дал

40,0

25

-15,0

27,1

16

-11, 1

17

Вино, дал

164,7

155

-9,7

135,5

83

-52,5

125

Пиво, дал

77,5

78

0,5

54,2

30

-24,2

66

Безалкогол.нап.,дал

159,9

150

-9,9

101,6

85

-16,6

120

Мин. вода тыс.бут.

0,2

1,2

1,0

1,0

6,1

5,1

1,1

Мороженое, кг

99,4

36

-63,4

81,3

63,5

-17,8

2;".

Цитрусовые

136,4

121

-15,4

108,4

92,6

-15,8

36

Мука

83,7

0

-83,7

74,5

38

-36,5

72

Крупа

134,1

20

-114,1

101,6

154

52,4

102

Одежда и белье, тыс.руб.

73,1

0

-73,1

74,5

14

-60,5

646

Трикот. изд.

63,7

0,2

-63,5

81,3

46,2

-35,1

514

Чул.-нос. изд.

56,8

0

-56,8

81,3

40

-41,3

360

Обувь кожанная

40,6

0

-40,6

33,9

11

-22,9

359

Телевизоры, штук

1

4

3

1

3

2

2

Стирал. маш.

0

1

1

0

0

0

2

Холодильники

1

0

-1

1

0

-1

1

Мыло хоз. , кг

4,2

0

-4,2

8,4

-1,1

-9,5

15,5

СМС

9,0

0

-9,0

16,9

7

-9,9

35

Мыло туал.

1,8

0

-1,8

3,4

-1,6

-5,0

6

Табачные изделия  тыс. ш

73,7

57,6

-16,1

48,8

30,8

-18,0

102

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия