Задачи по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 13:47, задача

Описание работы

Задача № 1. Индивидуальный предприниматель Долгов в течение года производил платежи по налогу на доходы физических лиц позднее установленного срока. Однако в конце этого же года он выплатил всю необходимую сумму налога. Районная налоговая инспекция в результате проведения годовой проверки обнаружила допущенные Долговым финансовые нарушения и наложила на него штраф на всю сумму задолженности в этом году. Долгов посчитал такие действия налоговой инспекции незаконными, т.к. “необходимую сумму налога он выплатил”, и обжаловал их в судебном порядке.
Обоснована ли жалоба Долгова?

Файлы: 1 файл

Финансовое контрольная.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

Задача № 1. Индивидуальный предприниматель Долгов в течение  года производил платежи по налогу на доходы физических лиц позднее  установленного срока. Однако в конце этого же года он выплатил всю необходимую сумму налога. Районная налоговая инспекция в результате проведения годовой проверки обнаружила допущенные Долговым финансовые нарушения и наложила на него штраф на всю сумму задолженности в этом году. Долгов посчитал такие действия налоговой инспекции незаконными, т.к. “необходимую сумму налога он выплатил”, и обжаловал их в судебном порядке.

Обоснована ли жалоба Долгова?

 

В соответствии с п. 9 ст. 227 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ)1 физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, уплачивают авансовые платежи на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не  позднее 15 июля текущего года  в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не  позднее 15 октября текущего года  в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь  - не позднее 15 января следующего  года в размере одной четвертой  годовой суммы авансовых платежей.

При этом согласно п. 8 ст. 227 НК РФ обязанность по исчислению сумм авансовых платежей возложена на налоговые органы. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 ст. 227 НК РФ видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

НК РФ не предусмотрена уплата авансовых платежей индивидуальным предпринимателем в случае, если налоговое уведомление не получено им в установленном порядке.

в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Если обязанность по уплате налога на доходы физических лиц выполнена  налогоплательщиком в установленный  срок, необходимость в повторной  уплате за истекший налоговый период суммы налога в виде предварительных платежей по налогу - авансовых платежей за этот же период не возникает.2

 

За неполную или несвоевременную  уплату авансового платежа налоговики не вправе привлечь налогоплательщика к ответственности (начислить штраф) (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ).

При этом если предприниматель перечислил итоговую сумму НДФЛ в установленный п. 6 ст. 227 НК РФ срок, но в течение налогового периода не уплачивал авансовые платежи, то перечислять их уже не потребуется (Письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-04-05/3-266 (п. 2)).

Однако если предприниматель уплатил авансовые платежи позже, чем установлено законом, то на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ. Это следует из абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 18.03.2008 N 03-02-07/1-1063). При этом необходимо отметить следующее. Годовая сумма налога может отличаться от исчисленных в течение года авансовых платежей в большую или меньшую сторону. Ведь сами авансовые платежи рассчитываются не на основе фактического дохода, а исходя из предполагаемых поступлений или налоговой базы предыдущего периода. Несмотря на это, пени все равно подлежат уплате (Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 (п. 1)4).

В случае неуплаты авансовых  платежей пени начисляются в общем  порядке: начиная со дня, следующего за последним днем перечисления авансовых платежей, указанным в уведомлении налогового органа. Начисление пеней производится до даты их фактической уплаты либо до момента наступления срока уплаты налога, т.е. по 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ, абз. 1 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47).

 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что жалоба Долгова обоснована в части неправомерности наложения штрафа. В части  необходимости уплаты пени за несвоевременную уплату НДФЛ информации в условии задачи недостаточно для обоснованного вывода.

 

Задача № 2. Государственное  предприятие «Автошина», состоящее  на сметно-бюджетном финансировании, в течение 2.5 месяцев не получало денежные средства из федерального бюджета. В связи с этим руководитель предприятия Храпов распорядился часть (1/3) оставшихся бюджетных средств разместить на депозите в Банке «Слон», другую часть (1/3) отдать в доверительное управление ОАО «Терек», рассчитывая, что из полученных доходов от использования бюджетных средств можно будет выплатить заработную плату сотрудникам предприятия.

Оцените правомерность  действий руководителя предприятия.

 

По гражданскому законодательству.

Федеральное государственное  предприятие на сметно-бюджетном  финансировании – в Гражданском кодексе РФ под данное условие попадает казенное предприятие, имеющее имущество на праве оперативного управления.

По сравнению с государственными и муниципальными предприятиями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, имеющие имущество на праве оперативного управления, имеют гораздо более ограниченное право распоряжения таким имуществом.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом только с согласия собственника.

Понятия "отчуждение" и "распоряжение" относятся друг к другу как частное и общее. При этом отчуждение представляет собой вид распоряжения имуществом, при котором происходит передача его в собственность другому лицу (продажа, дарение и т.д.).

Учитывая, что деньги также являются имуществом (статья 128 ГК РФ)5, следует, что казенное предприятие вправе без согласия собственника имущества только принимать подарки (за исключением дарения в отношениях между коммерческими организациями) или совершать иные безвозмездные в свою пользу сделки, а также сделки по реализации произведенной им же продукции (работ, услуг), да и то на сумму не более 5 млн. рублей (ст. 23 Закона об унитарных предприятиях)6. Ведь при покупке казенным предприятием товаров (работ, услуг) происходит распоряжение деньгами (оплата), которые принадлежат государству или муниципальному образованию, а на это, исходя из буквального толкования Закона, требуется согласие собственника. Однако на этот счет в судебной практике обнаруживается другая точка зрения (см. Определение ВАС РФ от 28 декабря 2007 г. N 16750/07).

Абзац 4 п. 1 ст. 19, как и ст. 18 Закона об унитарных предприятиях7, указывает, что уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Как и в ст. 188, данное правило распространяется не только на сделки по отчуждению имущества, но и на любые другие сделки, к которым можно отнести, например, выдачу доверенностей, перевод долга, субаренду имущества.

"Казенное предприятие  вправе распоряжаться принадлежащим  ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия". Сделки, совершенные с нарушением этого правила даже при наличии согласия собственника имущества предприятия, ничтожны. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Более того, помимо указанных  ограничений Закона об унитарных  предприятиях, ст. 296 ГК РФ9 предусмотрено, что казенное предприятие (и учреждение), за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В случае если имущество казенного предприятия окажется излишним, не будет использоваться или будет использоваться не по назначению, закрепленное за казенным предприятием (или учреждением) либо приобретенное им за счет средств собственника имущества, собственником может быть изъято.

 

С позиций ГК действия руководителя предприятия неправомерны, ответственность – гражданская (возмещение убытков – статья 53 ГК РФ10, статья 277 Трудового кодекса РФ11) и дисциплинарная

 

По бюджетному законодательству.

Размещение бюджетных  средств на банковских депозитах, получение  дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.12

Требования к кредитным  организациям, в которых могут  размещаться средства бюджетов субъектов  Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям13, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены  следующие меры:

предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств;

приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

наложение штрафа;

начисление пени;

иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.14.

Основаниями применения мер  принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации в нашем случае являются:

нецелевое использование  бюджетных средств (в отношении предприятия);

несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей  бюджетных средств (в отношении главного распорядителя бюджетных средств, задержавшего зачисление на 2,5 месяца);

финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись (в отношении предприятия и  отдела Федерального казначейства?).

 

В отношении директора  предприятия за нарушение бюджетного законодательства возможна ответственность административная (статья 15.14 КоАП РФ)15:

Использование бюджетных  средств получателем бюджетных  средств на цели, не соответствующие  условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от четырех тысяч до пяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

И уголовная (статья 285.1 УК РФ)16:

Расходование бюджетных  средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом  в размере от ста тысяч до трехсот  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом  в размере от двухсот тысяч  до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

( Крупным размером в данной статье, а также в статье 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

 

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

2 Письмо Министерства финансов РФ от 15 апреля 2011 г. N 03-04-05/3-266

3 письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2008 N 03-02-07/1-106

4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда  Российской Федерации от 26.07.2007 N 47

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

6 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", (принят ГД ФС РФ 11.10.2002)

7 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

8 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

9Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

Информация о работе Задачи по "Финансовому праву"