Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Валютный контроль: понятие, задачи………………………………………..5
2. Правовые основы валютного контроля в РФ……………………………….12
2.1 Валютные операции - предмет валютного контроля……………………..18
2.2 Субъекты валютного контроля по законодательству РФ…………………26
2.3 Объекты валютного контроля по законодательству РФ…………………..31
2.4 Нормативное закрепление цели и задач валютного контроля……………34
3 Валютное регулирование и его виды………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

валютный контроль.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

Что же касается отдельных задач, решаемых для достижения общей цели валютного  контроля, то такие задачи в самом  общем виде перечисляются в п. 2 ст. 10 Закона о валютном регулировании, определяющем направления валютного  контроля, и конкретизируются в подзаконных  нормативных актах, принимаемых  по данным направлениям. Пунктом 2 ст.10 Закона выделено 4 основных направления :

1. определение соответствия валютных  операций законодательству и  наличия лицензий;

2. проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте  перед государством, а также обязательств  по продаже иностранной валюты  на внутреннем рынке;

3. проверка обоснованности валютных  платежей;

4. проверка валюты и объективности  учета и отчетности по валютным  операциям.

Формулировки Закона нуждается  в некоторых пояснениях.

Прежде всего, первую задачу (подп. «а» п. 2 ст. 10 Закона) можно делить на фактически подразумеваемые под ней, по смыслу Закона, три самостоятельные задачи:

1. наблюдение за текущими валютными  операциями;

2. контроль над соблюдением порядка осуществления операций, связанных с движением капитала;

3. контроль за соблюдением правел совершения валютных операций на внутреннем валютном рынке и обращением валюты внутри страны;

Следующая указанная в Законе задача (подп. «б» п. 2 ст. 10) в настоящее время приняла вид контроля за репатриацией экспортной выручки и обязательной продажей части валютной выручки за рубли. Это направление регулируется нормами Указов Президента РФ от 14 июня 1992 г. №629 и от 15 марта 1999 г. №334 «Об изменении порядка продажи части валютной выручки». Инструкцией Банка России, ГТК России от 13 октября 1999 г. №86-И, №01-23/265-И. « О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товара».

Задача третья, определяемая подп. «и» п. 2 ст. 10 Зкона как «проверка обоснованности платежей в иностранной валюте», также может быть уточнена исходя из реального развития законодательства: речь идет о контроле за обоснованностью платежей по внешнеторговым импортным сделкам с целью не допустить утечки иностранной валюты за пределы Российской Федерации по фиктивным сделкам, совершенным без намерения ввезти товар на территорию России. Основы контрольных мероприятий в этой области определяются Указом Президента РФ от 21ноября 1995 г. №1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 28 февраль 1996 г. № 206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации». Инструкцией Банка России и ГТК России от 14 октября 2000 г. №91-И. 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортных товаров» .контроль за валютными операциями при импорте услуг предусматривается Инструкцией ВЭК России и Банка России от 10 февраля 2000 г. №03-26/493, 88-И «О порядке выдачи заключений об обоснованности платежей и иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности».

Что же касается четвертой задачи, проверки «полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ», то частично эта задача решается в рамках перечисленных  направлений контрольной деятельности и самостоятельного развития не получила. Так, отчетность по операциям, связаны  с движением капитала, проверяется  при контроле за соблюдением режима проведения операций капитального характера, который регламентируется условиями лицензии, выданный на конкретные операции. Отчетность по экспортным операциями проведения в рамках контроля за репатриацией экспортной выручки и т.п.

3. Валютное регулирование и его виды

Валютное регулирование - это, с  одной стороны, процесс, а с другой - порядок государственного управления валютной сферой в экономике. Валютное регулирование является составной  частью валютной политики и включает установленные государством принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способ государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности и обеспечение финансово - бюджетной безопасности.

Впервые валютное регулирование было применено в Германии: в 1916г. в связи с разразившимся в результате Первой мировой войны экономическим кризисом здесь были приняты постановления о торговле с расчетами в иностранных валютных средствах и о регулировании платежей за границей. Эти документы были направлены на борьбу с утечкой капитала из страны.

К задачам валютного регулирования  относят управление обращением валюты, контроль за валютными операциями, воздействие на валютный курс национальной валюты, ограничение использования иностранной валюты, установление порядка проведения валютного контроля.

Валютное регулирование подразделяется на прямое и косвенное, рыночное и государственное. Прямое валютное регулирование включает законодательные акты и действия исполнительной власти. Косвенное предполагает использование экономических, в частности валютно- кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Рыночное валютное регулирование основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию, а государственное направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.

Валютное регулирование осуществляется на тех уровнях: национальном, межгосударственном и региональном. Основными элементами национального валютного регулирования  являются:

· расширительный порядок для совершения операций с валютными ценностями;

· введение института уполномоченных банков;

· запрет на применение иностранной  валюты в расчетах между резидентами  на территории страны;

· установление разрешительного порядка  для оставления валюты на счетах в  иностранных банках;

· введение обязательной продажи части  валютной выручки и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрение нормативного закрепления  основных элементов валютного контроля позволяет сделать вывод, что  в этой сфере действует в целом  сложившаяся совокупность правовых норм, создающих правовую основу контрольной  деятельности государства. Однако данной части валютного законодательства присущи определенные недостатки: во - первых, преобладающее значение имеют  нормы подзаконных правовых актов; во -вторых, нормы, регулирующие валютный контроль, рассредоточены в огромном массиве неупорядоченного и некодифицированного законодательства.

Такие недостатки в определенной степени  влияют на эффективность системы  валютного контроля, но в первую очередь их следствием является отсутствие эффективных гарантий законности деятельности субъектов контроля, а также гарантий защиты участников валютных отношений  от ведомственного произвола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скоро вступит в силу Федеральный  закон (1), направленный на упрощение  процедур налогового контроля. Будет  расширен круг граждан-нерезидентов, а  также установлены требования к  паспорту сделки.

Нормы Закона № 406 ФЗ действительно  направлены на упрощение процедур валютного  контроля. Но отдельные его положения  требуют уточнения на подзаконном  уровне. В частности, порядок передачи сведений о сроке исполнения договоров, новая форма паспорта сделки, порядок  электронного документооборота между  органами и агентами валютного контроля. Что касается объема обязанностей резидентов перед органами и агентами валютного  контроля, то он остался прежним, за исключением обязанности резидентов представлять уполномоченным банкам сведения об ожидаемых сроках исполнения договоров  по внешнеторговой деятельности. Однако и эта обязанность направлена в конечном итоге на сокращение процедуры  валютного контроля, так как отсутствует  необходимость в переоформлении паспорта сделки при изменении соответствующих  сведений о сроках.

Все изменения, внесенные новым  законом, представлены в статье в  виде таблицы для сравнения новой  и старой редакций Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173 ФЗ.

Что изменилось

Новая редакция

Старая редакция

Расширен круг граждан РФ, относящихся  к категории нерезидентов (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ)

Нерезиденты — граждане РФ, которые  постоянно проживают за рубежом  не менее одного года, в т. ч. на основании  вида на жительство в иностранном  государстве или рабочей или  учебной визы со сроком действия не менее одного года либо совокупности таких виз с общим сроком действия не меньше года

Нерезиденты — граждане РФ, постоянно  проживающие в иностранном государстве  в соответствии с законодательством  этой страны

Резидентов обязали предоставлять  информацию о сроках исполнения внешнеторгового контракта (ч. 1.1, 1.2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ)

Резиденты, которые занимаются внешнеторговой деятельностью, должны предоставлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках: 1) получения от нерезидентов на свои счета иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств в виде передачи им товаров, выполнения для них работ или оказания услуг; 2) исполнения нерезидентами обязательств по договорам в виде передачи ими товаров, выполнения ими работ или оказания услуг

Не предусмотрено

 

Порядок предоставления банкам данной информации должен установить Банк России. Примечание: наличие у банка вышеуказанных сведений освободит резидентов от обязанности переоформлять паспорт сделки, если в ходе исполнения внешнеторгового контракта изменились какие-либо его условия, указанные в паспорте. Однако форма предоставления подобной информации пока не разработана

 

Сведения, которые должен содержать  паспорт сделки, установлены непосредственно  в ст. 20 Закона № 173-ФЗ

В паспорте сделки указывают: 1) номер  и дату оформления паспорта сделки; 2) сведения о резиденте и его  иностранном контрагенте; 3) общие  сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, его номер (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены, дата завершения исполнения обязательств по сделке); 4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета, в котором осуществляются расчеты по сделке; 5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Сведения, за исключением указанных в пп. 1, 4, отражают в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами.

Примечание: в настоящее время форма паспорта сделки Банком России пока не разработана, но она будет отличаться от существующей незначительно

В Законе № 173-ФЗ перечня таких сведений нет.

Требования  к содержанию паспорта сделки отражает его форма, приведенная в приложении № 4 к Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И

Уточнен порядок истребования документов органами и агентами валютного контроля и правила их представления (ч. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ)

У резидентов и нерезидентов могут  быть истребованы только те документы, которые используются ими в предпринимательской  деятельности, в т. ч. для учета  хозяйственных операций по правилам бухучета и обычаям делового оборота. В этом случае составлять отдельные  документы специально для целей  валютного контроля не надо. Одни и  те же документы представляются резидентами  и нерезидентами органам и  агентам валютного контроля однократно. Повторно предъявлять затребованную  документацию необходимо в случае изменения  первоначально указанных сведений

Не предусмотрено

Введена новая обязанность уполномоченных банков и Внешэкономбанка при выявлении нарушений резидентами-организациями требований получить валютную выручку на счета в российских банках (ч. 9.1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ)

Уполномоченные банки и Внешэкономбанк как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом требований ст. 19 Закона № 173-ФЗ по мерам репатриации иностранной валюты и валюты РФ передают органу валютного конт­роля, который имеет право применять санкции к этому лицу, ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения

Не предусмотрено

Появилась возможность осуществлять электронный документооборот между  органами и агентами валютного контроля (ч. 6.1, 17 ст. 23 Закона № 173-ФЗ)

Таможенные органы не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска товаров, передают в электронном виде информацию о  зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Банку Россиии уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Органы  и агенты валютного контроля (в  т. ч. таможенные органы) при обмене информацией в форме электронных  документов наряду с электронной  цифровой подписью могут использовать иные способы защиты электронных  документов от подделки, которые позволяют  идентифицировать отправителя электронных  документов и установить отсутствие искажений в них. Они также  должны обеспечить защиту информации

Не предусмотрено


Сноска (1) Федеральный закон от 06.12.2011 № 406-ФЗ (далее — Закон № 406-ФЗ)

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. №721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля».
  3. Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок
  4. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
  5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (с изменениями от 1 декабря 2007 г.)
  6. Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (с изменениями от 2 января, 5 августа 2000 г., 6, 8 августа 2001 г., 10 декабря 2003 г., 29 июля, 22 августа, 29 ноября 2004 г., 3 декабря 2008 г.)
  7. Верховный  совет  РФ   ПОСТАНОВЛЕНИЕ  от 22 мая 1992 г. N 2815-1 «О ВСТУПЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ И МЕЖДУНАРОДНУЮ АССОЦИАЦИЮ РАЗВИТИЯ»
  8. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

9. "Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

           10 . Лаврушин О.И. «Банковское дело» 2006 г.

           11. Жарковская Е.П. «Банковское дело» 2006 г.

          12. Глушкова Н.Б. «Банковское дело» 2005 г.

  13  . Владимирова М.П. « Деньги кредит банки» 2005 г.

14. Челноков В.А. «Деньги кредит банки» 2003 г.

15. Семенов С.К. «Деньги кредит банки» 2005 г.

16. Жуков Е.Ф. «Деньги кредит банки» 2004 г.

17. Крашенинник В.М. «Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой» 2003 г.

18. Хаменушко М.В. «Валютный контроль в РФ» 2001 г.


Информация о работе Валютный контроль