Валютное законодательство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:
— формирование и развитие национального валютного рынка;
— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…….……..3
1.1.Валютное законодательство. Проблемные аспекты…………………….9
2.1.Ответственность за нарушение валютного законодательства……………………..……………………………...…..…..22
2.2.Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства.…………………………………………………………….26
2.3. Процедура применения санкций за нарушение валютного законодательства…………………………. ………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………....43
Литература…………………..………………

Файлы: 1 файл

валютное законодательство РФ. курсовая.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ТЕХНОЛОГИЙ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Финансовое право РФ

На тему «Валютное законодательство РФ»

 

 

 

 

Выполнил студент 

Группы Ю-31

Заочной формы  обучения

Алиев Афтандил Сиражетдинович

 

Калуга, 2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…….……..3

1.1.Валютное законодательство. Проблемные аспекты…………………….9

2.1.Ответственность за нарушение валютного законодательства……………………..……………………………...…..…..22

2.2.Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства.…………………………………………………………….26

2.3. Процедура применения санкций за нарушение валютного законодательства…………………………. ………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………....43

Литература…………………..…………………………………………….…..48

 

Введение.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый —  специальные законодательные и  нормативные документы, посвященные  валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку  валютного законодательства относятся  законы всеобщего действия, такие, как  Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного  регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью  валютного регулирования государство  стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

—        формирование и развитие национального валютного рынка;

—        регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

—        регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

—        определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

—        определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам  валютного регулирования, используемым в России, относятся:

—        требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

—        лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

—        требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

—        введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

—        установление лимитов открытой валютной позиции банков;

—        введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и  нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

—        определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

—        надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

—        контроль экспортных операций;

—        контроль импортных операций;

—        контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

—        проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

—        определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного  надзора, основанного на анализе  бухгалтерской, финансовой и статистической  отчетности;

2) с помощью  инспекционных проверок;

3) путем применения  мер воздействия в случае нарушения  валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного  контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного  контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые  в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

—        осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

—        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает  ответственность за нарушение валютного  законодательства (ст. 14). Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  несут ответственность в виде:

—        взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

—        взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

—        взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

—        приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

—        других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий  производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том  числе уполномоченных банков, и юридических  лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права  и обязанности должностных лиц  органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

—        проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

—        приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

—        приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Валютное законодательство. Проблемные аспекты.

Курс на либерализацию  валютного законодательства Российской Федерации был провозглашен в  Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2001 г., где Президент прямо сказал: "...нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере. Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике"1.Кроме того, было указано на необходимость создать приемлемый деловой климат для законного движения капитала: "...мы должны строго следовать принципу наибольшего благоприятствования в отношении своих собственных граждан: российским гражданам не должно быть запрещено то, что разрешено гражданам других стран на их родине"2. В результате разрабатываемый по поручению Правительства РФ законопроект о валютном регулировании и валютном контроле был принципиально переработан заинтересованными министерствами и ведомствами, в число которых входили Минфин, Минэкономразвития, Минюст, МНС, ГТК, ФКЦБ и Банк России, с учетом курса на его либерализацию.           Основными принципами, которыми руководствовались разработчики Закона, являлись: расширение норм прямого действия и, как следствие, сокращение отсылочных норм, отмена неработающих и исключение дискриминирующих ограничений в валютной сфере.     Новый Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", вступивший в силу в 2004 г. (далее - Федеральный закон), кардинально изменил нормы валютного законодательства. 
В частности, в действующем Федеральном законе отсутствует деление валютных операций на операции, связанные с движением капитала, и текущие валютные операции, которое вызывало трудности с применением законодательства со стороны предпринимателей, порождало произвол со стороны контролирующих органов и являлось предметом неоднократных судебных разбирательств. 
На сложность применения норм валютного законодательства в части порядка привлечения субъектов внешнеэкономической деятельности к ответственности указывает тот факт, что Конституционный Суд РФ дважды3 возвращался к вопросу о бесспорном порядке взыскания с юридических лиц сумм штрафов, установленных действующим на тот момент Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". 
В целях дальнейшей поэтапной либерализации валютного законодательства соответствующие нормы были прямо заложены в новый Федеральный закон. 
Так, с 1 января 2006 г. прекратили свое действие нормы, связанные с резервированием средств участниками валютных расчетов при проведении любых операций движения капитала; требованием об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций, регулируемых Банком России (далее - ЦБ РФ); обеспечением исполнения обязательства нерезидента перед резидентом при проведении валютных операций. С 1 января 2007 г. отменены требования об использовании специального счета при проведении валютных операций; о предварительной регистрации в налоговых органах счета (вклада), открываемого в банках за пределами территории России; об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке. 
Вместе с тем в Федеральном законе сохранены меры и соответствующие нормы, направленные на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ, сдерживание роста инфляции и предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, а также поддержание устойчивости платежного баланса РФ. 
В качестве таких мер в Федеральный закон включены положения о репатриации иностранной валюты и валюты РФ и положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг. 
Нормы ст. ст. 15 и 19 Федерального закона, посвященные указанным мерам, имеют свои особенности.  
Обязанность резидентов, определенная п. 1 ч. 1 ст. 19, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ зависит от основания их получения, которым является только внешнеторговый контракт. То есть, учитывая совокупность положений ч. 3 ст. 162 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона, внешнеэкономическая сделка должна быть заключена в письменной форме в виде внешнеэкономического договора. Таким образом, указанная обязанность не распространяется на такие поступления из-за рубежа, как дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, не связанные с исполнением внешнеторгового контракта. 
Другая обязанность резидентов, установленная п. 2 ч. 1 ст. 19, возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам, зависит от факта ввоза на таможенную территорию (получения на таможенной территории) товаров, невыполнения работ, неоказания услуг, наличия или отсутствия факта передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.  
Вместе с тем предусмотренные в Федеральном законе нормы по репатриации не позволяют в полной мере реализовать те цели, на которые они направлены, поскольку специфика самих норм создает законные основания для невозвращения в РФ иностранной валюты или валюты РФ, поскольку: 
1) репатриации подлежат не любые денежные средства, а только те, которые связаны с исполнением внешнеторговых контрактов;  
2) сроки репатриации определяются сроками исполнения внешнеторговых контрактов, что не исключает возможности увеличения сроков репатриации путем заключения участниками сделок дополнительных соглашений к контрактам. 
Кроме того, сохраняют свою актуальность вопросы репатриации денежных средств, когда в действиях участников валютных операций присутствуют признаки нарушений иного действующего законодательства, в частности, в случаях: 
1) осуществления валютных операций на основании поддельных (подложных) грузовых таможенных деклараций и иных документов (контрактов и товаросопроводительных документов), например, используемых в обосновании расчетов резидентов РФ с резидентами государств - членов таможенного союза, в условиях отсутствия требования о таможенном декларировании перемещаемых товаров в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС); 
2) внешнеторговых контрактов, заключенных так называемыми "фирмами-однодневками", зарегистрированными на физических лиц, не имеющих отношения к финансово-хозяйственной деятельности организации (студентов, лиц без определенного места жительства, по утерянным или похищенным паспортам);  
3) заключения внешнеторговых контрактов, являющихся мнимыми или притворными сделками.  
Другой мерой, направленной на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ, сдерживание роста инфляции, предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов и поддержание устойчивости платежного баланса РФ, является установление норм ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.  
Принципиально изменился подход к регулированию норм ввоза-вывоза со вступлением в силу ТК ТС и продолжающимся процессам создания единого экономического пространства.  
Государствами - членами таможенного союза подписан Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза. Установленный Договором порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в качестве основного условия содержит условие территориальности - перемещение через таможенную границу таможенного союза. При этом в ст. 1 Договора определено, что отношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, не урегулированные настоящим Договором, регулируются иными международными договорами таможенного союза, а в случае их отсутствия - законодательством сторон.  
Договорно-правовая база таможенного союза не содержит других международных договоров таможенного союза по указанному вопросу. 
При этом законодательством РФ предусмотрены иные правила и ограничения по ввозу в РФ и вывозу из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, которые установлены ст. 15 Федерального закона. 
Таким образом, в рамках таможенного союза, в состав которого входит Российская Федерация, используется понятие "таможенная граница таможенного союза", которая в соответствии с ч. 2 ст. 2 ТК ТС является пределами таможенной территории таможенного союза. 
В отсутствие международных договоров таможенного союза об иных таможенных границах, как это предусмотрено ч. 3 ст. 2 ТК ТС, и неизменности норм ст. 19 Федерального закона, ч. 5 и 7 ст. 15.25 КоАП РФ, в диспозиции которых указана Российская Федерация, без выделения каких-либо иных территориальных признаков возникает правовая коллизия по вопросу порядка и норм ввоза-вывоза физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов из РФ. 
При этом денежные средства и денежные инструменты на территории таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством (ч. 2 ст. 96 ТК ТС) находятся под таможенным контролем, следовательно, не подлежат таможенному декларированию в письменной форме при перемещении их физическими лицами через внутренние границы государств - членов таможенного союза.  
Казалось бы, регулирование правоотношений по ввозу-вывозу наличных денежных средств и денежных инструментов относится к таможенному законодательству, на которое имеется ссылка в ст. 15 Федерального закона в качестве одного из условий ввоза-вывоза.  
Вместе с тем данное положение вызывает сомнение, поскольку в России осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, составляет диспозицию ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение не таможенного, а валютного законодательства РФ.  
Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в соответствии с пп. "г" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона являются валютной операцией. При этом несоблюдение  размеров ввоза-вывоза, определяемых ст. 15 Федерального закона, относит такие валютные операции к категории незаконных, за осуществление которых предусмотрена ответственность по ст. 15.25 КоАП РФ.  
Кроме того, ч. 7 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного  порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 16.3 и 16.4 КоАП РФ. 
Следует отметить, что ст. ст. 16.3, 16.4 КоАП РФ относятся к сфере административной ответственности за нарушения таможенных правил. 
Таким образом, порядок ввоза-вывоза (перемещения) физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу относится одновременно к сфере валютного и таможенного законодательства, что не исключает очередного возникновения правовых коллизий.  
Между тем валютное регулирование в соответствии с Конституцией РФ находится в ведении РФ, и государство предусматривает меры должного поведения участников валютных правоотношений и последствия их неисполнения, установив в Федеральном законе санкции за нарушения норм валютного законодательства и соответствующий правовой механизм регулирования и контроля.  
Последствия нарушения норм валютного законодательства предусмотрены в ст. 25 Федерального закона в виде отсылочной нормы на законодательство РФ, которым напрямую установлена административная и уголовная ответственность. 
Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере предусмотрена ст. 193 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).  
Состав уголовно наказуемого деяния ст. 193 УК РФ предусматривает наличие специального субъекта - руководителя организации, специфического предмета - иностранную валюту и дополнительных условий - крупный размер (в указанной статье крупным размером признается сумма в иностранной валюте свыше 30 млн руб.), практически основным видом ответственности за невозврат денежных средств остается административная ответственность. 
В отличие от уголовной ответственности, ответственность, установленная ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), распространяется на физических лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц и включает в предмет правонарушения не только иностранную валюту, но и валюту РФ. 
Частями 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ введена ответственность, корреспондирующая с нормами ч. 1 ст. 19 Федерального закона, которая, в частности, обязывает возвращать валюту РФ по внешнеторговым сделкам за неввезённые на таможенную территорию РФ товары.  
Вместе с тем за осуществление валютных операций с использованием заведомо подложных документов, когда следствием их использования является невозврат денежных средств, ответственность КоАП РФ не предусмотрена. В данном случае физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за использование заведомо подложных документов на основании ч. 3 ст. 327 и ст. 193 УК РФ, диспозиция которой имеет ранее рассмотренные нами особенности и не распространяется на невозвращение валюты РФ.  
Исполнение субъектами внешнеэкономической деятельности внешнеторговых контрактов, являющихся мнимой сделкой, и представления в уполномоченные банки в качестве обоснования проводимых платежей подложных (фиктивных) таможенных деклараций не позволяют привлечь нарушителей к административной ответственности за нарушения п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона, поскольку мнимые сделки в соответствии с ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительны с момента их совершения и не создают соответствующих правовых последствий. 
Надлежащее соблюдение норм валютного законодательства призваны обеспечить существующая система валютного контроля и соответствующий правовой механизм выявления правонарушений, которые также имеет свою специфику. 
Основу системы валютного контроля в РФ составляют Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля.  
Банк России и Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору (далее - Росфиннадзор), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, как органы валютного контроля имеют каждый свою сферу ведения в области валютного контроля. 
Агенты валютного контроля с точки зрения их организационно-правового статуса более разнородны по своему составу. Агентами являются федеральные органы исполнительной власти - налоговые и таможенные органы, а также не являющиеся органами государственной власти уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и профессиональные участники рынка ценных бумаг.  
Несложно заметить, что часть агентов валютного контроля относятся к категории лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. И сами являются потенциальными или реальными участниками внешнеэкономических сделок и валютных операций с целью извлечения прибыли. 
Очевидно, что такая структура системы органов валютного контроля имеет свои особенности, преимущества и недостатки.  
Координирующая роль Правительства РФ в организации взаимодействия органов и агентов валютного контроля, являющихся федеральными органами исполнительной власти и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации, обеспечивает один из основных принципов валютного законодательства в РФ - принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля. 
Возложение функций агентов валютного контроля на организации, не являющиеся органами государственной власти, повышает уровень ответственности бизнеса при проведении валютных операций и делает более прозрачными валютные правоотношения.  
Вместе с тем наделение функциями органа валютного контроля и агентов валютного контроля различных по своему статусу4 и виду5 органов исполнительной власти оказывает влияние на эффективность системы валютного контроля и, соответственно, на обеспечение установленных валютным законодательством мер, направленных на обеспечение устойчивости валюты РФ, стабильности внутреннего валютного рынка РФ и предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов. 
В отличие от агентов валютного контроля только органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. 
Исходя из положений ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ, где в качестве управомоченных лиц, имеющих право рассматривать дела о таких правонарушениях, указаны только должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и его территориальных органов, применять административную ответственность за нарушение валютного законодательства имеет право только Росфиннадзор. Банк России, являясь органом валютного контроля, не является федеральным органом исполнительной власти. 
Налоговые и таможенные органы в рамках имеющихся у них полномочий обладают только правом возбуждать дела об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ. Однако при выявлении тех или иных нарушений в сфере валютного законодательства должностные лица таможенных и налоговых органов обязаны направлять такие дела на рассмотрение в Росфиннадзор.  
С одной стороны, исключается дублирование полномочий между органами власти по принятию решения о привлечении нарушителей к ответственности, с другой стороны, приводит к дублированию контрольных функций при повторном рассмотрении органом валютного контроля материалов дела, собранных агентом валютного контроля. В свою очередь, участник ВЭД фактически оказывается под проверкой двух органов исполнительной власти, наделенных контрольными функциями. Это создает дополнительную нагрузку для законопослушных участников ВЭД и условия для коррупционных проявлений. Такой порядок организации административного процесса сказывается на сроках принятия решения, что нельзя не принимать во внимание в условиях действия норм о сроках давности привлечения к административной ответственности. Своевременное привлечение к ответственности правонарушителей имеет особое значение прежде всего для профилактики и предупреждения правонарушений с использованием фирм-однодневок. 
Необходимо отметить, что полномочия агентов валютного контроля, связанные с осуществлением валютного контроля, и взаимно корреспондирующие с ними обязанности резидентов и нерезидентов не всегда обеспечиваются действующим законодательством. 
Законодательство не содержит норм, предусматривающих ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение установленной ч. 5 ст. 23 Федерального закона обязанности представлять агентам валютного контроля документы, действительные на день их представления. 
В результате проведенной административной реформы в сфере валютного законодательства не удалось решить вопрос повышения эффективности валютного контроля в случае совершения участниками ВЭД нарушений иного законодательства при проведении валютных операций. 
Как было замечено ранее, организационно-правовой статус агентов валютного контроля неоднороден.  
В отличие от налоговых органов, находящихся, как и Росфиннадзор, в ведении Минфина и обладающих контрольно-надзорными функциями, Федеральная таможенная служба (далее - ФТС) является по статусу и виду иным федеральным органом исполнительной власти. 
ФТС находится в ведении Правительства РФ, обладает функциями по контролю и функциями по выработке государственной политики, сочетая в себе признаки федерального министерства и федеральной службы6
Такая структурная разобщенность агентов и органов валютного контроля приводит к различию в подходах к квалификации правонарушений и оценки достаточности основания для привлечения нарушителей к ответственности. 
Единственный орган валютного контроля, который имеет право рассматривать административные дела о нарушениях валютного законодательства, - Росфиннадзор не обладает рядом полномочий и ресурсами, которые имеются у федеральных органов исполнительной власти - агентов валютного контроля.  
В частности, ФТС и таможенные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и обладают собственной экспертно-криминалистической базой, позволяющей повысить эффективность не только валютного контроля, но и бороться с иными негативными явлениями, такими как деятельность фирм-однодневок, ВЭД, осуществляемой с использованием подложных документов (контрактов, грузовых таможенных деклараций, иных товаросопроводительных документов). 
Кроме того, наличие у ФТС автоматизированных технологий таможенно-банковского валютного контроля и соответствующих информационных ресурсов фактически является основой построения системы комплексного противодействия и предупреждения негативных для экономики последствий. Указанные ресурсы, например, используются таможенными органами для передачи соответствующей информации в налоговые органы при подтверждении права экспортера на применение ставки НДС - 0%. 
Создание Таможенного союза и формирование правовой базы единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации потребуют дальнейшей гармонизации законодательства, в том числе в части установления единых принципов валютной политики, уточнения основ правового регулирования и контроля. 
Предстоящие преобразования являются основанием для создания условий по выработке новых подходов в модернизации системы валютного и таможенного контроля в РФ.  
Модернизация должна быть нацелена на повышение эффективности использования имеющегося потенциала контролирующих органов, усиление координации их деятельности и оптимизацию их взаимодействия путем устранения имеющихся противоречий действующего правового механизма контроля при соблюдении основных принципов: гарантии свободы законному движению капитала, исключения неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов, единства системы валютного регулирования и валютного контроля, обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.  

Информация о работе Валютное законодательство РФ