Валютное регулирование РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Данная тема комплексной курсовой работы актуальна. Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.
Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:
1) режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;
2) режим валютного государственного регулирования, установленный Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» и подтвержденный ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
1. Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы….3
2. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы………………………………………………..6
3. Правовое регулирование валютных операций на внутреннем валютном рынке РФ………………………………………………………………………….12
4. Правовое регулирование валютного контроля……………………………19
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………………....23

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Лица, осуществляющие в  Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
  • дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ;
  • филиалы и представительства за пределами РФ названных ранее юридических лиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющихся.

В число нерезидентов входят: 

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящихся в РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  • находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
  • находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.

Все юридические и  физические лица стран-участников СНГ  рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Правовое регулирование валютных операций на внутреннем валютном рынке РФ.

Под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по регламентированию порядка совершения валютных операций.

В настоящее время целью валютного  регулирования является поддержание  стабильного курса национальной валюты по отношению к курсам валют других стран. Валютное регулирование включает в себя следующие направления: определение политики валютного курса и официальных валютных интервенций; проведение валютного контроля; управление официальными валютными резервами; участие в международных валютно-кредитных организациях.

Реализация валютного  регулирования подразумевает применение целого комплекса различных мер, осуществляемых государством по регламентации  валютных операций резидентов и нерезидентов, осуществляемых ими платежей, инвестиций, порядка ввоза, вывоза за пределы страны валютных ценностей и валюты Российской Федерации и т.п.

Полномочия  Банка России как органа валютного  регулирования.

В соответствии с законодательством  органом государственного валютного  регулирования является Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) уполномоченный:

    • определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты;
    • издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории РФ резидентами и нерезидентами;
    • проводить все виды валютных операций;
    • устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностранной валюте и в валюте РФ, а также правила проведения нерезидентами, а РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
    • устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
    • устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии;
    • устанавливать единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в т.ч. уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
    • готовить и публиковать статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам;
    • выполнять иные функции.

В соответствии со ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем рынке РФ. Возникающие при этом отношения регулируются, в первую очередь, нормами гражданского права. Поскольку объект данных отношений является иностранная валюта как разновидность валютных ценностей, использование которых возможно лишь в пределах, установленных валютным законодательством, данные отношения регулируются и нормами финансового права.

Валютное законодательство предусматривает обязательное совершение операций по купле-продаже иностранной валюты только через уполномоченные банки. Сделки, заключенные вопреки названному правилу, являются недействительными. Все полученное по этим недействительным сделкам в соответствии с п.1 ст. 14 того же Закона взыскивается в доход государства. Поскольку бесспорное списание указанных сумм не предусмотрено, они подлежат взысканию в исковом порядке: через арбитражный суд, если ответчиком является юридическое лицо или гражданин-предприниматель. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту от своего времени по поручению предприятий и кредитных организаций (за комиссионное вознаграждение), от своего имени и за свой счет.

 По поручению клиентуры  уполномоченные банки могут продавать  средства в иностранной валюте  другому предприятию на межбанковском валютном рынке или Банку России.

Право уполномоченного  банка вести открытую валютную позицию (позицию валютного риска) означает право совершать сделки купли-продажи  безналичной иностранной валюты за валюту РФ.

Размер открытой валютной позиции уполномоченного банка определяется как разница между суммой иностранной валюты, приобретенной банком за свой счет (т.е. не по поручению клиента) в течение одного отчетного года, и суммой валюты, проданной им также за свой счет за тот же период времени. Для операций уполномоченного банка по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ за рубли устанавливается лимит валютной позиции.

Резиденты имеют право  покупать иностранную валюту за рубли  через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для целей осуществления ими текущих валютных операций, а также платежей в погашение основного долга по кредитам, полученным в иностранной валюте. Покупка валюты для осуществления платежей, связанных с движением капитала, возможна только с разрешения Центрального банка РФ.

Иностранная валюта, приобретенная  юридическими лицами – резидентами, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.

Граждане-резиденты вправе приобретать иностранную валюту в уполномоченных банках за счет своих собственных средств. Средства в иностранной валюте, принадлежащие гражданам, в т.ч. находящиеся на счетах и во вкладах в уполномоченных банках, могут быть ими беспрепятственно проданы уполномоченному банку за рубли.

В соответствии с законодательством предприятия независимо от формы собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней после указанной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ.

В настоящее время  единый курс рубля устанавливается  Центральным банком РФ на основе результатов операций по купле-продаже иностранной валюте на Московской межбанковской валютной бирже.

Предприятия обязаны  продавать на внутреннем валютном рынке  России 50% своей валютной выручки, образовавшейся от всех платежей в иностранной валюте, полученных ими от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами РФ, за исключением случаев, специально установленных законодательством.

Обязательной продаже  не подлежат следующие поступления  в  иностранной валюте о нерезидентов:

    • средства, полученные в качестве взносов в  уставной капитал, а также доходы, полученные от участия в капитале;
    • суммы, полученные в виде привлеченных кредитов, а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов, включая начисленные проценты;
    • поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;
    • валютная выручка организаций, осуществляющих продажу товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Установлен порядок  обязательной продажи предприятиями части экспортной выручки. В этих целях в уполномоченном банке каждому предприятию открывается два счета: транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте; текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.  Сначала все валютные поступления зачисляются на транзитный валютный счет.

 После этого уполномоченный  банк обязан не позднее следующего  рабочего дня известить об  этом предприятие. Оно должно незамедлительно дать поручение банку о продаже части валютной выручки и о перечислении оставшейся валюты на принадлежащий ему текущий счет. Приняв такое поручение, банк осуществляет продажу валюты, а если ее сумма не достигает минимальной суммы сделки, предусмотренной правилами проведения торгов на соответствующей межбанковской бирже, покупает эту валюту в счет лимита открытой валютной позиции. 

В соответствии с Законом  о валютном регулировании и валютном контроле граждане-резиденты имеют право иметь в собственности валютные ценности, полученные или приобретенные на территории России в законном порядке. К ним относятся валютные ценности, приобретенные на внутреннем валютном рынке страны через уполномоченные банки, путем покупки иностранной валюты за рубли; полученные в качестве наследства, дара с оформлением этих сделок в законодательном порядке; приобретенные в целях коллекционирования единичные иностранные денежные знаки и монеты в порядке, установленном законодательством. Кроме того, гражданин может стать собственником иностранной валюты при разделе валютного вклада супругов в уполномоченном банке или в том случае, если на содержание российского гражданина, работающего за границей, переводятся валютные средства не в полной сумме, а по его поручению часть средств зачисляется в России на валютный счет в уполномоченном банке.

Валютное законодательство регламентирует также порядок открытия российскими гражданами валютных счетов за границей на период их пребывания за рубежом.

Граждане могут свободно хранить валютные средства в уполномоченных банках и свободно ими распоряжаться.

Валютное законодательство регулирует порядок осуществления  валютных операций нерезидентами. Так, нерезиденты имеют право:

    • без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
    • продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, установленном Банком России;
    • беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в РФ или приобретены в РФ в соответствии с законодательством нашей страны. При этом физические лица – нерезиденты могут вывозить из РФ при соблюдении таможенных правил<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_043

Информация о работе Валютное регулирование РФ