Теории государственных финансов зарубежных экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть состояние финансовой науки в зарубежных странах на рубеже XX-XXI столетий.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику теориям государственных финансов зарубежных экономистов;
2. Рассмотреть процесс управления финансами в ведущих зарубежных странах;
3. Проанализировать государственный бюджет, его формирование и развитие в зарубежных странах;
4. Сделать соответствующие выводы.

Файлы: 1 файл

3222_Sostoyanije_fijnansovoii_naykij_v_zarybejnirh_stranah_na_rybeje_XX-XXI_stoletijii (1).doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

3. Важное значение принадлежит  и социальной функции бюджета. Государственный бюджет стал крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.

Зарождение отдельных элементов социальных служб, подчиненных буржуазному государству, относится еще к XIX в. С первой половины XX в. социальные функции стали все более переходить к государственной власти. С 1950-х годов этот процесс принял особенно широкие масштабы. Во всех зарубежных странах наблюдаются значительный рост социальных затрат и повышение их доли в ВНП и национальном доходе. Так, удельный вес социальных расходов в бюджетах западноевропейских стран возрос в среднем с 18% в середине 50-х годов до 20% в середине 60-х гг. и 30—35% в 80-х — 90-х годах. В современных условиях все большее значение придается человеческому фактору как основной движущей силе развития общественного производства, что и обусловливает рост социальных затрат.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:

  • военные;
  • вмешательство в экономику;
  • социальные цели;
  • содержание государственного аппарата управления;
  • предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Основные в государственном бюджете расходы на милитаризм, вмешательство в экономику и на социальные цели.

1. На военные расходы в ведущих зарубежных странах приходится от 20 до 35% общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы.

Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах — отграниченной части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО) [6, с. 89].

Прямые военные расходы резко возрастают в периоды войн и в условиях милитаризации экономики. Так, финансовая стоимость Первой мировой войны (81 млрд. долл. в постоянных ценах и 208 млрд. долл. в текущих ценах) была равна финансовой стоимости всех войн XIX в. Финансовая стоимость Второй мировой войны для воевавших капиталистических стран составила 925 млрд. долл. Из них 325 млрд. долл. приходилось на США, 272 млрд. долл. — на фашистскую Германию, 120 млрд. долл. — на Великобританию и т.д.(Алексеев А. М. Военные финансы капиталистических государств. — М., 1949.).

Наиболее высокими темпами прямые военные расходы после Второй мировой войны нарастали в США. Они составили за 20 лет (с 1974 по 1993 гг. включительно) более 4,5 трлн. долл. И только в связи с изменением международной обстановки в 90-е годы началось их незначительное сокращение. В 1997 г. прямые военные расходы в США составили 17% от общей суммы расходов федерального бюджета, на 1998 г. их удельный вес был предусмотрен в 16% соответственно [22, с. 216].

К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репарации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств. Часть процентов по государственному долгу относится к военным расходам, поскольку государственные займы являются основным методом финансирования расходов государства в периоды войн и играют важную роль в условиях милитаризации хозяйства.

Расходы по государственному долгу достигли в промышленно развитых западных странах крупных величин. Так, в США в 1997 г. на эти платежи было израсходовано 244 млрд. долл. или 15% от общей суммы расходов федерального бюджета. На 1998 г. они предусмотрены в 243 млрд. долл., или 15% к общим расходам бюджета.

Контрибуции, т. е. обязательства, налагаемые на побежденные страны, в XX в. не применялись. После Первой и Второй мировых войн были установлены репарационные платежи. ( Репарации — возмещения за убытки, причиненные государствами — зачинщиками воины.)

После Второй мировой войны общая сумма репарационных платежей была установлена 20 млрд. долл., из которых 10 млрд. долл. должны были получить СССР и Польша и 10 млрд. долл. остальные страны антигитлеровской коалиции. СССР получил лишь часть возмещения причиненного ему ущерба.

Статья “пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших” в комментариях не нуждается. Многие военные расходы проходят по статьям гражданских ведомств. К ним также относятся затраты на строительство дорог и других стратегических объектов, финансирование которых осуществляется по сметам общественных работ и др.

2. Быстро растущей группой государственных расходов являются затраты по вмешательству в экономику. В современных условиях усилилось целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства, развитие производительных сил. Государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики страны. После Второй мировой войны “экономическое чудо” в Западной Германии, Японии, а позднее в Южной Корее, на Тайване и в других странах произошло при большой финансовой поддержке государств.

К расходам по вмешательству в экономику относятся затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах страны, на стимулирование экспорта [20, с. 65].

Особое место в этих расходах занимают затраты на НИОКР. Эти расходы обеспечивают от 50 до 70% всех затрат на научные исследования, тогда как доля государственных средств, направляемых на НИОКР до Второй мировой войны, не превышала 10-15%.

Значительно возросли государственные капитальные вложения. Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития. (К ним относятся районы с высоким уровнем безработицы и замедленным экономическим ростом (например, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, Сицилия в Италии)).

В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников.

В целях структурной перестройки экономики отдельным отраслям промышленности оказывается выборочная помощь в виде государственных субсидии или льготных банковских кредитов с правительственной гарантией.

Значительные ресурсы из государственного бюджета предоставляются сельскому хозяйству. Это одна из наиболее опекаемых и приоритетных отраслей в зарубежных странах. Субсидии сельскому хозяйству выдаются двух видов: на поддержание гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию и на производственные цели — приобретение сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений, постройку складских помещений. Основное значение имеют субсидии на поддержание гарантированных цен. Важно отметить, что в странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках.

Государственное вмешательство в экономику не только стимулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Применение широкой системы регулирующих мер, в том числе и с помощью государственных финансов, позволило предотвратить глубокие экономические кризисы, подобные кризису 1929—1933 гг.

Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 15—17% в середине 50-х до 20% в середине 60-х и 22—25% в 80—90-х годах.

3. Затраты на социальные цели  включают расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение. Они  проходят по многочисленным социальным  программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании — несколько десятков. Среди социальных расходов наибольшие средства направляются на социальное страхование, социальное обеспечение, образование. Следует иметь в виду, что затраты на социальное страхование в значительной мере финансируются за счет самих трудящихся.

В зарубежных странах на полном государственном финансировании находятся лишь начальные школы, остальные виды образования имеют смешанные источники финансирования. В США и некоторых других странах в системе средней школы значительный удельный вес занимают частные школы, обеспечивающие за большую плату высокий уровень подготовки учащихся. За обучение в наиболее престижных университетах США (Гарвардском, Колумбийском) со студентов взимается высокая плата (25—35 тыс. долл. в год). В ФРГ в большинстве высших учебных заведений обучение платное. В Японии более 70% университетов — частные, обучение в которых также осуществляется за плату [24, с. 75].

Недостаточные средства выделяются на здравоохранение. В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь по линии медицинского страхования путем уплаты страховых взносов. Государственная помощь малообеспеченным гражданам в этой стране проводится по программе “Медикейр”, финансируемой из федерального бюджета, и по программе “Медикэйд”, финансируемой федеральным правительством и штатами. В Великобритании, Франции, ФРГ существует государственная служба здравоохранения, т. е. все виды медицинской помощи оказываются бесплатно. Однако трудящиеся производят, также, как и в случае социального страхования, специальные взносы на цели здравоохранения. Следует иметь в виду, что значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам.

4. Расходы на содержание государственного аппарата управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств. В отдельных странах — Великобритании, Бельгии, Японии — из государственного бюджета выделяются средства на содержание королевской семьи, в Японии — семьи императора В целом расходы на государственный аппарат занимают 4—5% общей суммы расходов бюджета.

5. Наибольшие субсидии и кредиты  развивающимся странам из государственного бюджета выделяют США. Помимо экономических факторов эта помощь определяется политическими мотивами. Она включает как кредитование на льготных условиях продажи иностранным государствам оружия, так и безвозмездную военную помощь в форме субсидий развивающимся странам. Военная помощь США развивающимся странам превышает ассигнования на экономические и социальные цели [22, с. 231].

3.2. Роль налогов в государственном  бюджете ведущих зарубежных стран

 

Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже – по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным – около 40%.

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.

Система налогообложения должна выполнять многообразные функции и, в частности, стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд, с другой стороны.

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой основным источником доходов государства являются налоги. Так, в Японии доля налогов с физических и юридических лиц составляет примерно 80–85% всех доходов государственного бюджета. Кроме того, государственный бюджет пополняется за счет увеличения государственного долга, продажи концессий, гербовых сборов и прочих доходов. Однако налоги безусловно являются важнейшей образующей государственного бюджета [17, с. 32].

Налоговое планирование. В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на корпорации в 44–50% и не перебираются в “налоговые гавани”, где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается.

На самом деле и в странах с “нормальными” (непониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по “эффективной” (т.е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в “налоговых гаванях”. Поэтому выбор между странами с нормальным налогообложением и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.

Информация о работе Теории государственных финансов зарубежных экономистов