Теоретические и методологические основы финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Анализ (без привязки его к хозяйственной деятельности и выделения в самостоятельную науку) существует с незапамятных времен, являясь весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а также часто и реального расчленения объекта или явления на части; процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования как в естественных, так и общественных науках (химический анализ, математический анализ, финансовый анализ и т. п.).

Файлы: 1 файл

курсач АФХД.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

е) Пресса и  информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа  деятельности отдельных компаний и  отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

ж) Торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа  и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.

Далее рассмотрим методику финансового анализа.

В последние годы появилось  достаточно много серьезных и  актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и так далее. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.

Введение  нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской  отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Финансовый анализ представляет собой методику оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Анализ финансового состояния – это глубокое, научно обоснованное исследование финансовых ресурсов в едином производственном процессе.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

  • анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
  • анализа финансового состояния;
  • анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности [12, 63].

Такая методика нужна  для обоснования выбора делового партнера, определения степени устойчивости предприятия, оценка деловой активности и эффективности предпринимательской  деятельности.

В период перехода к рыночной экономике требуются новые подходы к финансовому анализу, которые позволяют дать обобщенную и глубокую оценку «финансового здоровья», прибыльности, эффективности деятельности предприятия, текущей и долгосрочной платежеспособности. Для этого должны быть разработаны новые (современные) методики многовариантного диагностического анализа финансового состояния предприятия, соединяющие в единое целое ретроспективное и перспективное исследование его производственно-коммерческой, финансово-хозяйственной и другой деятельности.

Анализ основных результатов  деятельности предприятия включает изучение их в стоимостной (денежной форме), а также в натуральной, если это необходимо.

Набор анализируемых  показателей определяется хозяйственным  механизмом и действующим законодательством, которое закрепляет правила и нормы финансовых отношений предприятий и государства (налоги, нормативы, правила отчисления и т.д.).

В методике анализа используется шесть основных приемов:

  1.         Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Вертикальный анализ –  представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет  увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

 Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

а) переход к относительным  показателям позволяет проводить  сравнительный анализ предприятий  с учетом отраслевой специфики и  других характеристик,

б) относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

  1.          Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Горизонтальный анализ баланса  заключается в построении одной  или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень  агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм бухгалтерской отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. Поэтому  на практике можно построить аналитические  таблицы, характеризующие как структуру  отчетной бухгалтерской формы, так  и динамику отдельных ее показателей.

  1. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний отдельных периодов.

С помощью тренда формируются  возможные значения показателей  в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового менеджмента. Тренд – это путь развития. Строится график возможного развития организации. Определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования.

  1. Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Относительные величины применяются  в разных видах анализа, в зависимости  от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового  анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.

  1. Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
  2. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью различных приемов исследования [15, 97-98].

Типы факторного анализа:

    • функциональный и вероятностный
    • прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный)
    • одноступенчатый и многоступенчатый
    • статический и динамический
    • пространственный и временной
    • ретроспективный и перспективный.
      1.        Анализ с помощью финансовых коэффициентов.

Финансовые коэффициенты – применяются для анализа  финансового состояния предприятия  и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.

Критерии оценки финансового  состояния предприятия с помощью  финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

    • Платежеспособность и кредитоспособность
    • Ликвидность
    • Финансовая устойчивость
    • Деловая активность
    • Рентабельность, или прибыльность

Для измерения перечисленных  характеристик в практике анализа  используют множество различных  финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов  определяется задачами проводимого   анализа.

Эти методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Необходимо отметить также, что при проведении финансового  анализа имеются определенные трудности. Среди них можно выделить:

    • многопрофильность компаний;
    • ориентацию на лидеров;
    • влияние и учет инфляции;
    • сезонность;
    • интерпретацию результатов;
    • вуалирование отчетности [12, 65].

Оценка финансовой деятельности осуществляется на основе обобщения и анализа обширной информации, которая характеризует внутренние процессы хозяйствования в их стоимостном выражении. Решающими источниками информации выступают:

  • бухгалтерская отчетность (баланс активов и пассивов, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении денежных средств);
  • данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета (состояние и движение решающих позиций основных фондов, оборотных средств, доходов и затрат, запасов материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности и так далее);
  • статистические материалы о производственной и коммерческой деятельности предприятия, плановые задания, а также нормы, нормативы, среднеотраслевые или мировые стандарты важнейших финансовых показателей;
  • материалы текущих проверок, осуществленного анализа прошлых лет.

Информация о работе Теоретические и методологические основы финансового анализа