Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение конституционно-правовых основ судебной системы в Российской Федерации и рассмотрение видов судебных органов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание работы

Введение
Глава 1 . КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ
1.1 Конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации
1.2 Особенности судебной власти
1.3 Судебная система Российской Федерации
Глава 2 ВИДЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Конституционный Суд Российской Федерации
2.2 Верховный Суд Российской Федерации
2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая судебная власть.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Судебная система  – совокупность всех действующих  в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства1.

Правовая регламентация  основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции  РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации».

Основополагающим  принципом организации судебной системы является ее единство. Единство судебной системы РФ обеспечивается путем2:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему  Российской Федерации составляют: федеральные  суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных  судов выглядит следующим образом1:

1) Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) Федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд  является непосредственно вышестоящей  инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются  по территориальному принципу по месту  дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем  внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) Федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд  РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные  суды округов действуют на территориях  соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов  Российской Федерации образуются в  каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются1:

1) Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

 

2. ВИДЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

 

2.1 Конституционный Суд Российской Федерации

 

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль относится к числу эффективных  средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое  является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. 21 июля 1994 г. после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ Закон о конституционном суде стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128), и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:

1) разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров  РФ;

2) разрешает  споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ;

в) между высшими  государственными органами субъектов  РФ;

3) по жалобам  на нарушения конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование  Конституции РФ;

5) дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

6) осуществляет  иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами1.

Согласно действующему законодательству Конституционный  Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

Совет Федерации  рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда. Пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель и заместитель председателя Конституционного Суда. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации1:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

б) законов и  иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров  РФ.

Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционный Суд РФ издает «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.

 

 

 

2.2 Верховный Суд Российской Федерации

 

Верховный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Система судов  общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. Система судов общей юрисдикции является централизованной – возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства – так называемые общие суды либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований – военные суды, основным звеном которого являются – суды армий, соединений, флотилий; средним звеном – являются суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск; высшим звеном – Военная коллегия Верховного суда РФ.

Верховный Суд  РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции страны, действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов РФ.

Перечень дел, в отношении которых Верховный  Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, но не раскрыто содержание «иных дел», что должно быть истолковано, как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции.

Верховный Суд  РФ может также выступать в  качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания. Правительства и др.

Верховный Суд  обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав.

Количественный  состав Верховного Суда РФ: в штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Столь широкий  количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции.

Верховный Суд  РФ действует в составе1:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Президиума  Верховного Суда;

3) Судебной коллегии  по гражданским делам;

4) Судебной коллегии  по уголовным делам;

5) Военной коллегии;

6) Кассационной  коллегии.

Полномочия  Верховного Суда РФ, как высшего  судебного органа в отношении гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляют Президиум Верховного Суда РФ и судебные коллегии Верховного Суда РФ.

Информация о работе Судебная власть