Субъекты коммерческой деятельности. Практика выбора организационно-правовых форм коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение субъектов коммерческой деятельности, практики выбора организационно-правовых форм коммерческой деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) Охарактеризовать субъекты коммерческой деятельности
2) Выявить практику выбора организационно-правовых форм коммерческой деятельности.

Содержание работы

Введение
1 Субъекты коммерческой деятельности
2 Практика выбора организационно-правовых форм коммерческой деятельности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Копия Коммерческое право. КР.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Приведенные положения  ГК РФ позволяют произвести лишь ограниченную индивидуализацию всего по одному, хотя и существенному, показателю – по организационно-правовой форме коммерческой организации, на что и указывает п.1 ст.54 ГК РФ. Возникающее в результате государственной регистрации право коммерческой организации на фирменное наименование представляет собой исключительное право, защиту которого предоставляет п.4 ст.138 ГК РФ. Право на фирменное наименование – абсолютное, неотчуждаемое право юридического лица. Однако по договору коммерческой концессии оно может быть предоставлено правообладателем в пользование пользователю (ст.1027 ГК РФ).

Следующей особенностью правового положения коммерческой организации является возможность признания (объявления) этого юридического лица, кроме казенного предприятия, в установленном порядке несостоятельным (банкротом). Конечно, подобной процедуре могут быть подвергнуты и некоторые некоммерческие организации (ст.65 ГК РФ). Вместе с тем, на практике институт несостоятельности (банкротства) применяется, главным образом, в отношении коммерческих организаций.

Требования  к составу участников (учредителей) коммерческих организаций определяются действующим законодательством. Участниками (учредителями) коммерческих организаций выступают, прежде всего, граждане. Физические лица могут выступать в указанной роли с соблюдением общих правил о право- и дееспособности. Вместе с тем, в отношении граждан в ряде случаев необходимо учитывать и специальные правила, ограничивающие их участие в коммерческих организациях (см. выше).

По общему правилу, юридические лица также могут быть участниками коммерческих организаций (п.4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые виды юридических лиц вправе выступать участниками хозяйственных обществ с определенными особенностями. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом (абз.4 п.4 ст.66 ГК РФ). При участии юридических лиц в обществах следует обращать внимание на нормы закона и учредительных документов, регламентирующие порядок принятия решения органами юридического лица об участии в таком обществе. Например, в АО такое решение должно быть принято советом директоров (ст.65 ФЗ “Об акционерных обществах”); общее собрание акционеров, если оно не исполняет функции совета директоров, не вправе решать данный вопрос (п.3 ст.48 ФЗ “Об акционерных обществах”).

РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования  выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (ст.124 ГК РФ).

К названным  субъектам гражданского права применяются  нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Собственником имущества, составляющего государственную  или муниципальную собственность, является соответственно государство или муниципальное образование. От их имени права собственника осуществляют названные выше органы (ст.125, 215 ГК РФ). Поэтому они самостоятельно не вправе быть участниками обществ, если иное не установлено законом.

Исходя из этого, ГК РФ (п.4 ст.66) и ФЗ “Об обществах  с ограниченной ответственностью” (п.2 ст.7) установлен общий запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах, с оговоркой о возможности их участия только в случаях, установленных законом. Это особые субъекты, у которых гражданская правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью. Поэтому для участия в обществе как муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов государственной и муниципальной власти), так и указанных органов как самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном законе, предоставляющем такую возможность.

В настоящий  момент только действующее законодательство о приватизации (в смысле п.4 ст.66 ГК РФ) содержит нормы, регулирующие отношения по участию в хозяйственных обществах государственных органов и органов местного самоуправления.

В ст.16 ФЗ от 21 июля 1997 г. “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” установлено, что внесение государственного, муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ является способом приватизации государственного и муниципального имущества. Поэтому участие государственных и муниципальных органов общества путем внесения имущества соответствующего публично-правового образования может быть осуществлено только в порядке, установленном приватизационным законодательством.

Как показывает анализ гражданского законодательства и практики его применения, правовой статус коммерческих организаций урегулирован недостаточно, есть пробелы и противоречия в действующих нормах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИКА  ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выбор организационно-правовой формы коммерческой деятельности во многом зависит от правового режима ответственности участников коммерческой организации по ее долгам. Практика коммерческой деятельности, конкретные обстоятельства ее осуществления полностью подтверждают это правило. Не менее важным при выборе организационной формы является учет имущественных прав участников коммерческих организаций. По общему правилу, имущество коммерческой организации включает вклады ее участников, а также произведенные и приобретенные в процессе деятельности денежные и материальные ценности, которые принадлежат организации на праве собственности. Основу имущественной обособленности этих организаций составляет уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд и т.д.), определяющий минимальный размер ее средств и являющийся стартовым капиталом развития. Им гарантируются возможные требования кредиторов, определяются размеры долей участников.

Таким образом, при выборе организационно-правовой формы юридического лица в целях успешного ведения предпринимательской деятельности, следует учитывать:

Во-первых, адекватность выбранной организационно-правовой формы соответствующим видам предпринимательской деятельности, которые будут вести юридические лица;

Во-вторых, требования законодательства о внутренней организации, которая может способствовать или затруднять ведение коммерческой деятельности;

В-третьих, наличие  механизма ответственности участников юридического лица, отвечающего или не отвечающего потребностям его участия в имущественном обороте, сделках и т.д.

В-четвертых, наличие или отсутствие нормативных правовых требований к ведению и оформлению внутренней корпоративной жизни организации, осложняющей, например, ведение малого предпринимательства. Наконец, следует учитывать наличие особенностей создания юридического лица и его ликвидации, требований к оформлению его уставного капитала.

Конечно, при  решении вопроса о легитимации  той или иной формы коммерческой деятельности немаловажное значение имеют и соответствующие публично-правовые факторы, в частности, налоговые режимы, режим лицензирования и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Даже краткая правовая характеристика юридических лиц, в  том числе индивидуальных предпринимателей, свидетельствует, что они являются главной движущей силой реформируемой  российской экономики.

В нормативно-правовом регулировании и на практике для избежания ошибок в определении статуса субъектов коммерческой деятельности и недоразумений во взаимоотношениях с ними органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо правильно уяснить соотношение коммерческой деятельности со смежными видами деятельности, в частности предпринимательской деятельностью. Коммерческая деятельность – понятие неоднозначное. В узком смысле слова оно означает осуществление торговли, например, розничной купли-продажи. В широком смысле (и это закреплено в законодательстве) к коммерческой относится деятельность, которая в качестве основной своей цели ставит извлечение прибыли.

Таким образом, всякая коммерческая деятельность есть предпринимательская, но не всякая предпринимательская деятельность есть коммерческая. Их различие в целях деятельности: "систематическое извлечение прибыли" характеризует предпринимательскую, а "основная цель – извлечение прибыли" – коммерческую деятельность.

Четкое различение предпринимательской и коммерческой деятельности, а также отграничение их от иных не предпринимательских видов деятельности имеет важное практическое значение. Возможность возникновения и функционирования некоторых правовых отношений закон ставит в прямую зависимость от соответствующего статуса сторон – субъектов коммерческой или иной деятельности. Знание правового статуса субъекта позволяет не допускать правонарушений в этой сфере отношений.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГК РФ ст.2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством»;

2. ГК РФ  ст.7 «Гражданское законодательство и нормы международного права»;

3. ГК РФ  ст.23 «Предпринимательская деятельность гражданина»;

4. ГК РФ  ст.24 «Имущественная ответственность гражданина»;

5. ГК РФ  ст.49 «Правоспособность юридического лица»;

6. ГК РФ  ст.50 «Коммерческие и некоммерческие организации»;

7. ГК РФ  ст.51 «Государственная регистрация юридических лиц»;

8. ГК РФ  ст.52 «Учредительные документы юридического лица»;

9. ГК РФ  ст.54 «Учредительные документы юридического лица»;

10. ГК РФ  ст.65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица»;

11. ГК РФ  ст.66 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица»;

12. ГК РФ  ст.69 «Основные положения о полном товариществе»;

13. ГК РФ  ст.82 «Основные положения о товариществе на вере»;

14. ГК РФ  ст.87 «Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью»;

15. ГК РФ  ст.96 «Основные положения об акционерном обществе»;

16. ГК РФ  ст.107 «Понятие производственного кооператива»;

17. ГК РФ  ст.113 «Унитарное предприятие»;

18. ГК РФ  ст.124 «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права»;

19. ГК РФ  ст.125 «Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством»;

20. ГК РФ  ст.138 «Интеллектуальная собственность»;

21. ГК РФ  ст.215 «Право муниципальной собственности»;

22. ГК РФ  ст.257 «Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства»;

23. ГК РФ  ст.322 «Солидарные обязательства»;

24. ГК РФ ст.401 «Основания ответственности за нарушение обязательства»;

25. ГК РФ  ст.1027 «Договор коммерческой концессии»;

26. ФЗ РФ «Об акционерных обществах» ст.48 «Компетенция общего собрания акционеров»;

27. ФЗ РФ  «Об акционерных обществах» ст. 65 «Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества»;

28. ФЗ РФ  «Об акционерных обществах» ст. 88 «Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества»;

29. ФЗ РФ  «Об обществах с ограниченной ответственностью» ст.7 «Участники общества»;

30. ФЗ РФ  « Об обществах с ограниченной ответственностью» ст.49 «Публичная отчетность общества»;

31. Попондопуло, В.Ф. Коммерческое право: Учебник, т.1 / В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлева. - СПб., 1997, с.49.

 


Информация о работе Субъекты коммерческой деятельности. Практика выбора организационно-правовых форм коммерческой деятельности