Система источников Финансового права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Развитие финансового права в целом и формирование источников финансового права в России проходило синхронно в четыре этапа. На основе Бюджетного и Налогового кодексов РФ, в данных нормативных правовых актах налоговое, бюджетное законодательство рассматриваются в узком смысле, поскольку включают в себя только федеральные законы, принятые законодательными (представительными) органами власти РФ, субъектов РФ и представительными органами муниципального образования по вопросам публичных финансов.

Содержание работы

Введение…………………...…….…………..…………………………………....3
Понятие и система источников финансового права……………………..6
Нормативный правовой акт – основной источник финансового права...8
Пределы действия нормативных финансово – правовых актов………...9
Нормативный договор и судебный прецедент как источники финансового права…………………………………………………………9
Заключение...........................................................................................................11
Список использованной литературы……………….…...………………….13

Файлы: 1 файл

финансовое.docx

— 34.60 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической  политики и образования

ФГОУ ВПО Иркутская  государственная сельскохозяйственная академия

 

Кафедра менеджмент предпринимательства и права

                                                   Реферат

 

по дисциплине «Финансовое  право»

на тему: «Система источников Финансового права  Российской Федерации »

 

 

                                                                                                Выполнила: Афанасьева

                                                                                                А.Ю.       

студентка 3 курса, 2 гр. экономического факультета

спец. 080105.65 (дневн. отделение)

Проверил: Гуршоева Т.В

 

 

                                                       Иркутск 2012

 

 

 

 

Содержание  

Введение…………………...…….…………..…………………………………....3

  1. Понятие и система источников финансового права……………………..6
  2. Нормативный правовой акт – основной источник финансового права...8
  3. Пределы действия нормативных финансово – правовых актов………...9
  4. Нормативный договор и судебный прецедент как источники финансового права…………………………………………………………9

Заключение...........................................................................................................11Список использованной литературы……………….…...………………….13  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение     

В теории финансового права проблематика источников финансового права не является совершенно новой. Однако в  недавнем прошлом она связывалась  исключительно с нормативными правовыми  актами. В современных условиях финансовое право и, соответственно, его источники  стали развиваться особенно активно.      

Прежде  всего, появилось большое число  новых и отменено много устаревших нормативных финансово-правовых актов. Особо значимым явлением в самом  конце XX века стало принятие кодифицированных нормативных финансово-правовых актов: Бюджетного кодекса РФ и  Налогового кодекса РФ. Кроме того, под влиянием демократизации общественной жизни  и движения страны по пути рыночной экономики, а также интеграции Российской Федерации в мировое сообщество изменились принципы, формы правового  регулирования финансов. Логическим следствием данных обстоятельств явилось  активное развитие финансового права. В частности, в финансово-правовой науке, как и отечественной юриспруденции, в целом, в качестве источника  финансового права все чаще стал признаваться нормативный договор  и судебный прецедент. Наконец, весьма активным стал вопрос о включении  в систему источников российского  финансового права международных  финансово-правовых актов, число которых  с каждым годом возрастает.     

Анализируется структура финансового  законодательства и система источников финансового права, а также значение подзаконных нормативно-правовых актов. Всесторонне рассматриваются причины, обусловливающие становление судебного  прецедента. В качестве источника  финансового права, выявляются признаки, отличающие судебный прецедент от нормативно-правового  акта.     

Развитие  финансового права в целом  и  формирование источников финансового  права в России проходило синхронно  в четыре этапа.     На  основе Бюджетного и  Налогового кодексов РФ, в данных нормативных правовых актах  налоговое, бюджетное законодательство рассматриваются в узком смысле, поскольку включают в себя только федеральные законы, принятые законодательными (представительными) органами власти РФ, субъектов РФ и представительными  органами муниципального образования  по вопросам публичных финансов.     

Иные  нормативные правовые акты, регулирующие публичные финансы, являются источниками  финансового права, но не входят в  структуру финансового законодательства, определенную Бюджетным, Налоговым  кодексами РФ и Федеральным законом  «О валютном регулировании и валютном контроле». Не входят в эту систему  сегодня: а) «неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы (в частности, Федеральный  закон  «Об образовании», Федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации»); б) нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, а также нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами муниципальных образований по вопросам публичных финансов.      

Налоговые нормы, содержащиеся в «неналоговых законах» не противоречащие части второй Налогового кодекса РФ следует включить в состав налогового законодательства, определенного в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Законы, содержащие налоговые нормы, следует разделить на две группы: а) на налоговые законы; б) на «неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы. «Неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы, должны действовать и после введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, если они не будут противоречить положениям части второй Налогового кодекса РФ.     

Официальное толкование нормативных финансово-правовых актов не должно осуществляться законодательными органами власти. Их функции должны сводиться только к законотворческому  процессу, к разработке, принятию нормативно-правовых актов. Официальное толкование должны осуществлять непосредственно правоприменители:     

Конституционный суд  РФ, Высший Арбитражный суд  РФ, Верховный суд РФ.     

Источником финансового права  следует признавать судебный прецедент, выраженный в решениях Конституционного суда РФ о признании неконституционными федеральных законов и иных нормативных  актов, предусмотренных ст. ст. 3, 22 Федерального конституционного закона «О Конституционном  суде РФ».     

Решения Конституционного суда РФ удовлетворяют  требованиям источника финансового  права в качестве судебного прецедента по следующим признакам:

  1. принятие решения осуществляется высшей по статусу судебной инстанцией.
  2. прецедент может быть создан как  единственным решением, так и серией решений.
  3. решение содержит ответ на вопросы  не факта, а права.
  4. норма права или правовой принцип  содержится в мотивировочной части  судебного решения.
  5. публикация прецедентов в регулярных судебных отчетах.
  6. обязательность решений.
  7. прецедент, по общему правилу, имеет  как ретроспективное, так и перспективное  действие во времени, т.е. рассчитан  на многократное применение.
  8. юридическая сила прецедента выше, чем у закона.  
     

 

 

 

Понятие и система  источников финансового  права     

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом  числе разнообразных правовых нормативных  актов, или источниках. К ним относятся  акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и  органов местного самоуправления (общие  и отраслевые, федеральные, субъектов  Федерации, местные и др.).     

В настоящее время расширяется  сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось  большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о  налогах различных видов, о государственном  внутреннем долге и т.д. Прежде эти  сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов  государственного управления     

Итак, источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.     

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.     

Финансовое  право — это самостоятельная  отрасль российского права. Такой  подход к финансовому праву обусловлен наличием специфического предмета и  метода правового регулирования, источников права.      

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в  процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования  фондов денежных средств).     

К предмету финансового права в  частности относятся закрепление  структуры финансовой системы, распределение  компетенции в данной области  между  Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование  на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.      

Таким образом, с помощью финансового  права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области  финансовой деятельности, которые принято  называть - финансовые правоотношения.     

Финансовые  правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в  процессе создания, распределения, использования  фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники  связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.      

Финансовые  правоотношения, входящие в предмет  финансового права, отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено много звеней финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.      

Применительно к институтам финансового права  можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении  государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного  обращения и расчетов; валютные правоотношения.      

Отличие финансовых правоотношений от других видов правоотношений состоит  в следующем:

  • возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • ·одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган  государственной власти;
  • возникают по поводу денег — платежа  в доход государства, государственного расхода и т. д.

 

     Эти отличительные черты, рассматриваемые  в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений, выделяют финансовые правоотношения из других видов правоотношений. Например, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с  финансовой деятельностью государства. Поэтому подобные отношения регулируются нормами административного права. 

2.Нормативно правовой  акт, как основной  источник финансово  права

Основным источником финансового  права в Российской Федерации   является нормативный правовой  акт. Он представляет собой  результат   правотворчества органов  государственной власти и местного  самоуправления, в которых содержатся  нормы финансового права.

К нормативно-правовым актам как источникам финансового права  относятся:     

а) Конституция Российской Федерации;    

     б)Финансово-правовые нормы;      

Наиболее  важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений.     

Источником  финансового права являются и  законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в  области финансов.     

в) Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ;     

г) Постановления Правительства  РФ;     

д)Ведомственные нормативно-правовые акты;     

е)Локальные нормативно-правовые акты (содержат финансово-правовые нормы).

Помимо нормативно – правового  акта в качестве источника финансового  права в последние годы стал выступать  нормативный договор. В данном случае в качестве источника финансового  права выступают международные  договоры РФ с другими странами в  сфере налогообложения.   

  3. Пределы действия  нормативных финансово-правовых  актов      

Финансово-правовые акты действуют  во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»-, а иных нормативных актов - Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». 

Информация о работе Система источников Финансового права Российской Федерации