Шпаргалки по финансовому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 11:45, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки с ответами на экзаменационные вопросы

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по Финансовому праву.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

 

43. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций.

Креди́тная систе́ма - совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения - банки, и парабанковские учреждения.

Банки - кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, земельные и т.д.).

Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентироваными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определенного типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые фонды). Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.

Кредитная организация; кредитное учреждение, в соответствии с российским законодательством, — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Виды кредитных организаций (в соответствии с законом РФ «О банках и банковской деятельности»):

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются ЦБР.

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

44. Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства. Порядок отзыва лицензий и их ликвидация.

В соответствии со ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"(1) в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0, 1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1%размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов; замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона; осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев (порядок ее назначения и деятельности устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России);
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

45. Понятие и правовые основы денежной системы РФ.

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), совокупность этих звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему. Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и МСУ. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд гос социального страхования, Фонд занятости населения, фонды обязательного мед страхования. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного ФЛ и ЮЛ стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. В РФ денежную систему составляют: официальная денежная единица; порядок эмиссии денег; организация и регулирование денежного обращения.

Формы регулирования ДС:1.Денежная форма –преобразование денежной системы.2.Деноминация – техническая операция по замене старых денег новыми, при этом одна ден ед приравнивается к нескольким старым, что позволяет существенно снизить денежную массу. Учет изменения покупательной способности ден-х ср-в при определении величин номиналов целевых долговых обязательств РФ осуществляется при помощи коэффициентов деноминации. Эти коэффициенты рассчитываются с использованием необходимого социального набора и базовой стоимости необходимого социального набора. ДС регулир-ся не только контитуц-ми нормами, но и нормами финн права (в части признания платежеспособности ден знаков, регулирования порядка обращения наличн и безнал денег, основ организации расчетов); иными отраслями права – гражд-го права, администр-го права.

Структура денежной системы. В денежно-кредитной системе соединены и взаимодействуют две основные подсистемы: денежная и кредитная. Денежная система включает институциональные, функциональные, идеальные и материальные элементы. Институциональные элементы денежной системы - это коллективные субъекты (банки, коммерческие и некоммерческие организации, государство, центральный банк), физические лица, домашние хозяйства, которые заинтересованы в создании, накоплении и движении денег, а также в самом денежном обращении. К институциональным элементам относятся и бумажные деньги, как носители стоимости (определенная бумага, металл), различные технические и информационные технологии хранения и перемещения денег. Основа институциональной системы - деньги как таковые, как объект и цель этой системы. Деньги являются основой денежно-кредитной системы государства. К функциональным элементам денежной системы следует отнести сущность денег, их функции и денежное обращение. Движение денег по счетам, перевод, перечисление, зачисление и списание денег со счетов, платежи за товары и услуги и другие операции - все это в итоге образует денежное обращение.

К материальным элементам денежной системы относятся деньги как имущество, к идеальным - записи на счетах кредитных организаций, к институциональным - центральный банк и кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации). Но при этом деятельность центрального банка одновременно является и функциональной системой, поскольку он осуществляет эмиссию денег и организует систему расчетов в стране. Ден сист - установл гос-вом форма организации ден обращения в стране. Основн элементы: 1. Наименован ден единицы и ее частей 2.  Виды гос ден знаков, имеющ законн платежн силу: банковск (банкноты), казначейск билеты и разменн монета —определяются спец законами гос или актами правит. 3. Масштаб цен -средство выраж ст-ти в ден единицах, базирующ на фиксир гос-вом весовом кол-ве ден металла в ден ед. 4. Валютный курс - соотнош между валютами разн стран, определяем в осн их покупат способностью. 5. Порядок наличн и безналичн (депозитной) эмиссии и обращения ден знаков регулир внутренн законодат-вом страны с учетом эк и валютн положения. 6. Регламентация безнал ден оборота путем установл гос-ом порядка функционир денег, зачисл на счета. 7 Правила вывоза и ввоза нац валюты и организац междунар расчетов  д/обслуж оборота внутри страны. 8. Гос орган, осущ ден-кредитн и валютн регулир - обычно ЦБ.

 

46. Правовые основы обращения наличных денег и безналичного денежного обращения.

Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Существует два вида денежного обращения:

Обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

Безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Налично-денежный оборот организуется государством в лице ЦБ. Для всех предп-ий установлены единые правила, к-ые обеспечивают четкость в обороте нал денег, их сохранность, экономичное использование. Нал-денежный оборот организуется на основе следующих принципов: Все предприятия и организации должны хранить нал деньги в ком банках ;Банки устанавливают лимиты остатка нал денег для предприятий всех форм собственности o Обращение нал денег служит объектом прогнозного планирования; Управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке; Организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения; Нал деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Деньги предприятия могут получить при соблюдении следующих условий: наличии источника средств (свободный остаток на расчетном или ином счете или разрешение на кредит); если потребность в средствах в соответствии с установленными правилами должна удовлетворяться наличными деньгами, наступлении сроков выплаты средств. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий на операционные, хозяйственные, командировочные расходы; расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных отдельный подразделений, филиалов; в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий по согласованию с учреждением банка, осуществляющим их кассовое обслуживание. Неизрасходованные наличные деньги, выданные под отчет, должны быть возвращены в кассу предприятия не позднее 3 дней по истечении срока, на который они были выданы.Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам за подписью главного бухгалтера или лица им уполномоченного.Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.)Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: 1. Расчеты платежными поручениями. Это – самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т.д.Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня их выписки и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; либо при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон. 2. Аккредитивная форма расчетов. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. 3. Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодержатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами РФ. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек удобен для расчетов в случаях:

Информация о работе Шпаргалки по финансовому праву