Правовой статус Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

В связи с переходом от феодализма к капитализму, росту объемов товарно-денежных отношений, усложнению структуры товарно-денежных отношений, потребностью регулирования правил товарно-денежных отношений назрела потребность в создании финансовой организации с одной стороны, выступающей как государственная структура, а с другой как коммерческая структура, в компетенцию которой входило бы регулирование товарно-денежных отношений и контроль за ними.Одна из первых подобных структур была создана в 1668 году в Швеции – ШведскийРиксбанк. Однако дальнейшее развитие и усложнение товарно-денежных отношений потребовало создание структур, подобных ШведскомуРиксбанкув каждой стране мира.

Содержание работы

Введение 3
Правовой статус 4
Банк России и его взаимоотношения с кредитными организациями 6
Правовое регулирование деятельности банковской системы Банком России 7
Заключение 14
Список литературы

Файлы: 1 файл

kontrolnaja_rabota.Finansovoe_pravo.docx

— 47.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование предмета – Финансовое право

Номер по списку группы – в списках группы не записан

 

 

Контрольная работа по теме:

«Правовой статус Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями. Правовое регулирование деятельности банковской системы Банком России»

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                       3

Правовой статус                                                                                                           4

Банк России и его взаимоотношения с кредитными организациями                     6

Правовое регулирование деятельности банковской системы Банком России      7

Заключение                                                                                                                 14

Список литературы                                                                                                    15

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с переходом от феодализма к капитализму, росту  объемов товарно-денежных отношений, усложнению структуры товарно-денежных отношений, потребностью регулирования правил товарно-денежных отношений назрела потребность в создании финансовой организации с одной стороны, выступающей как государственная структура, а с другой как коммерческая структура, в компетенцию которой входило бы регулирование товарно-денежных отношений и контроль за ними.Одна из первых подобных структур была создана в 1668 году в Швеции – ШведскийРиксбанк. Однако дальнейшее развитие и усложнение товарно-денежных отношений потребовало создание структур, подобных ШведскомуРиксбанкув каждой стране мира. В связи с этим обстоятельством в 1920 году в Брюсселе состоялась Международная финансовая конференция, одним из основных результатов работы которой стала инициатива создания структур, подобных Шведскому Риксбанку, которые получили название центральных банков, в тех странах, где их нет.

Центральный банк сочетает в себе функции обычного коммерческого банковского учреждения и государственной структуры и обладает определенными властными полномочиями и функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Центральный банк имеет определенное место в структуре государственных органов и ему присуща определенная степень независимости, однако в разных странах степень этой независимости разная, примерами могут служить как  Немецкий Федеральный банк максимально независимый от государственных структур, так и Банк Франции, находящийся в полной зависимости от правительства. Глава Центрального Банка назначается главой государства или парламентом. Правительство, как правило, только подбирает кандидатов на этот пост.   Глава Центрального банка выступает с отчетом о его деятельности перед парламентом или специальными комиссиями парламента в установленном законом и другими нормативно-правовыми актами порядке.

Центральный Банк может создаваться как полностью на государственном капитале, так и в виде акционерных обществ, с определенной долей частного капитала, а акционерами могут быть частные банки или коммерческие организации.

Особый интерес в этой связи составляет Центральный Банк России. В данной работе по курсу учебной дисциплины «Финансовое право» будет сделана попытка рассмотреть и раскрыть правовой статуси взаимодействие Центрального Банка России с другими кредитными организациями, а также инструменты регулирования им  банковской системы России.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС

 

Статус, задачи, функции, принципы работы организации и деятельности Центрального Банка России определяются следующими законами и нормативно правовыми актами:

- Конституцией  Российской Федерации;

- Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации";

- федеральными законами, связанными с регулированием работы кредитных организаций и контролем, за их финансовой и кредитной деятельностью.

Согласно п. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации основной задачей Центрального Банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" основными целями деятельности Банка России являются:

- укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление (совершенствование) банковской системы России.

Хотя Центральный Банк России и выполняет определенные финансовые операции, получение прибыли не входит в цели его деятельности.

В своей деятельности Центральный Банк России, являясь независимым от других органов государственной власти, выступает субъектом публичного права и является юридическим лицом. Независимость Центрального Банка России выражается в следующих основных тезисах:

- несмотря на то, что уставной  капитал и иное имущество Центрального  Банка России является федеральной  собственностью, полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим  капиталом и имуществом осуществляет  самим Центральным Банком  России, изъятие, закладывание в качестве  залога, обременения обязательствами  имущества без согласия Центрального  Банка не допускается;

- Центральный Банк России осуществляет  свою деятельность и планирует  свои расходы, основываясь на  своих собственных доходах, не  опираясь на государственный  бюджет как таковой;

- не регистрируется в налоговых  органах России;

- Центральный Банк России не  является ответчиком по обязательствам  Российской Федерации в международных  финансовых институтах, в тоже  время и Российская Федерация  не является ответчиком по обязательствам Центрального Банка России в международных финансовых институтах;

-  органы государственной власти  Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться и каким либо образом ограничивать или влиять на деятельность Центрального Банка России; 

Вышеизложенные тезисы о независимости Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".  В случаях вмешательства  в деятельность Банк России он обязан сообщить о фактах вмешательства в свою работу в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Президенту РФ.  Банк России имеет право отстаивать свою независимость в судебном порядке. Однако Банк России является подотчетным Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России*, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАНК РОССИИ И ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

Высшим органом банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений является Центральный Банк Российской Федерации. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками и кредитными организациями ЦБ РФ стремится к выполнению  своих целей - поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Центральный Банк  отслеживает, хотя и не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков и кредитных организаций.Вместе с тем, ЦБ РФ определяет строгий порядок  создания новых коммерческих банков, и кредитных организаций, контролирует его соблюдение, выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности и при невыполнении коммерческим банком или кредитной организацией требований, предусмотренных законом, и осуществляет меры по приостановке деятельности этой организации и отзыву лицензии.

Главной задачей Центрального банка Российской Федерацииявляется:

- использование методов кредитно-денежной политики для обеспечения нормального экономического развития страны.

Центральный банк использует для регулирования кредитной и финансовой политики коммерческих банков и кредитных организаций как прямые, так и косвенные методы воздействия на экономику. К основным методам, используемым ЦБ РФ относятся:

- выдача лицензии;

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование;

- валютное регулирование;

- метод формирования обязательных резервов.

-отзыв лицензии;

- санация;

Используя эти основные, а также другие методы влияния на стабильность национальной валюты, ЦБ РФ защищает ее от чрезмерных колебаний (ослаблений и укреплений), стимулирует экономику, влияет на соотношение экспорт-импорт, защищает интересы граждан России от различных спекуляций на финансовых рынках и обеспечивает стабильность и развитие экономики и банковской системы.

 

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ БАНКОМ РОССИИ

 

Центральный Банк России, являясь высшим органом банковского регулирования и контроля, устанавливает определенные требования (нормативы) для банков и кредитных организаций.

Центральный Банк России приразработке соответствующих нормативов руководствуется принципами, принятыми Базельским комитетом. Однако компоненты нормативов учитывают специфику российской экономики, состояние банковской системы и отвечает интересам экономики России. Однако с учетом специфики банковской системы России, в которой есть разные и по капиталу, и по основной базе, и по целям банки и кредитные организации. Все банки были разделены на две группы и для каждой из них были разработаны свои нормативы.

В первую группу входят коммерческие банки, созданные на базе бывших государственных банков, во вторую — не имевшие такой базы, т.е. вновь созданные банки.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.

Перечень нормативов и порядок их расчета устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

  • минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;

  • минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

  • норматив достаточности капитала;

  • нормативы ликвидности банков;

  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

  • максимальный размер крупных кредитных рисков;

  • максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

  • максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

  • максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;

  • максимальный размер вексельных обязательств банка;

  • норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Предельный размер неденежной части уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры процентного, валютного и иных рисков устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России.

Группировка активов по степени риска



Экономические нормативы предполагают определенные пропорции между активами и пассивами коммерческого банка. Их соблюдение призвано обеспечить оптимальные отношения между привлеченными и размещенными ресурсами с тем, чтобы обеспечивать соответствующий уровень ликвидности банка.

Ликвидность коммерческого банка — это его возможность своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами. Это в свою очередь определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств, размещаемых по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.

Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими — собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными банком средствами. Здесь необходимо постоянное управление структурными элементами этих трех категорий.

Информация о работе Правовой статус Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями