Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность связана с тем, что определяется роль в современной экономике рынка ценных бумаг как универсального механизма перемещения капитала, вложения инвестиций и роста экономики, для нормального функционирования которого необходимо создание государством благоприятной правовой среды. «Одним из важнейших показателей эффективности современного рынка ценных бумаг является уровень развития системы защиты прав и законных интересов лиц, вкладывающих финансовые ресурсы в ценные бумаги, - инвесторов»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
ГЛАВА 1. Основные принципы организации рынка ценных бумаг . . . . . . . . . .
5


Структура рынка ценных бумаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5


Виды ценных бумаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8


Участники рынка ценных бумаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

ГЛАВА 2. Система государственного регулирования рыка ценных бумаг в РФ

12


2.1. Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг . . . . . . . . .

12


2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг . . . . . . . . . . .

15

ГЛАВА 3. Государственные органы, осуществляющие контроль за рынком
ценных бумаг, и ответственность за нарушение норм законодательства . . . . . .


19


3.1. Государственные органы, регулирующие рынок ценных бумаг России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


19


3.2. Ответственность за нарушение законодательства в сфере рынка ценных бумаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.53 Кб (Скачать файл)

Инвесторы - участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги. Инвестор одновременно будет и эмитентом, если он осуществляет собственный выпуск ценных бумаг. Инвестор всегда будет приобретателем (покупателем) ценной бумаги, хотя и не всякий покупатель есть ее инвестор. Инвестор может одновременно быть эмитентом, если он осуществляет выпуск собственных ценных бумаг, и эмитент становится одновременно инвестором, если он инвестирует свои капиталы в ценные бумаги других эмитентов. Инвестиционный институт -  юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме коммерческой организации, осуществляющее деятельность с ценными бумагами как исключительную. На рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов могут выступать банки6.

Брокеры - это фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за счет средств клиента в соответствии с договорами поручения или комиссии и получающие доход в виде комиссионного вознаграждения. Брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренные договором, ценные бумаги в случае оказания им услуг по размещению эмиссиоционных ценных бумаг.

Дилеры - фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.

Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно  разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, - это расчетные центры, депозитарии, регистраторы; и организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий, - это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы7».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система государственного регулирования рыка ценных бумаг  в РФ

2.1. Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для того, чтобы упорядочить деятельность всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

  • поддержание порядка на рынке;
  • создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;
  • формирование новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
  • достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы)8.

Принципы регулирования  российского рынка ценных бумаг  зависят от существующих в стране политических и экономических условий  и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

«Основными принципами регулирования являются:

  1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка - с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором - отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.
  2. Выделение из всех видов ценных бумаг инвестиционных - выпускаемых массово, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.
  3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка.
  4. Обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости.
  5. Разделение полномочий между регулирующими органами.
  6. Обеспечение гласности нормотворчества.
  7. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями9».

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

В Российской Федерации осуществление регулирования необходимо в связи с задачей быстрого становления рынка ценных бумаг. Сведение роли государства к минимуму существенно затянуло бы этот процесс, ибо саморегулируемый частный национальный капитал, с одной стороны весьма слаб в нашей стране, для того чтобы самостоятельно создавать необходимые  современные средства инфраструктуры рынка ценных бумаг, а с другой - он не склонен сосредотачиваться на решении глобальных проблем, затрагивающих интересы общества в целом. 

Регулирование участников рынка  может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность организаций собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность организации в целом и ее работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации  нормативным актам государства, другим организациям, международным соглашениям11.

Государство на российском рынке ценных бумаг может выступать в качестве:

  • инвестора - при управлении крупными портфелями акций

промышленных предприятий;

  • эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
  • профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора — при написании законов и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг - это регулирование  со стороны общественных органов  государственной власти. 

  В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить два основных направления.

Первое направление - это выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг, и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1993 года было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, которая организует разработку мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг12. В дальнейшем, Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 года эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций.

Второе направление государственного регулирования рынка ценных бумаг - это выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Федеральной комиссией или органами, уполномоченными Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг на основании генеральной лицензии. Согласно Федеральному закону, лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж13. Кроме лицензирования, в России руководители и специалисты профессиональных организаций должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.               

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое или административное управление; косвенное или экономическое управление.   Прямое или административное управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
  • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное или экономическое управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов);
  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных  органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

  • смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;
  • масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства;
  • неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

Государство в лице своих  органов власти, с одной стороны, может выступать в

роли эмитента, инвестора  и даже профессионального участника  рынка ценных бумаг, а с другой стороны, осуществляет правовое регулирование рынка ценных бумаг целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающих разные аспекты функционирования рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственные органы, осуществляющие контроль за рынком ценных бумаг, и ответственность за нарушение норм законодательства

3.1. Государственные органы, регулирующие рынок ценных бумаг

Функции регулирования выполняют  специальные государственные органы. Часто им вменяется в обязанность  устанавливать правила поведения  на рынке ценных бумаг с помощью  подзаконных актов, давать трактовки  положениям законов, проводить расследование  нарушений, осуществлять выдачу и отзыв  лицензий на права совершения операций с ценными бумагами.

К основным государственным  органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России, относятся:

  1. Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;
  2. Правительство РФ - осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России)14.
  3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФСФР принимает решения  по вопросам регулирования рынка  ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, и  контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных  актов о ценных бумагах. Решения  Федеральной службы принимаются  в форме постановлений. ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников, лицензий на осуществление профессиональной деятельности и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ15.

Информация о работе Правовое регулирование рынка ценных бумаг