Правовое положение кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Кредитная организация определяется в действующем законодательстве как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом. Согласно закону кредитная организация, образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. При этом, хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст. 66 ГК РФ).

Файлы: 1 файл

фин право.docx

— 25.28 Кб (Скачать файл)

Правовое положение  кредитных организаций


Кредитная организация определяется в действующем законодательстве как юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Банка  России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  федеральным законом. Согласно закону кредитная организация, образуется на основе любой формы собственности  как хозяйственное общество. При  этом, хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным  на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные  общества могут создаваться в  форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст. 66 ГК РФ). 

На основании действующего федерального законодательства можно выделить следующие правовые признаками кредитных организаций: 1) кредитной организацией может быть признано только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией по законодательству РФ; 2) юридическое лицо должно быть создано как хозяйственное общество в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью; 3) в отличие от других хозяйственных обществ, создаваемых и действующих в РФ, кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России (ст. 12 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”); 4) банковские операции кредитные организации осуществляют только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого Банком России. Лишь совокупность приведенных признаков позволяет отнести юридическое лицо к кредитной организации. Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” предусмотрено, что кредитные организации могут быть двух видов: банки и небанковские кредитные организации. Банкомявляется кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.Небанковская кредитная организация (НКО) - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. 

Таким образом, отличие между  банками и небанковскими кредитными организациями, как разновидностями  кредитных организаций состоит  в объеме и видах, осуществляемых ими банковских операций. Более того, согласно ст. 36 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”  право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется  банкам, с даты государственной регистрации  которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный  срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной  регистрации. При преобразовании банка  указанный срок не прерывается. Согласно ст. 6 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" указанная правовая норма не распространяется на деятельность банков, осуществляющих привлечение во вклады средств граждан на день вступления в силу упомянутого Федерального закона. Следовательно любая вновь создаваемая кредитная организация в течении первых двух лет с даты государственной регистрации может быть зарегистрирована только как небанковская кредитная организация. 

Нельзя согласиться с  высказанным в научной литературе мнением, что кредитными организациями  являются пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании[1]. Законом РФ от 27 ноября 1992 г. “О страховании” установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность (ст.6 Закона). Из ст. 3 Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 “О негосударственных пенсионных фондах” следует, что негосударственные пенсионные фонды и их организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью. А согласно п. 3 Указа Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 “О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий” инвестиционными фондами не могут являться юридические лица, учреждаемые и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пп. 3, 4 Указа). 

Действующее законодательство не определяет какие виды небанковских кредитных организаций существуют в банковской системе России. В  настоящее время в банковской системе России функционируют следующие  небанковские кредитные организации, осуществляющие: депозитарно-кредитные  операции, расчетные операции, операции по инкассации. 

Под “небанковскими кредитными организациями” согласно письму Главного управления Банка России по г. Москве от 14 мая 1992 г. “О расширении полномочий ГУ ЦБ РФ по г. Москве в области лицензирования валютных операций коммерческих банков и небанковских учреждений” понимаются также валютные обменные пункты. 

Некоторое время до принятия Федерального закона от 8 июля1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций" небанковской кредитной организацией признавалось “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” (АРКО). Такой подход позволял утверждать, что АРКО является частью банковской системы РФ, а его деятельность по реструктуризации банковской системы является разновидностью банковской деятельности. Но в соответствии со ст. 28 упомянутого Федерального закона АРКО в настоящее время перестал быть кредитной организацией и ему придан статус нового вида некоммерческой организации - государственной корпорации. 

К депозитарно-кредитным  небанковским кредитным организациям могут быть отнесены такие кредитные  организации, которые получили право  осуществлять все основные виды банковских операций за исключением операций по привлечению вкладов физических лиц и размещения указанных денежных средств от своего имени и за свой счет. 

Расчетные небанковские кредитные  организации вправе осуществлять: 1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; 2) осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. В зависимости от функционального назначения они могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также сделки, предусмотренные их уставами, зарегистрированными в установленном порядке. Расчетные небанковские кредитные организации вправе предоставлять кредиты клиентам - участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам в порядке, определенном Типовым положением Банка России о деятельности соответствующих расчетных НКО и (или) их уставом, на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности в пределах, установленных нормативов. При этом предоставление кредитов за счет специально созданных участниками расчетов резервов (фондов) осуществляется в рамках полномочий, предоставленных участниками.

Расчетные небанковские кредитные  организации не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет. Временно свободные денежные средства расчетные  НКО вправе размещать только в  виде вложений в ценные бумаги Правительства  РФ, отнесенных Банком России к вложениям  с нулевым риском, а также хранить  на корреспондентских счетах в Банке  России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов. 

В соответствии с Положением Банка России О “Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории РФ” от 16 сентября 1996 г. № 48 в банковской системе России действует два вида расчетных небанковских кредитных организаций: клиринговые учреждения и расчетные центры организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ). Согласно п. 1.2. Положения Банка России от 8 июня 1998 г. N 32-П "О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ" расчетный центр ОРЦБ определяется какнебанковская кредитная организация, которой на основании договора с Банком России на выполнение функций Расчетного центра ОРЦБ открыт корреспондентский счет N 30105 в расчетном подразделении Банка России для проведения расчетов в соответствии с упомянутым Положением и договором. Как представляется, вышеназванная правовая норма не соответствует Федеральному закону “О банках и банковской деятельности”, поскольку ст. ст. 12-23 этого Федерального закона устанавливают не договорной, а регистрационно-разрешительный порядок предоставления юридическим лицам права на осуществление любых видов банковских операций. Кроме того, из приведенного выше Положения не усматривается являются ли расчетные центры ОРЦБ юридическими лицами и в какой из предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм они создаются. Таким образом, в Положении не содержатся правовые признаки, позволяющие идентифицировать расчетные центры с закрепленными в Федеральном законе “О банках и банковской деятельности” правовыми признаками, присущими всем кредитным организациям. Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” небанковские кредитные организации должны иметь соответствующее фирменное наименование, содержащее указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов “банк” или “небанковская кредитная организация”, а также указание на его организационно-правовую форму. 

Содержание понятия клирингового учреждения раскрывается во Временном  положении о клиринговом учреждении (дополнение от 1 октября 1991 г. № 4 к Методическим указаниям “О создании и деятельности коммерческих банков на территории РФ”). Вопросы лицензирования деятельности клиринговых учреждений определены во Временном положении о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям, утвержденном Банком России от 10 февраля 1993 г. Под клиринговыми учреждениями понимаются организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, заявившие себя в качестве центра взаимных расчетов, которым на основании лицензии, выдаваемой Банком России, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга. При этом, клиринг означает систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств ( п. 1 Временного положения о клиринговом учреждении от 1 октября1991 г.). 

Небанковские кредитные  организации, осуществляющие операции по инкассации действуют на основании  лицензии Банка России[2]. Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять следующие банковские операции: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Поскольку деятельность организаций инкассации связана с возникновением главным образом операционных рисков требования по пруденциальному регулированию, в том числе минимальной величине капитала, для организаций инкассации не устанавливаются. В соответствии с Указанием Банка России от 1 июня 1998 г. N 244-У "О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности" кредитные организации, создаваемые для осуществления инкассации (прием, доставка и сдача) денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, подлежат регистрации в Банке России в качестве небанковских кредитных организаций. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов должна быть обеспечена надежной охраной. Охрана может осуществляться организацией, специализирующейся на предоставлении такого рода услуг, на основании соответствующего договора с небанковской кредитной организацией, либо собственной службой безопасности небанковской кредитной организации. В случае, если охрана осуществляется собственной службой безопасности, небанковская кредитная организация после регистрации в Банке России должна согласовать устав службы безопасности в органах внутренних дел по месту своего нахождения. 

Кредитные организации (за исключением  небанковских кредитных организаций  инкассации) вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без  открытия банковских счетов на основании  выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и/или юридических лиц (п. 1. Письма Банка России от 23 ноября 1998 г. N 327-Т "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов").

 

 

[1] Экономика: Учебник под ред. А.С. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - 347-348с; Курс переходной экономики: Учебник. М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1997. С. 407-410.

[2] Следует иметь в виду, что согласно Письму Банка России от 22 декабря 1997 г. N 51-Т "Разъяснение к порядку осуществления надзора за деятельностью организаций инкассации" на республиканские, краевые, областные управления инкассации, входящие в состав Российского объединения инкассации Банка России, Положение Банка России от 8 сентября 1997 N 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации" не распространяется.


 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная система  РФ, ее структура

Бюджетная система  представляет собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и  местных бюджетов. Бюджетная система  РФ является частью финансовой системы  России.

А. Структура бюджетной  системы РФ

Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

* первый уровень  - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетный фондов;

* второй уровень  - бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

* третий уровень  - местные бюджеты.

Б. Принципы бюджетной  системы РФ

Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий:

* единство бюджетной  системы РФ (ст. 29);

* разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ (ст. 30);

* самостоятельности  бюджетов (ст. 31);

* полноты отражения  доходов и расходов бюджета,  бюджетов государственных внебюджетных  фондов (ст. 32);

* сбалансированности  бюджета (ст. 33);

* эффективности  и экономности использования  бюджетных средств (ст. 34);

* общего (совокупного)  покрытия расходов бюджета (ст. 35);

* гласности (ст. 36);

* достоверности  бюджета (ст. 37);

* адресности и  целевого характера бюджетных  средств (ст. 38).

Федеральный бюджет, его место в бюджетной системе

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов РФ, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году.

В соответствии с  законодательством РФ в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов  или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд (ст. 17 БК РФ).

Чрезвычайный бюджет. Бюджетное законодательство предусматривает  возможность при введении чрезвычайного  положения в стране устанавливать  бюджет с особым правовым режимом-чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует  отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств  регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета  и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

Консолидированный бюджет. Бюджетное законодательство вводит понятие "консолидированный  бюджет" - это свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюджета) и бюджета  соответствующего субъекта РФ, бюджета  субъектов РФ и федерального бюджета. Так, согласно ст. 16 БК РФ федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ составляют консолидированный  бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется для расчета и анализа.

Минимальный бюджет. Бюджетное законодательство вводит понятие "минимальный бюджет" для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих гарантируемые  соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального  объема закрепленных доходов покрывается  отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

Региональные и  местные бюджеты

Региональный бюджет. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - эта форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ и  свод бюджетов муниципального образования, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъектов  РФ (ст. 15 БК РФ).

Местный бюджет. Бюджет муниципального образования или (местный  бюджет) - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.


Информация о работе Правовое положение кредитных организаций