Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения налоговой законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Основным предметом исследования в данной работе является федеральное законодательство о бюджете, налогах, сборах, страховых взносах, а также обобщения практики их применения.
Объектом исследования данной темы являются преступные нарушения налогового законодательства.
Актуальность темы отчета обусловлена появлением новых способов совершения налоговых преступлений и их негативным воздействием на налоговую безопасность, являющуюся составной частью экономической
безопасности государства, в работе сформулированы научные рекомендации по совершенствованию норм уголовного законодательства о налоговых преступлениях и по вопросам общего предупреждения таких преступлений.

Содержание работы

Введение 3
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5
1.1 Проблемы предупреждения налоговых правонарушений
и преступлений в контексте реформирования налоговой системы России 5
1.2 Механизм взаимодействия налоговых и правоохранительных
органов при выявлении фактов неуплаты налогов в крупных размерах
в 2010 году 14
2 СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 18
2.1 Анализ налоговых преступлений и динамика показателей
документально-проверочной деятельности Управления
налоговых преступлений по Ростовской области за 2003 – 2009 годы 18
2.2 Проблемы организации совместной деятельности
налоговых и правоохранительных органов по выявлению
и пресечению налоговых преступлений 21
Заключение 27 Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

ФП.docx

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Уточнено  положение статьи 108 НК РФ, в котором основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является решение Налогового кодекса, вступившее в силу.

      Указанное положение закона обязывает налоговые органы следить за принятием решения правоохранительным органом, поскольку при направлении материалов в органы внутренних дел «руководитель налогового органа своим решением приостанавливает исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности» до принятия решения органом внутренних дел, и соответственно решение налогового органа не может вступить в законную силу до решения, принимаемого сотрудниками милиции.

        Механизм взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел подробно изложен в действующем совместном Приказе ФНС РФ и МВД № 495 от 30.06.2009 г.

        Введен специальный случай освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений:

        Освобождается от уголовной ответственности лицо, впервые совершившее преступление по ст.198 УК РФ и уплатившее недоимку, штраф и пени в полном объеме.

      Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст.199, а также 199.1 УК РФ освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа согласно НК.

Изменения в Уголовно-процессуальном кодекс РФ прежде всего, разъясняют порядок прекращения  уголовного преследования по основаниям изложенным в Уголовном кодексе  РФ. Если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной  системе РФ, возмещен в полном объеме, то есть уплачены суммы:

    - недоимки в размере, установленным  налоговым органом в решении  о привлечении к ответственности,  вступившем в силу;

   -  пеней;

   - штрафов  в размере, определяемом НК  РФ.

До прекращения  уголовного преследования лицу должны  быть разъяснены основания прекращения  уголовного дела и право возражать  против прекращения по этим основаниям.

Прямо указывается  на обязанность следователя уведомлять  налоговый орган о принятом решении  не позднее дня следующего за днем принятия решения. 

В Законе «О Милиции» уточняется порядок взаимодействия налоговых органов и органов  внутренних дел, детализированный  Приказом ФНС РФ и МВД № 495 от 30.06.2009 г.    

         Следует отметить, что порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, который регламентирован Приказом ФНС РФ и МВД № 495 от 30.06.2009 г.  в целом соответствует положениям Закона и не содержит явных противоречий.

         Слабой стороной принятого Закона является отсутствие различий в применении уголовной и налоговой ответственности в случаях явного уклонения от уплаты налога (как субъективной стороны налогового преступления), например, при создании фирм-однодневок и неуплаты налога при отсутствии умысла. Нивелируются преступные действия по уклонению от уплаты налога и занижение налоговой базы вследствие неосторожных действий, ошибок учета и других фактов, ведущих к возникновению задолженности по налогам и сборам.

          Поскольку Федеральным законом от 29.12.2010 г. №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Уголовное преследование с 1 января 2010 года возможно только в отношении налогоплательщиков не погасивших задолженность в течение двух месяцев, со дня указанного в требовании налогового органа, целесообразно продлевать процессуальные сроки по налоговым преступлениям в соответствии с НК РФ, а также Совместным Приказом ФНС РФ и МВД № 495 от 30.06.2009 г. до окончания налоговой проверки и принятия решения налоговым органом.

В Законе отсутствуют различия в применении уголовной и налоговой ответственности  в случаях явного уклонения от уплаты налога (как субъективной стороны  налогового преступления), например, при  создании фирм-однодневок, незаконном возмещении НДС. Законодатели не предусмотрели, каким образом документировать преступные действия по уклонению от уплаты налога и занижении налоговой базы вследствие явно преступных действий налогоплательщиков, когда сумма не позволяет применить уголовную ответственность.

Существует  пробел на стыке уголовного и налогового законодательства, поскольку акты налоговых  органов не выходят за рамки налогового законодательства, а для эффективного документирования налоговых преступлений требуется квалификация и специальные  познания в уголовном законодательстве. Такими познаниями обладают специалисты-ревизоры подразделений документальных проверок и ревизий в составе департамента экономической безопасности МВД  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

2 СОСТОЯНИЕ,  СТРУКТУРА И ДИНАМИКА

 НАЛОГОВОЙ  ПРЕСТУПНОСТИ 

 

2.1 Анализ налоговых преступлений и динамика показателей документально-проверочной   деятельности  Управления налоговых преступлений по Ростовской области за 2003 – 2009 годы

 

За период с января по сентябрь 2010 года специалистами  – ревизорами УНП ГУВД по РО проводились  исследования документов в соответствии с законом об ОРД. Всего проведено 768 исследований, в том числе для  ОРЧ – 534 исследований, для ГСУ  – 128, для прокуратуры, ФСБ и других подразделений ГУВД – 106.  Совместных с ФНС проверок окончено – 73. Всего  выявлен ущерб в сумме 6 519 512,22 тыс.руб.

       Выявление преступлений в сфере экономики во многом зависит от эффективного взаимодействия правоохранительных органов и органов финансового контроля. Бюджетный и финансовый контроль традиционно возложен на Министерство финансов, органы казначейства, Росфиннадзор, Счетную палату.

Типичный пример преступления, связанного с нарушениями законодательства РФ о налогах и сборах выявлен  Управлением по налоговым преступлениям  ГУВД Ростовской области:

ООО «С» в течение 2004 – 2005 осуществляло выполнение строительных и отделочных работ с привлечением субподрядчиков заказчикам. Согласно данным бухгалтерского учета  отделочные работы на объекте  «офисное помещение», выполнялись субподрядчиками  ООО «Д», ООО «Т», ООО «Ю», ООО  «Х», в подтверждение чего были предъявлены  договора, счета-фактуры, акты выполненных  работ перечисленных  предприятий. Однако  допросом свидетеля - финансового  директора ООО «А» представителей указанных организаций на объектах он никогда не видел и о них  не слышал, представителей никогда  не встречал. Из протокола допроса  свидетеля - прораба  следует, что  работы на объекте «офисное помещение» в полном объеме были выполнены рабочими ООО «С» под его руководством. Рабочие других предприятий для работ на указанном объекте не привлекались, представителей названых организаций на объектах он никогда не видел и о них не слышал. Подозрения в фиктивности первичных документов подтвердились проведенной экспертизой.

На представленных  эксперту документах (договора, акты выполненных работ) указанных  предприятий вначале наносились оттиски печатей затем текст документа.

Данный факт послужил доказательством  умышленных действий налогоплательщика, направленных на уклонение от уплаты налога.

С использованием сфальсифицированных документов ООО  «С» незаконно предъявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 785133,09 руб. По факту уклонения от уплаты налога возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ.

Характерный пример незаконного предпринимательства  выявлен Управлением по налоговым  преступлениям   в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий  в отношении ООО «Ш», которое  в течение  2005 года   осуществляло деятельность по  заготовке, переработке  и реализации лома черных металлов. Согласно п.1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 23.07.2002г. № 553 данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию. Объекты, на которых осуществляется лицензируемая деятельность, указываются  в лицензии. Деятельность ООО «Ш»  по реализации лома черных металлов признана незаконной предпринимательской деятельностью  так,  как в лицензии объект по данному адресу не указан. Проверкой  установлено, что ООО «Ш» в  результате осуществления незаконной предпринимательской деятельности получило доход в размере 24 469 680,54 руб., то есть  в особо крупном размере. Управлением по налоговым преступлениям ГУВД РО в отношении ООО «Ш» возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

В России 26 ноября 2004 взят под стражу в здании Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Сергей Бидаш недавний владелец и  генеральный директор одного из крупнейших предприятий на юге России Таганрогского  металлургического завода (Тагмета). Следствию предстояло установить степень  его вины в неправомерном возмещении   Тагметом из бюджета в 2000 -2001 г.г.  109 млн. рублей налога на добавленную  стоимость.

После ареста в середине 2004 года за неуплату налогов  владельца «Юкоса» Ходорковского, этого, пожалуй, самого громкого «налогового» дела для нашей страны, история  с «Тагметом» подтверждает последовательную деятельность Российских правоохранительных органов, направленную на расследование  налоговых преступлений.

После создания Федеральной службы налоговой полиции  с 1993 года наблюдался постоянный рост количества выявленных налоговых преступлений и увеличивались суммы выявленных сумм неуплаченных налогов. В то же время существовало множество нареканий  к деятельности ФСНП РФ, что отчасти  было вызвано недостаточно точно  разработанными законодателем нормами  уголовного законодательства, которые  в связи с этим неоднозначно трактовались правоприменителями, а также приемами и правилами законодательной  техники. Очевидно, что для достижения эффективности правоприменительной  практики в первую очередь следовало  повысить качество самих принимаемых  законов, а затем менять систему  правоохранительных органов, обеспечивающих их выполнение. К сожалению, порядок  событий был несколько иным.

  Ликвидация налоговой полиции  не решила проблему налоговой  преступности, которая остается  одной из наиболее острых проблем  современной экономики, причем  не только в России.      Поскольку идеальной налоговой  системы в природе не существуют, даже в самых передовых странах  имеет место скрытая от налогообложения  экономическая деятельность. Несмотря  на  постоянную  работу налоговых  служб, ежедневный теневой оборот  в мире  по оценкам экспертов  к 2007 году превысил десять миллиардов  долларов.  Бесспорно, немалая   часть теневых активов проходит  через банковские счета и руки  российских предпринимателей, не оставляя следа в налоговых декларациях.

 Эффективный сбор налогов  - одно из основных условий  существования современного государства.  Доходы бюджета РФ сегодня  до 85 процентов формируются за  счет уплаты налогов. Курс, взятый  правительством РФ в 2004 году  на дальнейшую реализацию пакетов  акций, принадлежащих государству  в течение ближайших лет вероятно  еще больше увеличит долю налогов  в государственных доходах. Однако  для того, чтобы  доходы бюджета  от поступлений налогов росли  пропорционально увеличивающейся  доле частного сектора экономики,  следует преодолеть в первую  очередь негативное отношение   большинства граждан к существующей  налоговой системе, недостаточность  их правовой культуры. В большинстве  развитых стран лица, уклоняющиеся  от уплаты налогов, не только  несут уголовную ответственность,  но и осуждаются обществом,  поскольку налоговые преступления  относятся к разряду тяжких  и наносящих ущерб большинству  граждан страны.

 

2. 2  Проблемы организации совместной деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению налоговых преступлений   

 

          Уклонение от уплаты налогов  выросло из единичных преступлений  недобросовестных налогоплательщиков  в мощный механизм, глубоко проникающий  в законопослушный бизнес и  государственные структуры. Громкие  дела о неуплате налогов нефтяными  компаниями и вертикально интегрированными  структурами в различных сферах  хозяйствования все чаще появляются  на страницах центральных газет.  Анализ ситуации в современной  российской экономике указывает   на наличие устойчивого сектора  теневой экономики.

       Мировой опыт свидетельствует  о том, что с развитием рыночных  отношений растет число  предпринимателей, желающих избежать уплаты налогов и противодействовать этому процессу может только твердое законодательство и слаженная работа правоохранительных и контролирующих органов.

       Совместная деятельность налоговых  и правоохранительных органов   РФ  регламентирована Налоговым  кодексом РФ (глава 6 статьи 36-37) и  Законом Российской Федерации   «О милиции» (статья 25), а также  совместным приказом МВД РФ  и МНС РФ от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных  правовых актов о порядке взаимодействия  органов внутренних дел и налоговых  органов по предупреждению, выявлению  и пресечению налоговых правонарушений  и преступлений";

       В рамках действующего законодательства  взаимодействуют две огромные  по численности сотрудников   государственные структуры. При  этом одна  осуществляет налоговый  контроль,  другая  является правоохранительным  органом. Каждая из них функционирует  соответственно в рамках налогового  и  уголовного законодательства.  На стыке различных отраслей  права возникает множество проблем,  которые следует рассмотреть  и принять меры к их устранению.      

        При анализе показателей взаимодействия  налоговых и правоохранительных  органов Ростовской области за  исходную точку отсчета принят 2002 год, год предшествующий ликвидации  налоговой полиции. 

Таблица 2-Показатели взаимодействия УФНС и УНП за период 2002-2007 гг.    

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Направленно материалов в отчетном периоде 

357

157

283

344

409

285

Количество материалов рассмотренных  органами налоговой полиции (органами внутренних дел)

356

130

158

198

336

399

Возбуждено уголовных дел

96

36

75

69

79

82

  Отказано в возбуждении уголовных  дел

250

93

77

120

257

306

Информация о работе Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения налоговой законности