Понятие, виды финансовых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов финансовых правоотношений.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.…………………….……………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.……..….……………………………………….…………..5

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………………………………………….……………………………..9

ГЛАВА 3. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………12
3.1. Бюджетные правоотношения………………………………………….12
3.2. Налоговые правоотношения…………………………………………..15
3.3. Отношения по страхованию……………………………………………19
3.4. Валютные правоотношения…………………………………………....22
3.5. Правоотношения в области банковской деятельности……………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…....26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………....27

Файлы: 1 файл

финансовое право курсовая.docx

— 63.70 Кб (Скачать файл)

Страхование как самостоятельный  институт финансовой системы осуществляет следующие основные функции.

Предупредительная функция  страхования связана с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

Восстановительная (защитная) функция страхования заключается  в том, что в случае наступления  страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем.

Контрольная функция страхования  проявляется в том, что страховые  платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов.

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»17, как и Гражданский кодекс РФ18, предусматривает две формы страхования: добровольную и обязательную.

Первая осуществляется на основе договора между страхователем  и страховщиком и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком самостоятельно в соответствии с законодательством. Конкретные условия страхования устанавливаются при заключении отдельно взятого договора страхования в соответствии с ГК РФ.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. По каждому  конкретному виду обязательного  страхования должен быть принят федеральный  закон, содержащий установленные законом  элементы, в том числе: субъекты; объекты, подлежащие страхованию; минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения и др.

Субъектами страховых  правоотношений являются страхователи, страховщики, страховые агенты и страховые брокеры.

Страхователи — это  юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками  договоры о страховании третьих  лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

Страховщики — юридические  лица любой организационно- правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.

В качестве страховщиков могут  выступать страховые организации  и общества взаимного страхования. Законодательством установлено правовое ограничение относительно видов деятельности страховщиков: предметом их непосредственной деятельности не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Относительно создания иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории России могут быть установлены дополнительные законодательные ограничения.

Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие  от имени страховщика и по его  поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры — юридические  или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

 

3.4. Валютные правоотношения

Валютные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей.

Эффективное решение задач  в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определённого валютного режима.

Различают три типа валютных режимов, используемых государством для  проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной политики, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее; режим валютного государственного регулирования, установленный Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»19; режим свободно конвертируемой валюты.

Валютное регулирование  выражается в деятельности государства  по регламентированию порядка совершенствования операций и международных расчетов.

Тип валютного режима определяет принципы осуществлений валютных операций, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима РФ в современных условиях.

Согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»  субъекты валютных правоотношений делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относят:

  1. физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  2. постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
  3. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  4. находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
  5. дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
  6. РФ, её субъекты, муниципальные образования.

К нерезидентам относят:

  1. физические лица, не являющиеся резидентами;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  4. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

Объектами валютных правоотношений являются валюта или валютные ценности.

 

3.5. Правоотношения  в области банковской деятельности

Формирование рыночных отношений  объективно обусловило создание банковской системы, функционирующей на принципиально  новых основах, что позволило  говорить и о иных правоотношениях в этой области финансового права. В соответствии с ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-1«О банках и банковской деятельности» банковская система включает в себя два уровня: Центральный банк (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банковская система – один из важнейших организационных механизмов финансовой системы РФ, оказывающий огромное влияние на функционирование всех экономических процессов в обществе. Банковская система, представляя относительно автономное экономико-правовое образование, органично входит в состав другой, более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами, но выполняет и собственные, только ей присущие функции20.

Субъекты правоотношений. Банк России является главным банком страны, соответственно большинство  правоотношений связано с его  деятельностью.  Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности. Банк – кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады  денежных средств физических  и юридических лиц; 

2) размещение указанных  средств от своего имени и  за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная  организация – кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные  в законодательстве. Иностранный  банк – банк, признанный таковым  по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Правоотношения в банковской деятельности вытекают из определённых в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банковских операций:

  1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц;
  2. Размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт;
  3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  4. Осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  5. Инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание клиентов;
  6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение, изменение  и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко  определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, устанавливаемых  государством.

Финансово-правовые отношения  возникают в связи с тем, что  соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование денежных средств и эта деятельность регулируется нормами финансового права. Каждый вид финансового правоотношения имеет свою цель, т.е. регулирование отношений в соответствующей области финансового права.

Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам. Именно в этом направлении и должно развиваться финансовое законодательство.

Финансовые правоотношения, вне зависимости от их вида, в  юридической литературе подразделяют на материальные и процессуальные. Особенно чётко это деление можно установить в бюджетных и налоговых правоотношениях.

Всем финансовым правоотношениям присущи особенности, которые и являются основанием для разделения их на отдельные самостоятельные виды. Эти особенности характеризуют их субъективный состав; объекты, по поводу которых возникают и т.д. Поэтому указанные виды финансовых отношений урегулированы нормами отдельных подотраслей, разделов, институтов финансового права.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. – 2009. – 26 января.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 28 июля 2012 г. № 128-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 11 февраля 2013 г. № 8-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 14 июня 2012 г. № 78-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. ФЗ от 05 июня 2012 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (в ред. ФЗ от 08 декабря 2011 г. № 422-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 52. – Ст. 5496.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. (в ред. ФЗ от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ. (в ред. ФЗ от 14 июня 2012 г. № 78-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  9. О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 6. – Ст. 492.
  10. О валютном регулировании и валютном контроле : Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4859.
  11. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон от 07 августа 2008 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33. – Ст. 3418.
  12. Об организации страхового дела в Российской Федерации : Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 // Рос. газ. – 1993. – 12 января.
  13. О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации : Положение Центрального Банка РФ от 05 января 1998 г. № 14-П // Вестник Банка России. – 1998. – № 1.
  14. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2т. – М., 2002. – 425 с.
  15. Винницкий Д. В. Категория «финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права // Государство и право. – 2003. – № 2. – С.14-16.
  16. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право : учеб. пособие. – М. : Юристъ, 2003. – 384 с.
  17. Мальцев В. А. Финансовое право : учеб. – М. : Академия, 2008. – 256 с.
  18. Петрова Г. В. Финансовое право : учеб. – М. : Проспект, 2009. – 288 с.
  19. Финансовое право : учеб. / отв. ред. Н. И. Химичева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 600 с.
  20. Финансовое право: учеб. / под ред. О. Н. Горбуновой. –2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 365 с.
  21. Финансовое право России : учеб. / под ред. Ю. А. Крохиной. – М. : Норма, 2008. – 635 с.
  22. Финансовое право Российской Федерации : учебник / отв. ред. М. В. Карасева. – М., Юристъ, 2004. – 476 с.
  23. Финансовое право в вопросах и ответах : учеб. пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачёва. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Проспект, 2006. – 229 с.
  24. www.consultant.ru.

Информация о работе Понятие, виды финансовых правоотношений