Понятие и содержание валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Валютные интервенции центральных банков имеют целью противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые не соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективны валютные интервенции, сопровождаемые соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.
ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА.
Валютное регулирование как элемент экономической политики.
Регулирование величины валютного курса. Валютная политика и валютные ограничения.
Международный валютный фонд (МВФ).
ГЛАВА III. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ.
Валютное регулирование экономики в России.
Центральный Банк РФ как основной орган валютного регулирования. Валютный контроль.
Евро и экономическая безопасность России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ФИНПРАВО.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

NNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNN 

ФАКУЛЬТЕТ ПРАВОВЕДЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент NNNNNNNNNNN

факультета  правоведения

NNNNNNNNNNNNNNNNNN 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

  • ВВЕДЕНИЕ.
  • ГЛАВА I. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.
  • ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА.
    1. Валютное регулирование как элемент экономической политики.
    1. Регулирование величины валютного курса. Валютная политика и валютные ограничения.
    2. Международный валютный фонд (МВФ).
  • ГЛАВА III. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ.
    1. Валютное регулирование экономики в России.
    2. Центральный Банк РФ как основной орган валютного регулирования. Валютный контроль.
    3. Евро и экономическая безопасность России.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В современных условиях ни одно государство  не может функционировать абсолютно  самостоятельно, без взаимодействия с другими государствами. По этой причине Российская, Федерация стала все более активно включаться в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ), группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития и т.д.

     Важным  связующим звеном включения национальной экономики в мировую является валютное регулирование, позволяющее, с одной стороны, с большей эффективностью использовать преимущества такого участия, а с другой стороны, ограничивать негативные воздействия мирового рынка на снижение курса национальной валюты, ограничивать отток инвестиционных потоков, защищать национального производителя и экспортера от международной конкуренции.

     Различают национальное и межгосударственное регулирование валютных курсов.

     Основными органами национального регулирования выступают центральные банки и министерства финансов.

     Основные  методы регулирования валютных курсов — валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения.

     Валютные  интервенции центральных банков имеют целью противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые не соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективны валютные интервенции, сопровождаемые соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства.

     Во  многих странах широко применяется  дисконтная политика, которая заключается в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. В результате улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валюты понижается.

     На  валютный курс оказывают влияние  валютные ограничения, т. е. совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, марку ФРГ, японскую иену, английский фунт стерлингов и французский франк.

     Валютный  контроль в зарубежных странах охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные методы валютного контроля:

     - лимитирование сроков по операциям  «лидс энд лэго» (ускорение  или замедление расчетов в  предвидении тех или иных изменений валютных курсов);

     - запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами;

     - внесение беспроцентного импортного  депозита в уполномоченный банк  и др.

     Эта курсовая работа посвящена теме валютного регулирования. В ней будут рассматриваться такие вопросы, как международные валютные системы, их виды, задачи и функции, а также факторы, влияющие на формирование валютного курса.

     Внимание  также будет уделяться регулированию  международных валютных отношений, валютной политике, валютным ограничениям, валютному контролю, в том числе и в России.

     Узнаем, какова роль Международного валютного  фонда в валютном регулировании  экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ. 

     Валютное  регулирование представляет собой  законодательную форму осуществления  валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика - составная  часть общеэкономической, в том  числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д. Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование способствует решению перечисленных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.

     Валютное  регулирование в нашей стране до второй половины 80-х годов обладало всеми характерными признаками валютной государственной монополии. К их числу можно отнести: централизацию валютных доходов в руках государства, минимальное число участников внешнеэкономической деятельности, концентрацию выручки от экспорта в иностранной валюте на счетах Внешторгбанка СССР, монополизировавшего международные расчеты СССР, плановое распределение валютных ресурсов по отраслям и регионам и т.д. С 1986 г. началось постепенное формирование валютного рынка в РФ. Возросло число участников внешнеэкономической деятельности, развивался процесс становления системы коммерческих банков, поступления в иностранной валюте начали распределяться между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции.

     Государство вообще и Российская Федерация в  частности регулируют валютные отношения  с учетом экономических задач  государства. Для Российской Федерации  с момента провозглашения ее суверенитета (1990 год) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

     Принятие  в 1991 г. Закона СССР "О валютном регулировании" положило начало специальному законодательному регулированию валютных отношений в стране.

     В настоящее время валютный рынок  в Российской Федерации находится  в стадии формирования. С известной  долей условности под валютным рынком можно понимать законодательно урегулированную  сферу экономических отношении  формирующихся при осуществлении операций купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. Наряду с другими отраслями права валютные отношения регулируют нормы финансового права, которые в этом качестве и представляют собой особый финансово-правовой институт валютное регулирование.

     К основным элементам валютного регулирования  указанных экономических отношений  можно отнести: установление порядка  проведения валютных операций; определение  условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

     Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон  РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле", принятый 9 октября 1992 г.

     Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной  валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в  валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.. В соответствии с Законом важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие полномочия в сфере валютных отношений, является Центральный банк РФ, который имеет право: определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценным бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие функции. Названный Закон закрепляет систему юридических понятий регулирования валютных отношений.

     Закон формулирует понятия "резидент" и "нерезидент", тем самым разделяя всех действующих на валютном рынке субъектов на эти две категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделения последних от операций внутрихозяйственных. Анализ зарубежного и международного валютного законодательства позволяет сделать вывод, что выработка универсальных определений "резидент" и "нерезидент" является на сегодняшний день необходимой, но еще не реализованной задачей. Так, документы Международного валютного фонда в качестве ориентира при формулировании понятия "резидент" используют "более тесную связь соответствующей хозяйственной единицы с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией".

     Национальное  валютное законодательство развитых государств с рыночной экономикой при отнесении  субъектов валютных отношений к числу резидентов также придерживается критерия их тесной связи с национальной экономикой. Так, в США резидентами считаются правительственные учреждения, национальные компании и граждане, постоянно находящиеся или проживающие в стране. Заграничные же филиалы американских корпораций и дочерние компании считаются для США иностранными фирмами.

     В ФРГ к числу резидентов относятся  физические и юридические лица, предприятия, для которых "центр их хозяйственных  интересов находится в данной стране независимо от и национальной принадлежности".

     Во  Франции резидентами считаются  физические лица французской национальности, находящиеся во Франции или за пределами Франции не менее двух лет. А также иностранцы находящиеся  во Франции более двух лет, за исключением иностранных служащих. Резидентами считаются также юридические лица во Франции, за исключением дипломатических и консульских представителей, работающих во Франции.

Резидентами по российскому законодательству являются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;

б) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

Информация о работе Понятие и содержание валютного регулирования