Понятие финансового права, содержание, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:41, реферат

Описание работы

Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_finansovomu_pravu.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

Объект налогообложения – доход, уменьшенный на расходы.

Гл.25 НК уделяет больше внимания понятию этих расходов.

В гл.25 НК дана классификация – и доходы, и расходы группируются:


доходы                  доходы от реализации


 

   внереализационные доходы   


            материальные расходы


   


расходы  расходы от реализации                 расходы на оплату труда


  


внереализационные расходы  иные расходы, прямо названные

              в тексте закона

 

Эта группировка имеет значение для соотносимости (связи) доходов и расходов, т.к. доходы от внереализационных операций нельзя уменьшить на реализационные расходы. Например: доходы от акций нельзя уменьшить на расходы по оплате коммунальных услуг.

Гл.25 НК содержит перечень видов деятельности, для которых установлены расходы.

Система ставок по НПО сложнее.

В ст.284 НК законодатель предусматривает распределение этого налога между различными бюджетами (т.е. НПО уплачивается в несколько бюджетов).

Вводятся пониженные ставки в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг.

Система налога усложнена, т.к. законодатель вынужден определить момент признания налога (два метода расчёта налоговой базы: метод начисления и кассовый метод).

Для определения налога существует 2 метода:

1) кассовый метод – доход  облагается налогом в тот момент, когда деньги поступили в кассу  или на счёт клиента

2) метод начисления – доход  облагается налогом в тот момент, когда лицо получает право  требовать от контрагента выплаты  денежных средств.

В учётной политике каждой организации должна определяться методика расчёта стоимости продукции и расходов на её приобретение. Например: в больших количествах закупается товар с родовыми признаками и реализуется меньшими партиями (можно рассчитывать среднюю стоимость единицы товара или стоимость приобретённой партии и т.д.)

Порядок уплаты налога

Действует система авансовых платежей.

Возможны варианты:

1) авансовые платежи уплачиваются на основе расчёта предполагаемого дохода (финансовых показателей предыдущего налогового периода – года)

2) авансовые платежи рассчитываются на основе уже сформировавшейся имущественной базы за отдельный период.

 

Гл.25 НК (со ст.313 НК) предусматривает систему норм, посвящённых налоговому учёту. По общему правилу для определения налоговых обязательств используется бухгалтерский учёт. В случаях, когда правила бухгалтерского учёта непригодны для налогообложения, используются специальные правила учёта финансовых операций, именуемые налоговый учёт.

 

Единый социальный налог (ЕСН)

 

Единый социальный налог – это налог, который по существу налагается на две группы налогоплательщиков и облагает два объекта налогообложения.

Налогоплательщиками выступают:

1) организации и предприниматели, выплачивающие суммы работникам

2) предприниматели и адвокаты.

Объектами налогообложения выступают:

1) выплаты (начисления) в пользу физических лиц (в том числе – в гражданско-правовом порядке)

2) доход предпринимателя или иных приравненных к нему лиц

Объект налогообложения (доход) определяется как и при НДФЛ.

Также и расходы при получении дохода, облагаются ЕСН, рассчитанным с учётом положений гл.25 НК.

 

Основные косвенные налоги:

налог на добавленную стоимость и акцизы

 

Специфика данных налогов – в отличие от существовавшего до конца 2003 года налога с продаж эти налоги являются зачётными, т.е. законодатель предусматривает предъявление к зачёту – уменьшение суммы налога на те суммы налога, которые были уплачены в составе цены контрагентом налогоплательщика.

Изначально акцизы как налог планировались как налог, обременяющий производителей подакцизных товаров.

В ст.182 НК наблюдается расширение объекта налогообложения.

Облагаемые налогами операции – в том числе приходование нефтепродуктов.

Введение подобных норм предназначено для уклонения от уплаты налогов нефтеперерабатывающими компаниями.

Налоговый контроль по акцизам – в гл.22 НК предусмотрены особые его формы:

  • существование налоговых постов
  • введение режима налоговых складов.

НДС подлежит исчислению и уплате непосредственно налогоплательщиком. Исключение: когда арендуется государственное имущество – арендатор, платя арендную плату, выступает налоговым агентом.


  • Налог на имущество организаций
  • Транспортный налог
  • Налог на рекламу            самостоятельно
  • Таможенные пошлины
  • Налог на имущество физических лиц (не включён в НК)
  • Налог на имущество, переходящее в порядке

наследования или дарения.

 

 

Бюджетное право


Эта область правового регулирования кодифицирована.

Бюджетный кодекс (БК) был введён в действие, пришёл на смену закону РФ «Об основах бюджетного устройства» и закону РФ «О бюджетном процессе».

Бюджетный кодекс – это правовой акт, который призван закрепить общие положения, общие принципы функционирования бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, правила осуществления бюджетного процесса, бюджетного контроля и вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

 

Бюджет

Бюджет – это многозначное понятие.

  • Материальный аспект понятия бюджета:

Бюджет – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении соответствующего публично-территориального образования.

В этом значении понятие бюджета соотносимо с понятием казны, закреплённом в ГК РФ.

Различие: казённым может признаваться различное имущество, не обособленное;

бюджет – это денежные средства.

  • понятие бюджета, закреплённое в ст.6 БК РФ

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для выполнения определённых функций.

Бюджет трактуется как определённая процедура, в рамках которой реализуются бюджетные отношения.

  • бюджет как нормативный правовой акт

(в этом смысле говорят: «Принят  бюджет на текущий год»)

Каждое публично-территориальное образование (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) имеет право на самостоятельный бюджет.

Выделяют также понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет не принимается как отдельный правовой акт, эта категория применяется для расчёта и анализа. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Например: консолидированный бюджет РФ – это свод федеральных бюджетных показателей, всех субъектов РФ и всех муниципальных образований. Консолидированный бюджет Свердловской области – это свод  бюджетных показателей Свердловской области и муниципальных образований.

Бюджетная система

 

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов.

В рамках бюджетной системы наряду с бюджетом выделяется также 2 типа подразделений (образований):

1) целевые бюджетные фонды

2) внебюджетные фонды

Различие между ними: целевой бюджетный фонд образуется в рамках бюджета, о нём не принимается отдельного правового акта, не требуется создание специальной администрации, исполнение целевого бюджетного фонда осуществляется по правилам исполнения бюджета.

Существует 3 основных внебюджетных фонда:

1) Пенсионный фонд

2) Фонд социального страхования

3) Фонд обязательного медицинского  страхования

Предусматривается принятие отдельных правовых актов о бюджетах этих внебюджетных фондов. Принятие, утверждение и исполнение внебюджетных фондов осуществляется по общим правилам (с некоторыми особенностями).

Для данных бюджетов создаётся администрация, которая контролирует и управляет поступающими в фонды средствами.

Бюджетное устройство

 

В БК РФ используется понятие бюджетного устройства.

Как соотносятся понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система»?

  • с точки зрения доктрины, бюджетное устройство является более широким понятием,

т.к. охватывает и бюджетную систему, и общие принципы взаимодействия разных бюджетов, и принципы организации бюджета и др.

  • часть 2 БК называется «Бюджетная система РФ»,

раздел 1 части 2 БК называется «Бюджетное устройство РФ»,

глава 3 БК называется «Бюджетная система РФ».

Вывод: ключевым является понятие «бюджетная система».

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это определённого рода деятельность, регламентированная нормами бюджетного права, по подготовке, составлению проектов бюджета, их рассмотрению, утверждению, исполнению и утверждению отчётов по их исполнению.

Существует 3 стадии бюджетного процесса:

1) подготовка проекта бюджета

2) рассмотрение и утверждение бюджета

3) исполнение бюджета и утверждение отчёта о его исполнении.

 

Система и источники бюджетного права

 

Ст.2, 3 БК РФ

Подход схож с подходом в рамках налогового права.

Базовый правовой акт – Бюджетный кодекс РФ.

В отличие от иных отраслей (гражданского и налогового права) БК РФ не содержит специальных норм, посвящённых решению противоречий между нормами БК РФ и прочими актами (ст.6 НК, ст.3 ГК).

Предусмотрены широкие полномочия исполнительных органов власти (ст.3 БК РФ наряду с Правительством оговаривает и полномочия Президента в части регулирования бюджетных отношений). Однако не все общественные отношения могут быть урегулированы этими источниками.

Сфера отношений определена в п.1 ст.1 БК РФ.

Акты исполнительных органов власти не могут затрагивать правовой статус участников бюджетного процесса, который должен определяться на законодательном уровне.

Нет особых правил введения в действие положений бюджетного законодательства, действуют общие правила.

Во многих ФЗ «О бюджете на текущий год» предусматривается индексация ставок.

Возможно 2 подхода:

1) формальный

(ФЗ «О бюджете на текущий  год» относится к актам бюджетного  законодательства)

2) предметный (ст.1 БК и ст.2 НК).

 

 

Бюджетная компетенция

Использование термина «бюджетная компетенция» является нововведением. Ранее использовалось понятие бюджетных прав. Это подтверждает тот факт, что в настоящее время бюджетная компетенция призвана быть более конкретной по своему содержанию и определяется применительно к конкретному государственному органу, а не публично-территориальному образованию в целом.

Бюджетная компетенция – это понятие, которое характеризует возможность участия субъектов в бюджетных отношениях, их права и обязанности.

Субъекты бюджетного права и участники бюджетных отношений:

1) представительные органы власти

Они наделены полномочиями по рассмотрению и утверждению бюджета. Они принимают бюджет – правовой акт, регулирующий деятельность других участников. Процесс принятия акта регулируется БК РФ. Бюджетный процесс охватывает принятие правовых актов.

2) исполнительные  органы власти (президент, правительство, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований) участвуют в бюджетном процессе.

К их компетенции относится подготовка правового акта (бюджета) и контроль за его исполнением.

3) специализированные органы власти, созданные непосредственно для участия в бюджетных отношениях – контрольные органы (это Счётная палата РФ).

Статус Счётной палаты определён БК РФ и специализированным законом –

ФЗ «О Счётной палате».

Специфика: Счётная палата создаётся представительными органами власти – Федеральным Собранием (Государственной Думой и Советом Федерации на паритетных началах). Представительные органы власти избирают аудиторов Счётной палаты.

Функции Счётной палаты призваны осуществлять её аудиторы.

В силу специфики её формирования и функций есть точка зрения, что Счётная палата РФ относится к представительным органам власти. Она не входит в систему исполнительных органов власти и подотчётна только Федеральному Собранию. 

Задача Счётной палаты – подготовка заключения к отчёту об исполнении бюджета.

Для реализации своих функций счётная палата наделена многими полномочиями исполнительной власти (в частности – проведение проверок и др.).

Предмет контрольных полномочий ограничивается сферой формирования и расходования бюджетных средств.

На региональном и местном уровнях создаются и действуют свои контрольные органы.

Министерство финансов РФ

Его роль проявляется на стадии подготовки проекта федерального бюджета.

Это основной участник бюджетного процесса на этой стадии.

Министерство финансов готовит итоговый документ, представляемый Правительством в Гос. Думу.

Вправе утвердить бюджетную роспись. Бюджетная роспись составляется поквартально и конкретизирует бюджет.

Правительством утверждаются контрольно-ревизионные органы (управления) в субъектах РФ. Нет единой системы контрольно-ревизионных управлений. Их функции:

  • проверка исполнения федеральных бюджетных средств, расходов целевого характера
  • соблюдение законодательства получателями бюджетных средств.

Контрольно-ревизионные управления могут проверять организации любой формы собственности, если они являются получателями бюджетных средств.

Федеральное казначейство

Наделено властными полномочиями. Создано в 1993 году. Его создание связано с переходом РФ к казначейской системе исполнения бюджета. Казначейская система исполнения бюджета противостоит банковской системе исполнения бюджета.

Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика