Ответственность за нарушение финансового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:23, реферат

Описание работы

Финансовая ответственность по своей природе является ответственностью правовосстановительной, что выражается в предотвращении при помощи ее средств, всяких негативных последствий для публичных финансов. Особенностью финансовой ответственности по сравнению с иными видами право-восстановительной ответственности является то, что, она призвана восстановить права и обеспечить реализацию законных интересов не отдельного лица (гражданина или организации), а общества в целом, выраженные в устойчивости публичных финансов. Финансовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер.

Содержание работы

1. Правовые основания и понятия финансовой ответственности
2. Органы, привлекающие за нарушения финансового законодательства
3. Порядок применения штрафных санкций за нарушения финансового законодательства

Файлы: 1 файл

финансовое право к р.docx

— 27.35 Кб (Скачать файл)

      Ответственность за нарушение финансового законодательства

План:

1. Правовые  основания и понятия финансовой  ответственности

2. Органы, привлекающие за нарушения финансового  законодательства

3. Порядок  применения штрафных санкций  за нарушения финансового законодательства

     Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица деятельность которого связана с публичными финансами, обуславливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, которые отличаются имущественно-стоимостным и публичным характером.

Финансовая ответственность  по своей природе является ответственностью правовосстановительной, что выражается в предотвращении при помощи ее средств, всяких негативных последствий для публичных финансов. Особенностью финансовой ответственности по сравнению с иными видами право-восстановительной ответственности является то, что, она призвана восстановить права и обеспечить реализацию законных интересов не отдельного лица (гражданина или организации), а общества в целом, выраженные в устойчивости публичных финансов.

Финансовая ответственность  обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности состоит  в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.

Финансовая ответственность, существуя изначально, с момента  возникновения соответствующей  финансовой обязанности, в тоже время  может реализовываться только в  ретроспективном порядке после  того, как данная обязанность не будет исполнена или будет  исполнена ненадлежащим образом. Реализация финансовой ответственности происходит в рамках особого охранительного правоотношения, которое возникает, осуществляется и прекращается в  строго установленном финансовым законодательством  порядке.

Основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой  самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов. От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных  финансов (физические лиц, организации  и публично-правовые образования). От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным  имущественным интересам, а интересам  публичным, при этом в финансовой сфере. Учитывая названные особенности, финансовое правонарушение следует  определить как виновное, противоправное деяние, причиняющее вред публичным  финансам, за совершение которого законодателем  установлена финансовая ответственность.

В настоящее время финансовая ответственность устанавливается  в следующих законодательных  актах: часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306),  ст. 75 НК РФ и др.

    Вина как условие реализации финансовой ответственности выражается в негативном плане, т.е. ее отсутствие является основанием освобождения от финансовой ответственности. При этом применительно к финансовой ответственности субъект публичных финансов признается виновным в совершении финансового правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для исполнения возложенных на него финансовых обязанностей, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для этого. При привлечении к финансовой ответственности форма вины юридического значения не имеет.

     В соответствии с действующим законодательством, регулирующим налоговые правоотношения, соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. К практике арбитражных судов имеют отношение только вопросы применения так называемой финансовой ответственности.

Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что ретроспективная финансовая ответственность невозможна без взыскания с виновного лица финансовой санкции, так как финансовое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штрафа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину.  

 Финансово-правые санкции включены  в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.  

 Вместе с тем финансово-правовая  санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности.

     За нарушения финансового законодательства наряду с финансово-правовой ответственностью за финансовое правонарушение применяются и иные виды юридической ответственности. При разграничении финансово-правовой и административно-правовой ответственности, меры которых представляют собой определенные виды денежных взысканий, необходимо учитывать субъектный состав соответствующих видов правонарушений и порядок применения мер ответственности. Применение за финансовое правонарушение иных видов ответственности, наряду с финансово-правовой, есть нарушение важнейшего принципа однократности ответственности: за одно нарушение – одно наказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Федеральная налоговая служба города Н провела проверку на строительном предприятии «Билдинг». При проверке было установлено, что годом раньше начальником строительного участка Кирпичев получил под отчет 5 млн. рублей на приобретение цемента.  Отчет о расходовании полученной Кирпичевым суммы не составлялся, а бухгалтерия предприятия списала ее на убытки. Постановлением ФНС полученная Кирпичевым сумма была включена в его совокупный доход. Кирпичев подал жалобу в вышестоящую налоговую службу.

Подлежит  ли жалоба Кирпичева удовлетворению? Дайте юридическую оценку законности действий налоговой службы.

         Жалоба Кирпичева не подлежит удовлетворению, т. к. он не может предоставить налоговой службе документы подтверждающие «расход» 5 млн руб ( отчет о расходовании денег на нужды предприятии, акты об утере денег и т. д.), значит они остались у него, являются его доходом, а с дохода необходимо платить налог. Налоговая служба действовала согласно закону « ст.212 НК РФ»

     Совокупный доход

     Совокупный доход - это общая сумма всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом году, независимо от источников их получения. В контексте настоящего Закона доходом, в частности, считается:

а) оплата труда и другие приравненные к ней выплаты;

б) возмещение, получаемое за использование или право пользования  любыми авторскими правами на произведения литературы. искусства или науки, любым патентом, товарным знаком, проектом или моделью, планом, секретной формулой или процессом, программой для электронно-вычислительных машин и базы данных или за использование или право пользования промышленным, коммерческим, научным оборудованием, или предоставление информации о промышленном, техническом,организационном, коммерческом, научном опыте (далее - роялти);

в) процент и иное возмещение, получаемые по займам (далее - процент);

г) дивиденды;

д) доходы (выигрыши), полученные в игорных домах, в играх с выигрышами;

е) вещевые выигрыши (призы) конкурсов и соревнований, а также  лотереи;

ж) денежные выигрыши (призы) конкурсов и соревновании, а также лотереи;

з) имущество и денежные средства, полученные в порядке дарения и помощи;

и) имущество и денежные средства, полученные в порядке наследования;

к) страховые возмещения;

л) доход от предпринимательской  деятельности;

м) доход от отчуждения имущества;

н) плата и иное возмещение за аренду (далее - арендная плата), доходы, полученные от других гражданско-правовых договоров;

о) страховые платежи, произведенные  за физических лиц юридическими лицами и предприятиями, не имеющими статуса  юридического лица.

Доходы, полученные в натуральной (неденежной) форме (в том числе и в случае удержания (взимания) налоговым агентом налога в соответствии с положениями настоящего Закона), учитываются в совокупном доходе по государственным фиксированным (регулируемым) ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

Доходы, полученные физическими  лицами в иностранной валюте, пересчитываются  в драмы Республики Армения исходя из валютного курса, установленного Центральным банком Республики Армения  на день их получения.

      Элементы, не считающиеся доходом

В контексте настоящего Закона не считаются доходом:

а) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с  законодательством Республики Армения, за исключением пособий по временной  нетрудоспособности и по уходу за больным членом семьи;

б) все виды пенсий, выплачиваемых  в соответствии с законодательством  Республики Армения;

в) единовременные выплаты  членам семей погибших военнослужащих и ставшим инвалидами военнослужащим в соответствии с законодательством  Республики Армения;

г) алименты, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  Республики Армения;

д) суммы, полученные физическими лицами за сдачу крови и материнского молока и другие виды донорства.

       Статья 212. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды

1. Доходом налогоплательщика,  полученным в виде материальной  выгоды, являются: 

1) материальная выгода, полученная  от экономии на процентах за  пользование налогоплательщиком  заемными (кредитными) средствами, полученными  от организаций или индивидуальных  предпринимателей, за исключением: материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты; 

материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование  заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации  жилого дома, квартиры, комнаты или  доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального  жилищного строительства, и земельных  участков, на которых расположены  приобретаемые жилые дома, или  доли (долей) в них; 

материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование  заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. 

Материальная выгода, указанная  в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, освобождается от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 220 настоящего Кодекса;

2. При получении налогоплательщиком  дохода в виде материальной  выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1настоящей статьи, налоговая база определяется как:

        1) превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора; 

Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах  при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и  перечисление налога осуществляются налоговым  агентом в порядке, установленном  настоящим Кодексом.

 


Информация о работе Ответственность за нарушение финансового законодательства