Особенности исламской системы финансовых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Религия как мировоззрение значительно повлияла на развитие всей цивилизации человеческого общества. Определенный отпечаток она наложила на все аспекты, как духовной, так и экономической жизни людей. Не обошла она своим вниманием и финансовую систему.
Исламскую финансовую систему часто определяют как финансовую систему, которая не предполагает взимание процента.

Файлы: 1 файл

Финансовые рынки. Контрольная работа.docx

— 28.13 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: «Финансовые рынки»

Особенности исламской системы финансовых услуг

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса

Экономического факультета

направления бакалавр экономики

группы дневной

Гурьянова А.В.

№ Л.Д. 11флб01109

Проверил: Нурмухаметов Р.К.

 

 

Тула, 2014г.

 

 

Религия как мировоззрение значительно повлияла на развитие всей цивилизации человеческого общества. Определенный отпечаток она наложила на все аспекты, как духовной, так и экономической жизни людей. Не обошла она своим вниманием и финансовую систему.

Исламскую финансовую систему часто определяют как финансовую систему, которая не предполагает взимание процента. Тем не менее, принципы исламских финансов являются более обширными, чем отказ от ставки процента. Они опираются на шариат – совокупность правил и законов, которые касаются управления экономикой, социальных, политических и культурных сторон исламского общества. Из-за несоответствия этим законам использование общепринятых финансовых инструментов в мусульманском мире сталкивается со значительными трудностями. Исламская экономика, с одной стороны, система хозяйствования, которая содержит в себе нормы и принципы мусульманского права, а, с другой стороны, неотъемлемая часть мирового хозяйства.

Основная ее цель - поиск решения многих актуальных современных проблем, прежде всего, - в сфере финансов.

Кризис ликвидности заставил бизнес задуматься об эффективности традиционных экономических институтов и подтолкнул к поиску альтернативных способов финансирования. Он затронул все государства, однако в гораздо меньшей мере коснулся стран исламского мира. Во многом это обусловлено особенностями исламского рынка капитала.

Исламские финансы в их современном виде являются сравнительно молодой отраслью. Наиболее развит исламский банкинг в Малайзии, ОАЭ, Катаре, Брунее, Кувейте. Однако исламские финансы активно осваивают все новые территории. При этом мусульмане на данных территориях составляют меньшую часть населения. Альтернативный банкинг, как его называют эксперты, уже крепко пустил корни в Великобритании, США, Франции и других европейских странах [4].

Исламское финансирование - один из самых быстрорастущих рынков. На сегодняшний день в 75 странах функционирует около 300 исламских банков. При этом прогнозируется их дальнейший рост. Стоимость активов, вовлеченных в исламскую финансовую систему, составляет, по данным агентства Standard & Poor's, более 1 трлн долл. с ожидаемым двукратным увеличением к 2015 г. Этот вид бизнеса отличается наличием этического начала, что проявляется в основных принципах исламского финансирования, берущих начало в шариате.

Во-первых, обе стороны сделки делят между собой как прибыль, так и убытки (риски). Можно сказать, что исламское финансирование объединяет финансовый институт и его клиентов вокруг общих ценностей, что обеспечивает их взаимную лояльность. Во-вторых, исламское финансирование запрещает делать деньги из денег (проценты). Данный запрет традиционно именуется рибой. В-третьих, запрещены спекуляции и неопределенность в сделках, в частности в отношении цены и условий оплаты. В-четвертых, запрещены некоторые виды деятельности, признаваемые шариатом «неполезными». К ним, среди прочего, относятся такие легальные виды деятельности, как производство и продажа алкоголя, табака, свинины и др. В-пятых, совершаемые сделки должны быть основаны на активах или обеспечены активами. Таким образом, исламское финансирование базируется на реальной экономике, а не на займах под проценты и производных инструментах [2].

Но при этих особенностях исламский рынок капитала, безусловно, не является «бесплатным», как это может показаться. Он является неотъемлемой частью источников финансирования и работает по общим законам стоимости, спроса и предложения.

Термин «исламские финансы» также может ввести в заблуждение относительно участников соответствующих отношений. Основными исламскими финансовыми институтами действительно являются исламские банки,   исламские страховые компании и инвестиционные  фонды. В то же время исламские финансы нейтральны  и доступны абсолютно для всех, независимо от убеждений и вероисповедания.

Около сорока лет назад первый исламский финансовый институт появился на Ближнем Востоке.  «Дубай Ислэмик Бэнк» и сегодня является одним из самых передовых исламских банков мира, который применяет истинно исламские экономические принципы на практике. Исламские финансы получают все большее распространение в мире.  Вокруг данного явления ведется множество дискуссий.  Критики утверждают, что исламские финансовые институты не внесли  значительных изменений в экономическую систему и всплеск интереса к данным институтам вызван мировым финансовым кризисом. Сторонники, напротив, видят в исламской экономике  один из возможных выходов  из нестабильной финансовой ситуации, сложившейся в мире.  Глобализация же указывает нам на то, что исламские финансовые институты прочно укрепляют свои позиции на мировом финансовом пространстве, так за право стать лидером в развитии исламских финансов готов побороться и Лондон.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пообещал приложить все усилия и сделать Лондон столицей исламских финансов. На 9-ом Всемирном исламском экономическом форуме, прошедшем в Лондоне, было анонсировано появление исламского индекса на Лондонской фондовой бирже. Министерство финансов Великобритании намерено выпустить исламские ценные бумаги (сукук) примерно 
на 320 млн. долларов в 2014 году. Более 700 работающих на беспроцентной основе исламских финансовых учреждений действуют в 61 стране мира. [5]

В последнее время определенный практический интерес к исламским финансам проявляется и на российском финансовом рынке. Развитие данной отрасли несет целый ряд преимуществ  для России. Среди основных - возможность привлечения инвестиций из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока и увеличения тем самым базы инвесторов и источников фондов.

Активная экспансия исламских финансовых институтов не может обойти нашу страну, в которой проживает  примерно 20 млн. мусульман. В настоящее время в России функционируют 4 исламские финансовые компании.

Инвестиционно-финансовая компания «Юмарт-Финанс» была создана в 2009 году в Казани. Офис данной компании функционирует в Саратове. Юмарт-Финанс представляет населению такие услуги как авторассрочку, жилищное финансирование и товарную рассрочку. Для бизнесменов предлагается инвестиционное партнерство, лизинг, оборотное финансирование. Рентабельность привлеченного капитала товарищества на вере “Юмарт-Финанс”  – 12- 40% годовых. Основные объекты вложений: транспортные средства (до 50% в портфеле компаний), оборудование и техника, бытовые товары для дома, недвижимость.

Татарстанская международная инвестиционная компания была создана в апреле 2010 года и зарегистрирована как нефинансовый институт.

Состав учредителей: Исламский банк развития, Инвестиционно-венчурный фонд РТ, Дирекция внебюджетных программ развития Казани, пять крупных инвестиционных компаний из Ближнего Востока и Малайзии.

Иностранным инвесторам принадлежит 80% акций ТМИК, 20% — Татарстану. Приоритетными проектами для ТМИК являются проекты в сфере энергетики, телекоммуникаций, сельского хозяйства и индустрии халяльных продуктов.

С марта 2011 года начал функционировать финансовый дом «Амаль» в Татарстане.

Финансовый дом «Амаль» имеет своих представителей в нескольких городах России: Нижнекамске, Альметьевске, Ижевске и в Москве. В рамках представительств Финансовый дом «Амаль» предлагает всю линейку своих инвестиционных продуктов: срочные, накопительные, продукты до востребования, а также специальные условия для людей на пенсии. Необходимо отметить, что статистика доходности по инвестиционным продуктам Финансового дома «Амаль» превышает значения депозитных 
продуктов обычных банков. Доходность портфеля размещенного по итогам 2013 г. составила 22,74%, а доходность портфеля привлеченного – 21,66%. Средняя фактическая доходность по всем продуктам финансового дома за 4 квартал 2013 года составила 14 % годовых. Доходность инвесторов по итогам 2013 года составила – 14,92%.

В республике Дагестан функционируют две исламские финансовые компании: 
«ЛяРиба-Финанс» и «Масраф». Оригинальное название товарищества на вере 
“ЛяРиба-Финанс” означает финансы без ростовщичества. Оно создано в начале декабря 2011 года. Около 80% активов компании формируются за счет собственных средств и по типу контракта «мудараба». Пассивы компании формируют сделки: мурабаха (85%),  мушарака  (10%), иджара (2%) и прочие (3%). Крупные вкладчики получают доходность до 1,5% в месяц, что эквивалентно 18% годовых. Финансовый Дом «Масраф» предлагает населению Республики Дагестан следующие виды услуг: купля-продажа товаров в рассрочку; инвестирование в бизнес на условиях разделения прибылей и убытков (партнерства); лизинговые операции (иджара).

Ключевым отличием деятельности данных компаний от традиционных является запрет на взимание и выплату процентов.  Вместо ссудного процента институты исламской экономики используют альтернативные методы финансирования. Исламские финансовые компании работают только с реальными активами. Они не дают деньги в кредит, но могут приобрести товар или актив, необходимый клиенту и продать ему  с определенной наценкой. При этом все риски, связанные с приобретением и доставкой товара несет компания. Такого рода операция называется мурабаха. Мурабаха является самым популярным финансовым инструментом в деятельности исламских финансовых институтов как в России, так и за рубежом.  Внешнее сходство мурабахи с процентным кредитованием является предметом постоянной критики, тем более обоснованной, поскольку исламские финансовые институты зачастую явно злоупотребляют принципами мурабахи в ущерб общим принципам. В то же время, мурабаха – абсолютно корректный метод с точки зрения фикха. Мурабаха только средство для того, чтобы избежать ростовщичества, но не идеальный инструмент для воплощения в жизнь реальных экономических целей с точки зрения ислама. Следовательно, этот инструмент должен использоваться лишь как переходный этап на пути к исламизации экономики, его использование должно быть ограничено только теми случаями, когда мудараба и мушарака не могут применяться.

Идеальными моделями финансирования по шариату считаются операции «мушарака» и «мудараба». Согласно Шариатскому стандарту № 12 ААОИФИ, мушарака (шарика) – это соглашение между двумя или более сторонами об объединении активов, трудовых ресурсов или обязательств в целях извлечения прибыли. Прибыль и убытки проекта делятся между финансовым институтом и его клиентом в заранее согласованных пропорциях, чаще всего пропорционально долям в финансировании проекта. 
Мудараба – это договор партнерства в получении прибыли, на основе которого одна сторона (раббуль-маль) предоставляет капитал, а другая сторона (мудариб) предоставляет свои предпринимательские способности (труд) для управления капиталом. Доход от средств, пущенных в оборот, распределяется между раббуль-малем и мударибом в заранее согласованной пропорции. Убытки несёт раббуль-маль  за исключением случаев неправомерного поведения или нарушения договора, а мудариб в случае убыточности проекта не получает вознаграждения за свои усилия. Однако с точки зрения текущей экономической ситуации существуют определенные практические трудности использования этих инструментов в некоторых областях финансирования.

Договор «иджара» также нашел свое применение на российском рынке. 
Иджара (лизинг) – договор аренды в широком смысле, по условиям которого одна сторона (лизингодатель) приобретает и сдаёт в лизинг другой стороне (лизингополучателю) некое имущество (как движимое, так и недвижимое) на определённый срок, за что получает вознаграждение в виде арендных платежей.

Отличием иджара от обычного договора операционной аренды является соблюдение следующих условий:

1) Для действительности договора  иджара в отношении определенного  имущества, перед заключением договора  арендодатель обязан приобрести  его на    праве собственности или праве пользования (аналогично мурабаха).

2) Предметом аренды выступает  непотребляемое имущество, и выгода, получаемая из договора иджара, должна быть законной по шариату. Например, дом или движимое имущество  не могут быть арендованы c не  разрешенной шариатом целью, такой  как предоставление помещения  в аренду учреждению, занимающемуся  кредитованием под проценты, или  владельцу магазина для продажи  или хранения запрещенных товаров, или аренда транспортного средства  с целью транспортировки запрещенных  товаров.

3) Арендодатель не вправе требовать  увеличения арендной платы либо  начислять иные платежи в случае  просрочки платежа со стороны  арендатора. Однако арендатор может  установить, что договор иджара  расторгается в случае неуплаты  арендатором арендной платы или  ее неуплаты в установленный  срок.

Основными сложностями в функционировании исламских финансовых компаний на российском рынке являются: отсутствие соответствующей нормативной базы для деятельности исламских финансовых институтов, отсутствие исламской финансовой инфраструктуры (рынки привлечения и размещения капитала, страхование, прочие финансовые инструменты), нехватка специалистов со знанием исламских финансов, непонимание особенностей исламских финансовых продуктов и другие.

Однако отдельного внимания заслуживает такая проблема, как пассивное участие со стороны мусульман в отношении исламских финансов, озвученная рядом специалистов и экспертов данной области, а также директорами исламских финансовых компаний. Зачастую мусульмане аргументируют свою позицию тем, что исламские финансовые продукты иногда дороже традиционных. То, что исламские финансовые компании работают на беспроцентной основе не означает, что они предоставляют бесплатные услуги или более дешевые в сравнении с традиционными финансовыми услугами. 
Однако исламские финансовые институты предоставляют дозволенные шариатом услуги, к получению которых должен стремиться каждый мусульманин. 

Необходимо учитывать специфику исламских финансовых услуг и ту среду, в которой они функционируют. К примеру, в рамках российского налогового законодательства происходит удорожание некоторых  исламских финансовых операций, в частности, мурабаха облагается налогообложением, так как с правовой точки зрения является договором купли-продажи, в то время, как операции кредитования в традиционных финансовых институтах не облагаются налогом на добавленную стоимость и, следовательно, операции исламских финансовых компаний становятся менее конкурентными; конкурировать с финансовыми институтами достаточно сложно, поскольку масштабы институтов и  их финансовых операций несопоставимы.

Информация о работе Особенности исламской системы финансовых услуг