Основные принципы финансовой деятельности Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами, финансового права. Среди них можно выделить следующие.

Содержание работы

Основные принципы финансовой деятельности Российского государства………………………………………………………………..
2. Правовой статус налогоплательщика……………………………….
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

экзаменационная работа.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

6)  представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8)  присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9)  получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об 
уплате налога;

10)  требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11)  не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам;

12)  обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14)  требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Этот перечень не является исчерпывающим. НК РФ подчеркивает, что налогоплательщики имеют также иные права, установленные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Особо отмечается, что плательщики сборов имеют те же права, 
что и налогоплательщики.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установленными ставками. Эта обязанность реализуется через широкий круг их прав 
и обязанностей.

Налоговые органы на основании НК РФ наделены следующими правами (ст. 31)3:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты 
    налогов;
  • проводить налоговые проверки;
  • при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;
  • вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов или налоговой проверкой;
  • приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего ему имущества;
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений;
  • требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и пени в порядке, установленном Налоговым Кодексом;
  • контролировать соответствие кредитных расходов физических лиц их доходам;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании сумм налогов и пени;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц для проведения налогового контроля;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  • создавать налоговые посты.

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных НК РФ;
  • о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества;
  • о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящейся за дочерними предприятиями, с соответствующих основных организаций;
  • о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

В круг обязанностей налоговых органов входят4:

  • соблюдение законодательства о налогах и сборах;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;
  • проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, разъяснение порядка заполнения отчетности и исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • направление налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы ведут единый государственный реестр налогоплательщиков.

При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение преступления в области налогообложения налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ). Аналогичные права и обязанности имеют таможенные органы в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Важная роль в реализации законодательства о налогах и сборах принадлежит банкам. Впервые на законодательном уровне были специально урегулированы Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» обязанности и ответственность банков в области налогообложения. Теперь такие нормы содержатся в НК РФ (ст. 60, 86, 132—136 и др.), получив более детальное содержание с рядом уточнений и изменений.

Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. В связи с этим банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 855 ГК РФ). 
Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

На банки возложен и ряд обязанностей, обусловленных проведением мер по противодействию легализации полученных преступным путем доходов, негативно отражающейся и на процессе налогообложения. При этом банкам запрещено открывать счета (вклады) на анонимных владельцев.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных Налоговым кодексом обязанностей он устанавливает ответственность банков. 
В связи с проведением налоговыми органами учета налогоплательщиков в целях налогового контроля банки не вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также обязаны сообщить об открытии или закрытии этих счетов в налоговый орган в пятидневный срок. 
НК РФ (ст. 132—135) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К ним относятся5:

  • нарушение порядка открытия счета (в частности, открытие счета без предъявления свидетельства о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе);
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
  • неисполнение  банком  решения  о  взыскании  налога,  а также пени;
  • непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка.

Ответственность банков по НК РФ за эти нарушения, законодательства установлена Кодексом в виде санкций, выраженных в разных формах и размерах: штрафах в твердых денежных суммах (например, нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.); взыскания пени (за нарушение сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки исполнения обязанности от соответствующей суммы); в процентах от суммы, перечисленной банком с нарушением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (20%), и др. 
Помимо этого, КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц банков в виде наложения административного штрафа: за нарушение порядка открытия банком счета организации или индивидуальному предпринимателю от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога (или сбора) — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.7, 15.8, 15.9 Кодекса).

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 (с изм. от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 03.03.2014,№ 9, ст. 851. 
  2. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изменениями от 5 мая 2014 г. №116-ФЗ)// Собрание  законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
  3. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии. – М.: Норма, 2009.
  4. Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: Юрайт, 2011.
  5. Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юрист, 2009.

 

.

1 Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии. – М.: Норма, 2009. – с. 31

2 Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии. – М.: Норма, 2009. – с. 35

 

3 Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юрист, 2009. – с.105

4 Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юрист, 2009. – с.108

 

5 Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: Юрайт,  2011. – с.96

 


Информация о работе Основные принципы финансовой деятельности Российского государства