Основные функциональные элементы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:49, доклад

Описание работы

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
- финансовое планирование и прогнозирование;
- финансовое регулирование;
- финансовый контроль;

Файлы: 1 файл

Основные функциональные элементы управления финансами..doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Основные функциональные элементы управления финансами. 

 

Субъекты управления используют в  каждой сфере и в каждом звене  финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия  на финансы. Вместе с тем им присущи  и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами  управления финансами служат:

-       финансовое планирование и  прогнозирование;

-       финансовое регулирование;

-       финансовый контроль; 

Финансовое планирование и прогнозирование  

Под планированием  понимается процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный  процесс);

2) связь с обработкой информации;

3) направленность на достижение  определенных целей;

4) временный характер.

Именно в ходе планирования любой  субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Финансовое регулирование

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана  с установлением пропорций распределения  накопления, обеспечивающих максимально  возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

-       налоги и неналоговые платежи в бюджет;

-       финансовые льготы и санкции;

-       общие и целевые субсидии;

-       доходы и расходы внебюджетных фондов;

-       доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи  прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью  взимания прямых общегосударственных  налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий.

 

 

Финансовый контроль

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Объектом  финансового контроля являются распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  и форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п.

В мировой  практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская  и французская. Если в англосаксонской  модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет , а  вопрос о санкциях является прерогативой административных или судебных органов власти, то французская модель   предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании  возмещения ущерба  и т.д.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного  контроля, Счетная палата  имеют отдельные полномочия в части применения санкций  в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.

Проверка  производиться по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации  и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование  предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового состояния  и возможных направлений развития.

Надзор  представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их привидения в соответствии с нормами и  требованиями, предъявляемые действующим законодательством. Систематическое нарушение норм, требований, приводящие к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг)- это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться  со стороны кредитора с согласия субъекта , а также может вводиться  арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств)предприятия.

Ревизия выступает  в виде наиболее распространенного  и всеобъемлющего метода финансового  контроля.


Информация о работе Основные функциональные элементы управления финансами