Органы финансового контроля, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучение финансового контроля и его координация в Республике Беларусь.

На основе этого можно определить задачи данной работы:

1) раскрыть организацию финансового контроля, состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;

2) раскрыть задачи и функции комитета государственного контроля;

Содержание работы

Введение

1 Организация финансового контроля. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь

1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля

1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль

1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль

2 Комитет государственного контроля - высший орган финансового контроля, его задачи и функции

3 Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

 

 Прокуратура республики  и ее органы на местах составляют  единую централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуратур  вышестоящим. В нее входят:

 

 Прокуратура Республики  Беларусь;

 

 Прокуратуры областей, г. Минска;

 

 Прокуратуры районов, городов;

 

 Межрайонные прокуратуры [6, с. 56].

 

 Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением  законов в исправительных учреждениях).

 

 Возглавляет Прокуратуру  Генеральный прокурор, который назначается  на должность Президентом с  согласия Совета Республики и  освобождается от должности Президентом  с уведомлением Совета Республики  и подотчетен Президенту.

 

 Прокуратура (за исключением  случаев, оговоренных в законе) не  отменяет решений других органов, не выносит решений о праве, не применяет наказаний к нарушителям  закона, а требует, чтобы компетентные  органы, общественные организации  и должностные лица своей властью  в пределах данных им полномочий  устранили нарушение закона и  приняли меры воздействия к  нарушителям.

 

 Деятельность органов  прокуратуры направлена на достижение  одной цели - всемерного укрепления  законности и правопорядка в  обществе и государстве. Ее реализации  способствует деятельность прокуратуры  по следующим направлениям:

 

- общий надзор за исполнением  законов органами государственного  управления предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами  и гражданами;

 

- надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание, предварительное следствие  и оперативно-розыскную деятельность;

 

- надзор за исполнением  законов при рассмотрении дел  судами;

 

- надзор за соблюдением  законов в местах содержания  задержанных, в местах предварительного  заключения, при исполнении наказаний  и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом;

 

- борьба с нарушениями  законов, охраняющих права, свободы  и интересы личности, что в  правовом государстве становится  приоритетным;

 

- борьба с преступностью  и др. правонарушениями, расследование  преступлений, привлечение к уголовной  ответственности лиц, совершивших  преступления, обеспечение неотвратимости  ответственности за преступные  деяния;

 

- разработка совместно  с другими государственными органами  мер по предупреждению преступлений  и иных правонарушений, или координация  деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью  и явными правонарушениями;

 

- участие в совершенствовании  законодательства и пропаганде  законов [6, с. 58].

 

 

3 КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 Оперативный финансовый  контроль в Беларуси осуществляют  прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и  сборам, Национальный банк и Государственный  таможенный комитет Республики  Беларусь [10, с. 39].

 

 Министерство финансов  Республики Беларусь не только  разрабатывает финансовую политику  страны, но и непосредственно  контролирует ее осуществление. Все его структурные подразделения  в той или иной форме контролируют  финансовые отношения. Аппарат Министерства  финансов прежде всего осуществляет  финансовый контроль в процессе  разработки бюджета страны, контролирует  своевременное поступление доходов  и расходование бюджетных ресурсов  по целевому назначению, участвует  в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование  государственных инвестиций, выделяемых  на основе решений правительства.

 

 Министерство финансов  имеет право: требовать и получать  от органов государственного  управления и организаций информацию  об осуществлении бюджетно-финансовых  операций по формированию и  использованию государственных  финансовых средств; ограничивать  и приостанавливать финансирование  расходов за счет государственных  средств в случаях несоблюдения  их получателями законодательства, необоснованного получения либо  использования указанных средств  не по целевому назначению; взыскивать  в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства; применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством.

 

 Большую роль в проведении  финансового контроля играет  осуществляемое Министерством финансов  Беларуси методическое руководство  организацией бухгалтерского учета  в стране, а также проведение  аттестации по аудиту и лицензированию  аудиторской деятельности. В рамках  данного министерства важную  роль играет Главное контрольно-ревизионное  управление Беларуси.

 

 В соответствии с  действующим законодательством  основными функциями названного  выше подразделения являются: проведение  ревизий и проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций, использующих средства бюджета; проведение ревизий смет на  содержание финансовых органов, а также проверок их работы  по организации составления и  исполнения бюджета, контролю за  целевым и эффективным использованием  бюджетных средств, а также внебюджетных  и государственных целевых бюджетных  фондов; разработка методических  документов и форм отчетности  о контрольно-ревизионной работе; проведение ревизий финансово-хозяйственной  деятельности учреждений и организаций, подчиненных структурным подразделениям  Минфина; методическое руководство  контрольно-ревизионной работой, обобщение  практики применения законодательства  по вопросам ревизий и проверок, разработка предложений по его  совершенствованию.

 

 Органы Главного государственного  казначейства Республики Беларусь  осуществляют оперативный контроль  за исполнением доходной части  бюджета, эффективным расходованием  по целевому назначению средств  республиканского бюджета, внебюджетных  и целевых бюджетных фондов, за  соблюдением банковскими учреждениями  правил кассового исполнения  бюджета. Кроме этого, органы казначейства  составляют отчет об исполнении  республиканского бюджета за  истекший год и представляют  его правительству.

 

 Важное место в системе  финансового контроля занимает  Министерство по налогам и  сборам Республики Беларусь. Основная  задача налоговых органов - обеспечить  работу единой системы контроля  за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью уплаты налогов  и иных обязательных платежей.

 

 Ключевым оперативным  звеном в структуре данного  министерства являются налоговые  инспекции (областные, городские, районные), которые осуществляют непосредственный  налоговый контроль и ведут  учет налогоплательщиков.

 

 Министерство по налогам  и сборам и его органы имеют  право: проводить в установленном  налоговым законодательством порядке  налоговые проверки; проверять в  организациях и у граждан документы, связанные с исчислением и  уплатой налогов, получать необходимые  объяснения, справки и сведения  по соответствующим вопросам; требовать  от налогоплательщиков для проведения  налоговой проверки первичные  документы (бухгалтерскую, статистическую  отчетность и др.), связанные с  исчислением и уплатой налогов. Налоговые органы имеют также  право: производить изъятие документов, вещей и товарно-материальных  ценностей налогоплательщиков, которые  являются объектами нарушения  законодательства о налогах и  предпринимательстве; в случаях, предусмотренных  законодательством, назначать инвентаризацию  имущества налогоплательщиков, опечатывать  кассы, помещения, места хранения  документов и (или) имущества налогоплательщиков (за исключением касс и хранилищ  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций); налагать (в соответствии  с законодательством) арест на  денежные средства (кроме денежных  средств и других ценностей  в банках, небанковских кредитно-финансовых  организациях) и иное имущество  налогоплательщиков - нарушителей законодательства  о налогах и предпринимательстве; в случаях, предусмотренных законодательством, приостанавливать операции налогоплательщиков  по их счетам и вкладам в  банках и небанковских кредитно-финансовых  организациях, а также взыскивать  задолженность по налогам в  бюджет и др.

 

 Важные контрольные  функции выполняет Национальный  банк Республики Беларусь. В соответствии  с законодательством он, в частности, организует и осуществляет валютный  контроль (как непосредственно, так  и через уполномоченные банки); производит государственную регистрацию  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций и выдачу им лицензий  на осуществление банковских  операций; разрабатывает и утверждает  методику бухгалтерского учета  и отчетности для банков и  небанковских кредитно-финансовых  организаций; определяет порядок  проведения безналичных и наличных  расчетов; контролирует обеспечение  безопасности и защиты информации  в банковской системе и др.

 

 С учетом данных  функций Национальный банк Беларуси  наделен широкими правами в  области регулирования кредитных  отношений, валютного обращения  деятельности банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций  и надзора за нею, в частности: правом контролировать осуществление  ими валютных операций; определять  меры их ответственности за  нарушение валютного законодательства; выдавать разрешения (лицензии) на  ведение валютных операций, связанных  с движением капитала; постоянно  контролировать соблюдение банки  ми и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями банковского законодательства  и др.

 

 В состав органов, осуществляющих  финансовый контроль, входит и  Государственный таможенный комитет  Республики Беларусь. Он выполняет  следующие функции: ведет борьбу  с контрабандой, административными  таможенными право нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз  через таможенную границу наркотических  средств, оружия и предметов, представляющих  художественную, историческую и  археологическую ценность; осуществляет  и совершенствует таможенный  контроль и таможенное оформление, создавая условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу; контролирует  вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.

 

 Ведомственный финансовый  контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, другими  органами управления на подведомственных  им предприятиях, в учреждениях  и организациях. Для этих целей  в составе министерств и ведомств  создаются контрольно-ревизионные  управления (отделы, группы), подчиняющиеся  непосредственно руководителю органа  управления. Если такое подразделение  не создано, то контроль за  финансово-хозяйственной деятельностью  подведомственных предприятий, учреждений  и организаций возлагается на  руководителя бухгалтерского учета (главного бухгалтера) органа управления.

 

 Ревизии и проверки  могут производиться на договорной  основе аудиторскими организациями. Решение об этом принимает  руководитель органа управления.

 

 Основными задачами  ведомственного контроля являются  соблюдение финансовой дисциплины, борьба с хищениями государственной  и негосударственной собственности, денежных средств и материалов, выявление случаев незаконного  их расходования, проверка постановки  бухучета и отчетности.

 

 Органами внутрихозяйственного  финансового контроля являются  специальные структурные подразделения  предприятий, учреждений и организаций - обычно финансовые и планово-финансовые  отделы, бухгалтерии. Особенно большую  роль играют главные (старnine) бухгалтеры, которые непосредственно подписывают  все документы (бухгалтерские отчеты, расходные документы и др.), связанные  с финансово-хозяйственной деятельностью  своих предприятий (учреждений).

 

 Финансовый контроль  тесно связан с разнообразными  финансовыми санкциями, которые  в соответствии с законодательством  применяют финансовые органы  по отношению к предприятиям, учреждениям и организациям в  случае нарушения ими определенных  требований и правовых норм. Санкции  выступают в виде пени, штрафов  и неустоек. Так, штрафы начисляются: за сокрытие прибыли или других  объектов налогообложения; необоснованное  получение дотаций и компенсаций  из бюджета; использование средств  бюджета не по целевому назначению; завышение объема стоимости строительно-монтажных  и ремонтно-строительных работ, выполненных  за счет бюджетных ассигнований; приписки и др.

 

 Применение санкций  повышает ответственность предприятий, учреждений, организаций и стимулирует  к соблюдению законодательства  и условий различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.

 

 Наряду с названными  выше органами финансового контроля  действуют специальные структуры, к которым относятся аудиторские  организации, и индивидуальные предприниматели.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В результате проведенного  в курсовой работе исследования  можно сделать следующие выводы:

 

 Системность контроля  достигается комбинированным использованием  его различных видов: логического  и математического, документального  и фактического. Источниками информации  для документального контроля  служат: первичные документы, регистры  бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Среди форм финансового контроля  выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции