Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: состав, порядок предоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении видов налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и порядка их предоставления.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
а) рассмотреть понятие и сущность налоговых вычетов;
б) изучить виды и состав налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
в) определить перспективы развития системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….....3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………….....…..5
2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ…….…....9
2.1. Стандартные налоговые вычеты……………………………………………....9
2.2. Социальные налоговые вычеты………………………………………….…..14
2.3. Имущественные налоговые вычеты………………………………………....15
2.4. Профессиональные налоговые вычеты ……………………………………..18
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ………………………….……....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....27
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….…….30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается.

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования [2].

Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

2.4. Профессиональные налоговые вычеты

Профессиональные вычеты по налогу на доходы физических лиц по своей сути отражают не что иное, как особый порядок отнесения на расходы определенной части доходов особых категорий налогоплательщиков.

Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:

а) индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов [2].

Если налогоплательщики не могут документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 % общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.

б) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг) [2];

в) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов [2].

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то налогоплательщики руководствуются нормативами затрат приведенным в следующей таблице.

Таблица

Определение размера профессиональных налоговых вычетов по нормативам затрат

Способ получения дохода

Нормативы затрат (в процентах к сумме начисленного дохода)

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

20

Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

30

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

40

Продолжение таблицы

Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

30

Создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

40

других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

25

Исполнение произведений литературы и искусства

20

Создание научных трудов и разработок

20

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)

30

Пример 7. Гражданин, который является налоговым резидентом РФ, заключил авторский договор на создание литературного произведения с издательством «Феникс». Согласно заключенному договору заказчик выплачивает автору вознаграждение за литературное произведение в размере 36 000 рублей.  При расчете налоговой базы из суммы авторского вознаграждения исключается профессиональный налоговый вычет в размере 20 % от полученной суммы вознаграждения: 36 000 рублей – (36 000 рублей * 20 %) = 28 800 рублей. Налог исчисляется по ставке 13 % и составляет 3 744 рубля (28 800 * 13 % = 3 744 рубля).

К расходам налогоплательщика относятся также суммы государственной пошлины, уплаченной в связи с профессиональной деятельностью, суммы уплаченного налога на имущество физических лиц при условии, что данное имущество используется для осуществления предпринимательской деятельности, а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные им за соответствующий период [6].

Налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода [2].

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 2011 года могут увеличиться вычеты для родителей, у которых больше одного ребенка. Соответствующие поправки в ст. 218 НК РФ разработал Минфин России.

  В настоящее время на каждого из детей вычет равен 1000 рублей. Проект предусматривает аналогичный размер только по одному ребенку, если же детей двое – 2 400 рублей, если трое – 5 400 рублей. По заявлению Сергея Разгулина, замдиректора Департамента налоговой и таможенной тарифной политики Минфина России, эти вычеты суммироваться не будут, т.е. родителям троих детей положен вычет в размере 5 400 рублей.

  На четвертого и следующих детей вычет составит еще плюс 3 000 рублей на каждого. Согласно проекту, положение об увеличении детских вычетов вступает в силу задним числом с января 2011 г. По утверждению Сергея Разгулина, вполне вероятно, что Госдума успеет принять закон в весеннюю сессию. Тогда после вступления его в силу компаниям надо будет пересчитать НДФЛ с начала года. Все «детские» вычеты будут применяться до того месяца, в котором доход сотрудника превысит 280 000 рублей.

Законопроект также отменяет стандартный вычет в размере 400 рублей с 2012 года [5].

Предложениями по совершенствованию систем вычетов являются три законопроекта. Основной целью предлагаемых законопроектов является уточнение возможностей налогоплательщиков по применению социальных вычетов из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Первый законопроект посвящен социальным налоговым вычетам на благотворительные цели [13].

Анализ ст. 219 НК РФ свидетельствует о том, что существующие сегодня нормы, регламентирующие социальные налоговые вычеты, значительно ограничивают возможности налогоплательщиков.

В пп. 1 п. 1.ст. 219 НК РФ указано, что налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов «в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих  бюджетов,  а также  физкультурно-спортивным  организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде» [2].

Из текста следует, что вычет может быть предоставлен только в случае оказания помощи в денежной форме, но подобный подход не согласован с нормами, устанавливающими порядок определения налоговой базы, то есть при определении дохода налогоплательщика. Так в п. 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. В результате возникают заведомо несправедливые и невыгодные для налогоплательщиков ситуации, когда при определении доходов учитываются все доходы, а при предоставлении социальных вычетов на благотворительность учитывается только помощь, оказанная в денежной форме.

Поэтому целесообразно расширить перечень форм оказания благотворительной помощи, увязав его с подходами, используемыми для определения налоговой базы. Норма пп. 1 п. 1 ст. 219, касающаяся способа оказания благотворительной помощи может быть сформулирована следующим образом: «...в виде помощи, оказанной как в денежной, так и в натуральной форме...» [2].

К благотворительной помощи могут быть отнесены различные виды имущества, передача прав на пользование имуществом (в т.ч. помещениями). При этом Законодатель может определить перечень имущества, передача которого не может являться основанием для получения социальных налоговых вычетов на благотворительность. Среди такого имущества могут быть подакцизные товары, отдельные виды дорогостоящей мебели и др.

Кроме того и часть текста пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ: «...организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, ...» [2] нуждается в переработке, т.к. реализация данной нормы означает, что налогоплательщик, оказавший помощь, таким учебным заведениям как Финансовая академия или Высшая школа экономики, может претендовать на получение социальных налоговых вычетов, а негосударственной детской гимназии – нет. Это вызывает вопросы, поскольку отмеченные и другие подобные ВУЗы, реализующие большое количество платных программ, получая при этом бюджетное финансирование своей деятельности и пользуясь на льготных условиях государственным имуществом, оказываются в заведомо выигрышном положении по сравнению с негосударственными заведениями. Это в полной мере относится и к учреждениям науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Поэтому в целях предоставления вычета необходимо использовать не критерий полного или частичного бюджетного финансирования, а такие критерии как наличие лицензии либо других документов (например, аккредитации), подтверждающих статус (образовательный, научный, культурный и т.д.) или вид деятельности организации.

Существенной частью пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ является норма, согласно которой возможность получить вычет увязана с оказанием помощи организациям, а не конкретным гражданам.

Реализация такого подхода означает, что если гражданин, оказавший благотворительную помощь городской больнице, указал, что деньги должны быть направлены на лечение конкретной  лица – нуждающегося в платной операции инвалида, то переданные больнице деньги будут рассматриваться не как благотворительный взнос, а как спонсорская помощь конкретному лицу. Налоговый вычет расходов на благотворительные цели не производится [13].

Поэтому целесообразно изменить существующие нормы, предусмотрев возможность получения налоговых вычетов для налогоплательщиков, оказывающих «адресную» помощь отдельным категориям граждан: инвалидам, ветеранам и т.д.

Таким образом, необходимо устранить описанные неточности и уточнить возможности налогоплательщиков по реализации своих прав на вычеты сумм, направляемых на благотворительные цели.

В настоящее время в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» содержится большое количество абсолютных величин (суммы, предъявляемые к вычету), выраженных в рублях РФ. Учитывая влияние инфляции, во втором законопроекте можно законодательно закрепить необходимость проведения ежегодной индексации этих величин.

Целью третьего законопроекта является уточнение момента подачи налоговой декларацию в случае, если декларирование не является обязанностью, а осуществляется с целью получения вычетов. Статья 229 НК РФ определяет, что лица, обязанные подавать декларацию, должны сделать это до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, в законодательстве напрямую не установлен крайний срок подачи декларации для лиц, не обязанных подавать декларацию, но реализующих свое право на вычеты, что предполагает представление декларации.

Информация о работе Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: состав, порядок предоставления