21 июля 1998 года документ был направлен
Госналогслужбой России для ознакомления и использования
в работе во все инспекции.
1 января 1999 года Первая часть
Налогового кодекса РФ вступила
в силу.
Вторая часть Налогового Кодекса принята
Государственной Думой 19 июля 2000 года,
одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.
Последние изменения в действующий НК РФ были внесены 28 июля
2012 года и вступили в силу 30 июля 2012 года.
- Общая характеристика
действующей налоговой системы РФ
- Принципы налоговой
системы РФ
Налоговая система России строится на
следующих базовых принципах, установленных
НК РФ:
- Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое
лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы на принципах равенства.
- Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое
лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы на принципах справедливости.
- Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
- Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства
не должны оказывать неблагоприятные
последствия для налогоплательщика.
- Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей
по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору; Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.
- Налоги и сборы не должны препятствовать
реализации гражданами своих конституционных
прав. Налогообложение всегда связано
с ограничением прав. Но это ограничение
должно происходить с учетом статьи 55
Конституции Российской Федерации, которая
определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
- Налоги и сборы не должны нарушать единое
экономическое пространство, которое
гарантировано ст. 8 Конституции Российской
Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать
свободное перемещение в пределах России
товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать
или препятствовать законной деятельности
налогоплательщика. Незаконно установление
дополнительных пошлин, сборов или повышение
ставок налогов на товары, происходящие
из других регионов страны или вывозимых
в другие регионы.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность
уплачивать налоги, сборы, а также взносы
и платежи, если они не обладают признаками
налогов и сборов, установленных НК РФ,
либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены
в ином порядке, чем это определено в кодексе.
Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся
путем внесения изменений в НК РФ. На все
вводимые налоги и сборы субъектов Федерации,
и местные налоги и сборы распространяется
принцип законного установления налогов
и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они
введены с нарушением порядка, предусмотренного
кодексом, то они считаются незаконными.
Поэтому никто не обязан их уплачивать.
При внесении изменений в законодательные
акты о налогах и сборах необходимо учитывать
требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, в соответствие с которой внесение
изменений и дополнений в законодательство
о федеральных налогах и сборах, предполагающие
их вступление в силу в течение текущего
финансового года, допускается в случае
внесения соответствующих изменений и
дополнений в федеральный закон о федеральном
бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные
правила установлены Бюджетным кодексом
в отношении законодательства субъектов
о региональных налогах и сборах и в отношении
нормативных актов органов местного самоуправления
о местных налогах и сборах.
- Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей,
а с другой стороны, предотвращает возможные
злоупотребления со стороны должностных
лиц исполнительных органов власти: при
установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.
- Безусловный приоритет норм, установленных
в налоговом законодательстве, над положениями
по налоговым вопросам в законодательных
актах, не относящихся к сфере налогообложения.
Так, в статье 56 Налогового кодекса записано,
что налоговые льготы устанавливаются
только законодательством о налогах и сборах.
- Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков
и государства. Это значит, что каждый
из участников налоговых отношений имеет
право на защиту своих законных прав и
интересов в установленном законом порядке.
- Определение в федеральном законодательстве
перечня прав и обязанностей налогоплательщиков,
налоговых органов и их должностных лиц.
Налоги выполняют одновременно
четыре основные функции: фискальную,
регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
- Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения.
Исторически наиболее древняя и одновременно
основная: налоги являются преимущественной
составляющей доходов государственного
бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация
финансовых ресурсов государства. Все
остальные функции налогообложения — производные от фискальной.
Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными
целями налоги могут преследовать и другие,
например экономические или социальные. Иначе говоря,
финансовые цели, будучи самыми существенными,
не являются исключительными.
- Распределительная
(социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении
общественных доходов (происходит передача
средств в пользу более слабых и незащищенных категорий
граждан за счёт возложения налогового
бремени на более сильные категории населения).
- Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение
посредством налоговых механизмов тех
или иных задач экономической политики
государства. По мнению выдающегося английского
экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
- Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту
поступлений в бюджет денежных средств
и сопоставлять их величину финансовых
ресурсов.
- Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку
развития тех или иных экономических процессов.
Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя
система налогообложения предоставляет
широкий набор налоговых льгот малым предприятиям,
предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным
производителям, организациям, осуществляющим
капитальные вложения в производство
и благотворительную деятельность, и т. д.
- Дестимулирующая
функция налогообложения — направлена на установление
через налоговое бремя препятствий для
развития каких-либо экономических процессов.
Можно назвать также воспроизводственную
подфункцию, которая предназначена для
аккумуляции средств на восстановление
используемых ресурсов. Эту подфункцию
выполняют отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, плата за воду
и т. д.
- Трехуровневая система
налогообложения
13 статья Налогового кодекса
РФ говорит о трехуровневой системе
налогообложения.
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они
действуют на территории всей страны и
регулируются общероссийским законодательством,
формируют основу доходной части федерального
бюджета и, поскольку это наиболее доходные
источники, за счет них поддерживается
финансовая стабильность бюджетов субъектов
Федерации и местных бюджетов.
К федеральным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость (глава 21);
- акцизы (глава 22);
- налог на доходы физических лиц (глава 23);
- единый социальный налог (глава 24) (утратил силу);
- налог на прибыль организаций (глава 25);
- сборы за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов (глава 25.1);
- водный налог (глава 25.2);
- государственная пошлина (глава 25.3);
- налог на добычу полезных ископаемых (глава 26).
Второй уровень - налоги субъектов Российской
Федерации, региональные налоги. Устанавливаются
представительными органами субъектов
Федерации, исходя из общероссийского
законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным
на территории РФ. В этом случае региональные
власти регулируют только их ставки в
определенных пределах, налоговые льготы
и порядок взимания.
К региональным налогам относятся:
- налог с продаж (глава 27) (утратил силу);
- транспортный налог (глава 28);
- налог на игорный бизнес (глава 29);
- налог на имущество организаций (глава 30).
Третий уровень - местные налоги, налоги
право регламентации которых отводится
представительным органам муниципальных
образований.
К местным налогам относится:
- земельный налог (глава 31).
Каждому органу управления трехуровневая
система налогообложения дает возможность
самостоятельно формировать доходную
часть бюджета исходя из собственных налогов,
отчислений от налогов, поступающих в
вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых
поступлений от различных видов хозяйственной
деятельности (арендная плата, продажа
недвижимости, внешнеэкономическая деятельность
и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия
сочетаются с полной ответственностью
за исполнение бюджета, как доходной, так
и расходной его частей.
Также существуют специальные
налоговые режимы, к ним относятся:
- единый сельскохозяйственный
налог (для сельскохозяйственных товаропроизводителей) (глава 26.1);
- упрощенная система налогообложения (глава 26.2);
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3);
- система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4).
- Механизм управления налоговой
системой РФ
Для повышения конкурентоспособности
налоговой системы законодательство о
налогах и сборах должно более активно
реагировать на новые явления, на сигналы
об уходе из-под налогообложения в результате
белых пятен в законодательных нормах.
Налоговое администрирование - относительно
новый термин с точки зрения российской
теории налогов и налогообложения. Отсюда
его понимание - от самого широкого, как
управление налоговой системой и налогообложением
в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых
органов по контролю за правильностью
исчисления и уплаты налоговых платежей.
Среди российских экономистов до сих
пор отсутствует единство в понимании
налогового администрирования. Обычно
оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии
с их полномочиями) по осуществлению контроля
за соблюдением налогового законодательства
Российской Федерации организациями и
физическими лицами, т.е., по сути, в это
понятие вкладывают содержание старого
термина - "налоговый контроль". В
современной экономической литературе
также встречается фактическое отождествление
понятий "налоговое администрирование"
и "управление налоговой системой".
Понятие "налоговое администрирование"
позволяет определить его как управление
в области налогообложения. Иногда налоговое
администрирование определяют как динамически
развивающуюся систему управления модернизируемых
налоговых органов в условиях рыночной
экономики.