Налоговая система РФ, строение, принципы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Цель налоговой системы: - создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,
- создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т д.
Налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизводственных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и строение Налоговой системы РФ 6
2. Принципы регулирования налоговой системы рф 8
Заключение 11
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

для реф сайта.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Налоговая система  РФ, строение, принципы регулирования

 

 

 

контрольная работа по финансовое право

 

студента 5-го курса  заочной формы обучения

 

 

 

Руководитель

Содержание

Введение 3

1. Понятие и  строение Налоговой системы РФ 6

2. Принципы регулирования  налоговой системы рф 8

Заключение 11

Список использованной литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв. ) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г. , когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01. 01. 92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения. События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключатся в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс “упрощение” налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь более прогрессивен, так как “упрощение” налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы является залогом успешного решения проблем стоящих перед страной

 

 

 

 

 

1. Понятие и строение Налоговой системы РФ

 

Термин «система» в переводе с греческого (systema) означает «целое, составленное из частей», т.е. целостный комплекс взаимосвязанных элементов. 
 Понятия «система налогов и сборов Российской Федерации» и «налоговая система Российской Федерации» не следует путать — последнее гораздо шире по своему объему. В настоящее время понятие «налоговая система Российской Федерации» не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства. 
 Налоговая система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. 
 К элементам налоговой системы Российской Федерации относят не только налоги и сборы, но и принципы ее организации (например, принцип единства налоговой системы, принцип централизации налоговых органов, единство правовой базы и др.). Также она включает в себя и участников налоговых правоотношений. Таким образом, налоговая система Российской Федерации представляется совокупностью:

1) системы налогов и  сборов Российской Федерации; 
2) системы налоговых правоотношений; 
3) системы участников налоговых правоотношений; 
4) нормативноправовой базы сферы налогообложения. 
 Система налогов и сборов Российской Федерации представляетсобой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Система налогов и сборов напрямую связана с бюджетным устройством страны, т.е. включает в себя три уровня — федеральный, региональный и местный.

Соответственно система  налогов и сборов Российской Федерации  также состоит из трех уровней  — трех подсистем более низкого  порядка. Поэтому взимаемые в  установленном порядке в Российской Федерации налоги и сборы объединяются в эти три подсистемы: подсистему федеральных налогов и сборов, подсистему региональных налогов и сборов, а также подсистему местных налогов и сборов. 
 В основе построения системы налогов и сборов Российской Федерации лежит принцип единства. Это обусловлено единством целей и задач существования налогов всех трех уровней (для финансового обеспечения деятельности государства), единством принципов организации системы, единством принципов установления и взимания входящих в систему налогов и сборов, единой правовой базой и др. Поэтому система налогов и сборов Российской Федерации, представляя собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, одновременно является составляющим звеном системы более высокого порядка — налоговой системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы регулирования налоговой системы рф

 

В основу правового построения налоговой системы в Российской Федерации положены принципы. Термин "принцип" ("principium") латинского происхождения, что означает "основа", "основополагающее начало". Правовой принцип — это руководящее начало, закрепленное в законе или подзаконном нормативном акте. Стало быть, принципами правового построения налоговой системы являются основополагающие начала, закрепляющие общие и существенные свойства налогового права (законодательства). В этой связи можно согласиться с высказываемым в литературе мнением, что принципы могут быть сформулированы в научных работах и оставаться принципами, если они даже не закреплены ни в каком нормативном акте.

Правовые принципы отражают объективные закономерности развития рыночных отношений, обусловлены ими. В них в юридической форме преломляются и конкретизируются экономические и политические закономерности развития Российского государства. Эти принципы отражаются как в законодательстве, так и в научных трудах.

В правовой науке  принято различать общеправовые (общеотраслевые) и специфические (отраслевые) принципы.

Общеправовые (общеотраслевые) принципы выражены и закреплены во всех отраслях права — гражданском, административном, трудовом, финансовом, уголовном и т.д. К числу таких принципов относятся законность, отрицание обратной силы закона.

Отраслевые (специфические) принципы — это принципы, которые характерны для конкретной отрасли права. В частности, для налогового права как подотрасли финансового права такими принципами являются: а) однократность налогообложения; б) льгот-ность налогообложения; в) обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйствующим субъектам; г) создание равных условий для использования субъектами (налогоплательщиками) заработанных ими средств; д) обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, платить налоги; е) единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов; ж) равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства; з) резидентства.

Рассмотрим некоторые  из них, которые являются основными.

Принцип законности является, как известно, общим для  всех отраслей права, в том числе  финансового, составной и обособленной частью которого является налоговое право.

Законность можно определить как обязательное (неуклонное) исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов органами государственной власти и управления, органами самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Иными словами, законность — это обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами права.

Принцип отрицания обратной силы закона проявляется в том, что  законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют (ст. 1, п. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). На практике это означает, что вновь принятый закон не распространяется на отношения, возникшие до его принятия, а поэтому размер налоговых платежей необходимо исчислять в соответствии с нормативным актом, который вновь принят.

Принцип однократности налогообложения  означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения (ст.6 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Принцип льготности налогообложения  означает, что налоговые законы должны иметь правовые нормы, закрепляющие (устанавливающие) для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков (юридических и физических лиц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Налоговая система  включает в себя:

установление  прав и обязанностей налогоплательщиков, установление прав и обязанностей налоговых  органов, установление объектов налогообложения, постановку на учет налогоплательщиков и присвоение им идентификационного номера, установление налогов и льгот, установление структуры налоговых органов и т. д.

Налоговая система  строится на принципах всеобщности, определенности, удобства, обязательности, социальной справедливости, стабильности, эффективности и гласности. Принцип всеобщности предполагает, что все источники доходов должны облагаться налогами (за некоторым исключением, определенным в налоговом законодательстве).

Принцип определенности предполагает четкое установление таких  параметров, как: методы исчисления, срок уплаты и т. д. Под удобством понимают форму взимания соответствующих налогов. Принцип обязательности очевиден и не нуждается в комментарии. Принцип социальной справедливости предполагает учет возможностей отдельных категорий налогоплательщиков выплачивать налоги. Принцип стабильности предусматривает сохранение основных видов налогов, а также порядка их расчета и уплаты в течение длительного времени. Принцип эффективности исходит из экономической целесообразности взимания того или иного налога. Принцип гласности предусматривает открытость нормативных документов по налогам и сборам.

Цель налоговой  системы:

- создание условий  для эффективных воспроизводственных  процессов в народном хозяйстве  РФ, создание предпосылок для  решения социальных проблем как  в стране в целом, так и в отдельных регионах,

- создание условий  для осуществления внешнеэкономической  деятельности и т д.

Налоговая система  должна чутко реагировать на любые  изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизводственных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения России, устранить двойное налогообложение доходов, учитывать мировой опыт налогообложения.

Можно выделить два основных направления совершенствования  нормативной базы для налоговой  системы в РФ. Во-первых, желательно пересмотреть ряд основополагающих принципов налогообложения в направлении их большей демократизации и расширения коллегиальности при выработке и принятии решений. Во-вторых, предстоит провести значительную нормотворческую деятельность по уточнению, пополнению и изменению ряда статей всех законодательных актов в соответствии со складывающимися рыночными отношениями в России и становлением цивилизованного гражданского общества в стране.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Налоги: Учеб. пособие. / Под ред. Черника Д.Г. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  2. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  3. Экономика. Учебник./ Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. - М.: «Проспект», 1999.
  4. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998.
  5. Ю.Ф.Кваша Налоговое право , 2009 год

1 Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры.   М.: Контакт, 1995. С. 11-12.


Информация о работе Налоговая система РФ, строение, принципы регулирования