Налоги на физические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 05:47, курсовая работа

Описание работы

Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально - экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовое регулирование основных видов налогов 5
1.1 Налог на доходы физических лиц 5
1.2 Налоги на имущество физических лиц 21
1.3 Уплата налога с имущества переходящего в порядке наследования или дарения 26
Глава 2. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства 27
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Приложение 39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 76.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

       

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение                                                                                                                   4

Глава 1. Правовое регулирование  основных видов налогов                               5

1.1      Налог на доходы физических лиц                                                               5

1.2      Налоги на имущество физических лиц                                                    21

1.3      Уплата налога с имущества переходящего в порядке наследования или дарения                                                                                                                   26

Глава 2. Ответственность  физических лиц за нарушение налогового законодательства                                                                                                  27

Заключение                                                                                                           37

Список используемой литературы                                                                     38

Приложение                                                                                                          39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформирование экономики  России, нацеленное на переход к  рыночным отношениям, обусловливает  возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны  жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально - экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Налоги - необходимый элемент  механизма государственного регулирования  рыночной экономики, без которого немыслимо  ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

В Российской Федерации, как  и в других странах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных  граждан. В российском законодательстве 90-х гг. эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином - физические лица. В 1992 г. система налогообложения  физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога - подоходного были отменены некоторые  ранее установленные налоги, а  именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному  налогу; сельскохозяйственный налог; налог  с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых  платежей, поглотивших или преобразовавших  прежние.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при  этом они служат и средством связи  гражданина, причем индивидуальной, с  государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активно  действующим членом общества по отношению  к этим делам, дают основание для  контроля гос. органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками. В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству РФ включены: подоходный налог; налоги на имущество; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.

 

Глава 1. Правовое регулирование основных видов налогов  

 

1.1.            Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц занимает центральное место  в системе налогов, взимаемых  с физических лиц, но так было не всегда. Исторически первыми возникли имущественные налоги, например, поземельный, подомовой, которые представляли собой  налоги на различные виды имущества  и не затрагивали социальный статус плательщика.

Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и  интересами почти половины населения  страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических  условий и общественных отношений. Он наиболее полно отвечает одному из классических принципов налогообложения  — принципу справедливости: его  уплачивает тот, кто имеет доход. Кроме того, источник уплаты налога и объект налогообложения совпадают, в отличие от имущественных налогов.

В настоящее время порядок  его исчисления и уплаты определяется главой 23 НК РФ.

Плательщики налога:

·          физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

·          физические лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников, расположенных на территории России (ст. 207 НК РФ).

Под физическими лицами понимаются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Принадлежность к гражданству подтверждается паспортом  гражданина РФ или иностранным паспортом. Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству  России и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Для правильности исчисления налога на доходы физических лиц необходимо четко определить, кто признается резидентом Российской Федерации. К  физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации относятся  лица, фактически находящиеся на территории страны не менее 183 дней в календарном году, независимо от гражданства. Законодательно определено, что течение срока фактического нахождения на территории России начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию России. А дата отъезда за пределы территории России включается в количество дней фактического нахождения на территории страны.

С 1 января 2007 г. налоговым  резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период не прерывается, если физическое лицо выехало за пределы  РФ на срок не более 6 месяцев для  лечения или обучения. Российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, командированные  за пределы РФ, должны признаваться резидентами независимо от фактического времени нахождения на территории Российской Федерации. Таким образом, в отличие  от определения понятия «резидент», принятого в НК РФ до 1 января 2007 г., период в 12 месяцев может относиться к различным календарным годам.

Объектом налогообложения  согласно ст. 209 НК РФ являются:

·          для резидентов - доход, полученный от источников на территории и за пределами России;

·          для лиц, не являющихся резидентами - доход, полученный только от источников на территории России.

К доходам от источников в России, в частности, относятся (п. 1 ст. 208 НК РФ):

·          дивиденды и проценты, выплачиваемые российскими или иностранными организациями в связи с деятельностью их представительств в России;

·          страховые выплаты при наступлении страхового случая;

·          доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

·          доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

·          пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;

·          доходы, полученные от использования любых транспортных средств;

·          доходы от реализации недвижимого имущества, ценных бумаг, прав требования к российским или иностранным организациям (если ее деятельность осуществляется через постоянное представительство);

·          иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

Как сказано выше, к группе «доходы от источников в России»  относятся дивиденды, выплачиваемые  налоговым агентом физическому  лицу - резиденту Российской Федерации  и физическому лицу, которое не признается резидентом Российской Федерации. Если источником дохода является российская организация, то она признается налоговым  агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику  с учетом законодательно установленных  ставок.

Пример 1: Уставный фонд организации  состоит из 1000 акций, из которых российской организации принадлежит 700 акций, иностранной  организации — 50 акций, физическому  лицу — резиденту Российской Федерации  — 200 акций, физическому лицу — нерезиденту  Российской Федерации — 50 акций. Общим  собранием акционеров принято решение  выплатить дивиденды в размере 1 рубль на 1 акцию. Общая сумма  дивидендов, подлежащих распределению  налоговым агентом среди акционеров, составила 1000 руб. (1 руб. х 1000 акций).

1.         Определим сумму дивидендов, подлежащих распределению среди акционеров, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации и сумму налога, удерживаемого налоговым агентом при их выплате.

Иностранной организации  выдано 50 руб. (1 руб. * 50 акций). Сумма  налога, удерживаемого налоговым агентом по ставке 15% составит 8 руб. (50 руб. *15%).

Физическому лицу — нерезиденту  Российской Федерации выдано 50 руб. (1 руб. * 50 акций). Сумма налога, удерживаемая налоговым агентом по ставке 30%, составит 15 руб. (50 руб. * 30%).

2.    Сумма дивидендов, подлежащая распределению среди акционеров, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, составляет 900 руб. [1 руб. * (700 акций + 200 акций)].

Российской организации  выдано 700 руб. (1 руб. * 700 акций). Сумма  налога, удерживаемого налоговым  агентом по ставке 9% согласно положениям п. 3 ст. 284 НК РФ, составит 63 руб. (700 руб. * 9%).;

Физическому лицу — резиденту  Российской Федерации выдано 200 руб. (1 руб. * 200 акций). Сумма налога, удерживаемая налоговым агентом по ставке 9%, составит 18 руб. (200 руб. * 9%).

Налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами  России, вправе уменьшить налог на сумму, исчисленную и уплаченную по местонахождению источника, если с этим иностранным государством заключен международный договор  об избежание двойного налогообложения.

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Порядок расчет налога на доходы физических лиц представлен на рис. 1.

Рассмотрим особенности  определения налоговой базы при  получении доходов в натуральной форме. К оплате труда в натуральной форме относится оплата всего или части труда продукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этих целей, а также в виде выполняемых в интересах налогоплательщика работ и оказываемых услуг. В случае оплаты труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость выданной работнику продукции по рыночным ценам. В данном случае сумма налога на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Остальная часть налога будет удерживаться в последующие месяцы (ст. 211 НК РФ).

Совокупный доход (в денежном, натуральном выражении; материальная выгода)


(-)

Доходы, не подлежащие налогообложению


(=)

Налоговая база


(-)

Вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные)


(=)

Сумма, облагаемая налогом


(*)

Ставка налога


(=)

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет


Рис. 1 Схема расчета налога на доходы физических лиц

 

Пример 2: Работнику Васильеву  А.П. начислено за январь 3000 руб. Ему  же 20 января в счет оплаты труда выдано четыре изделия стоимостью по 800 руб. каждое. Налоговая база определяется в размере 3200 руб. (800 руб. * 4 шт.), т.е. вся сумма дохода получена в натуральной  форме. Работник имеет право на стандартный  вычет в размере 400 руб. Исчисленная  сумма налога составляет 364 руб. [(3200 руб. - 400 руб.) х 13%]. Из-за отсутствия выплаты работнику денежных средств удержание исчисленной суммы налога не производится. Задолженность по налогу за налогоплательщиком составляет 364 руб.

За февраль работнику  начислено 3000 руб. Доход с начала года определяется в размере 6200 руб. (3200 руб. + 3000 руб.). Сумма стандартного вычета равна 800 руб. (400 руб. * 2). Налоговая  база с начала года составляет 5400 руб. (6200 руб. - 800 руб.). Исчисленная сумма  налога с начала года определяется в размере 702 руб. (5400 руб. *13%). Предприятие 7 марта получило в банке денежные средства на оплату труда и одновременно перечислило в бюджет налог, удержанный за январь и февраль, в сумме 702 руб. Работнику выплачено 2298 руб. (3000 руб. - - 702 руб.). Удержанная сумма налога на доходы физических лиц не превысила 50% суммы выплат, т.е. 702 руб. меньше 1149 руб. (2298 руб. * 50%).

К доходам налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды относятся (ст. 212 НК РФ):

·          материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

·          материальная выгода от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей;

·          материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

Определение размера материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от приобретения товаров, рассчитывается исходя из разницы цен по товарам, приобретенным взаимозависимыми лицами и реализованным сторонним покупателям. Например, строительная организация  продала своим работникам квартиры по цене ниже цен реализации квартир  с аналогичными характеристиками сторонним  лицам. Организация и физические лица, состоящие с этой организацией в трудовых отношениях и приобретшие  квартиры по льготным ценам, признаны взаимозависимыми лицами. В этом случае организация производит исчисление материальной выгоды, подлежащей налогообложению  как превышение цены реализации идентичных квартир лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации квартир своим  работникам. Расчет производится в  отношении каждого из работников.

Информация о работе Налоги на физические лица