Налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Налог – в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Налог – в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Цели взимания налогов:

– финансовое обеспечение  деятельности государства (например, по обороне страны, поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью, ликвидации чрезвычайных ситуаций, ведению разведки и контрразведки, управлению страной);

– финансовое обеспечение  деятельности муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ, объектов культуры, выдачу всякого рода субсидий и т.д.);

– финансовое обеспечение  совместной деятельности государства  и муниципальных образований.

Понятие сбора

Сбор – в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, т.е. главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездно-сти, так как, уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав либо получение лицензии) и, следовательно, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов и должностных лиц).

Законодательство  о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые  законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены принимать нормативно-правовые акты (постановления и разъяснения Правительства РФ, письма и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ) в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный характер и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

1.1 Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах

 

1. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев.

Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац утратил силу.

3. Налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными.  Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  Российской Федерации и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзац утратил силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения.  Акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые  сомнения, противоречия и неясности  актов законодательства о налогах  и сборах толкуются в пользу  налогоплательщика (плательщика  сборов

 

Из Конституции  РФ вытекает более сложная и многофункциональная  структура принципиальных основ налогообложения и сборов в Российской Федерации, которая выстраивается в следующем порядке:

1)         принцип реализации совместного  ведения Федерации и ее субъектов  в

установлении  общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации (п."и" ст.72 Конституции РФ);

2)         принцип обеспечения единства  налоговой политики и налоговой

системы на всей территории Российской Федерации (ст.8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п."н" ст.72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов Конституция России относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства с учетом потребностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущественных норм между государством и налогоплательщиками вытекает из смысла ст.75 Конституции, согласно которой должны быть установлены федеральным законом правовые основы об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов Российской Федерации и налоговых отношений в целом;

3) принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного

налогового  законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5 Конституции  утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ);

4) принцип конституционности  актов налогового законодательства (ст.4

и 125 Конституции  регламентируют, что акты (в том  числе и налоговые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);

5)принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как

инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15 Конституции подтверждает действие на территории России общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала);

6) принцип обеспечения  сбалансированности бюджетов разного  уровня

(ст.114 Конституции возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации и ее субъектов в интересах как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов);

7) принцип самостоятельности  местного самоуправления в сборе местных

налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст.132 Конституции устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы);

8) принцип равенства  налогоплательщиков перед государством  и законом

(вытекает из  смысла ст.19 Конституции);

9)  принцип  обязательности уплаты налогов,  учета налогоплательщиков

(ст.57 Конституции устанавливает обязанность каждого платить законно

установленные налоги и сборы) и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;

10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности);

11)    принцип  предотвращения двойного налогообложения и неотягощения

налогового  бремени (хотя он прямо не закреплен  в Конституции РФ, но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" закрепляет однократность налогообложения);

12)    принцип  публичности и гласности информации в налоговых отношениях (ст.29. Конституции гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

13)    принцип  социальной ориентированности налоговой политики (ст.7

Конституции провозглашает  Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

14)    принцип  обеспечения законности и правопорядка  в налоговых отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде (ст.123 Конституции подчеркивает гласность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сторон).

Заключение

 

Принципиальная  концепция, лежащая в основе формирования налогового

законодательства  Российской Федерации,— создание системы  законов о налогах

прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их

подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая

возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает

необходимые условия  для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

 

Список использованной литературы:

 

-            Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой

системы в Российской Федерации"

-            Федеральный закон от 31.07.1998  №  146-ФЗ "Налоговый Кодекс

Российской  Федерации (часть первая)";

-            Постановление Конституционного  Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N

16-П "По  делу о проверке конституционности  статьи 11(1) Закона Российской

Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной  границе Российской

Федерации" в  редакции от 19 июля 1997 года"

-            Постановление Конституционного  Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П

"По делу  о проверке конституционности ряда  нормативных актов города Москвы и

Московской  области, Ставропольского края, Воронежской  области и города

Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих  на

постоянное  жительство в названные регионы"

-            Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части

первой) / Отв. ред. к. ю. н. Г. В. Петрова. – М.: НОРМА, 2001.

Информация о работе Налоги и сборы