Налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 17:48, реферат

Описание работы

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов и сборов, взимаемых государством в законодательно установленном порядке с учетом принципов построения.
Под общей системой налогообложения понимают налоги, предусмотренные НК РФ, применяемые налогоплательщиками в случаях, оговоренных в НК РФ и не относящиеся к специальным налоговым режимам.
К общей системе налогообложения относятся: федеральные налоги, налоги субъектов РФ, местные налоги.

Файлы: 1 файл

Налоги и сборы РЕФЕРАТ.docx

— 356.33 Кб (Скачать файл)

Налоги  и сборы (определение, виды, принципы налогообложения...)

1.   Налоговая система, её экономическое содержание

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов и сборов, взимаемых государством в законодательно установленном  порядке с учетом принципов построения.

Под общей системой налогообложения  понимают налоги, предусмотренные НК РФ, применяемые налогоплательщиками в случаях, оговоренных в НК РФ и не относящиеся к специальным налоговым режимам.

К общей системе налогообложения  относятся: федеральные налоги, налоги субъектов РФ, местные налоги.

2.   Классификация налогов и сборов в Российской Федерации

Виды налогов и сборов в РФ (ст.12 НК РФ)

Федеральные - налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны на всей территории РФ.  (Убрали налог о наследовании и дарении).

Региональные - налоги, которые  установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ. 

Местные - налоги, которые  установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей  налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии  с выработанной налоговой политикой принципами установления.

Требования к налогообложению:

Ø    В перераспределение может включаться только реально созданная стоимость

Ø    Конечная цель перераспределения - максимально возможное полное удовлетворение общественных потребностей

Ø    Перераспределение осуществляется в интересах всех участников воспроизводства при строгом сохранении паритета между разными  формами собственности  и в целях создания конкурентоспособной экономической среды.



Справедливость по горизонтали  предполагает, что равные по доходам  лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному и социальном положению налогоплательщики платят равные налоги, то и не равные должны платить неравные налоги.

При построении системы налогообложения  ориентируются на типовые концепции. Они различаются подходами к  очерчиванию границ и участников налоговых правоотношений.

Выработка концептуальных  основ налогообложения опирается на внутренние экономические интересы каждой страны. За основу берутся параметры экономического роста, определяется возможный налоговый потенциал, моделируются схемы последующего влияния выбранной концепции налоговой системы.

Классификация налогов - систематизированная, научно-обоснованная группировка налогов  по однородным признакам. Например, виды налогов- прямые и косвенные.

Классификационные признаки налогов

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

ВИДЫ НАЛОГОВ

Способ изъятия

Прямые

Косвенные

 

Субъект налога

С физических лиц

С юридических лиц

Смешанные

 

Уровень власти

Федеральные

Региональные

Местные

Назначение

Общие

Целевые

Порядок зачисления в бюджет

Закрепленные

Регулирующие

Порядок введения

Обязательные

Факультативные

 

Источник уплаты (отнесения) налоговых сумм

Себестоимость

Цены и тарифы (выручка)

Финансовый результат

Доход (прибыль, зарплата и  т.д.)

Чистая прибыль

 

 

 

Объект налогообложения

Имущественные

Ресурсные (рентные)

С доходов

Налоги на потребление

С отдельных видов деятельности, операций

Продолжительность

Регулярные (систематические)

Разовые

Сезонные

Метод исчисления

Прогрессивные

Пропорциональные

Ступенчатые

Адвалорные

Регрессивные

Линейные

Твердые

Кратные

 

Способ обложения

Кадастровые

Декларационные

Безналичные

Налично-денежные

 

Фискальная потребность

Раскладочные (репартиционные)

Количественные (долевые)

       

В зависимости от способа  взимания налогов они делятся  на прямые и косвенные. Различия между ними сводятся к следующему.

Прямые  и косвенные налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический  налогоплательщик как посредник  между ними

Величина налогов непосредственно  зависит от результатов финансово-хозяйственной  деятельности плательщика

Величина налогов не зависит  от результатов финансово-хозяйственной  деятельности плательщика

Эти налоги подоходно-поимущественные

Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)


Современное представление  о делении налогов на прямые и  косвенные сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую эволюцию представлений о принципах деления налогов на прямые и косвенные.

Критерии перелагаемости налогов

Перелагаемость налогов возможна только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен. Посредством обменных и распределительных процессов определенный законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо- носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее данный налог,- это не обязательно одно и то же лицо.

Существует два типа переложения  налогов:

1)       с продавца на покупателя, что чаще всего происходит при косвенном налогообложении;

2)       с покупателя на продавца. Такая ситуация возникает, если цена на товар из-за завышенных ставок налогов, например акцизов, превосходит платежеспособность покупателя.

Критерий перелагаемости впервые был использован в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в конце XVII в. (практика такой классификации установилась еще в XVI в.). Локк  исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в  конечном  счете, упадет на землевладельца.

По принадлежности органов  и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который  взимает налог и в распоряжении которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги различаются следующим  образом:

1.        В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского и местных бюджетов. Соответственно существуют: государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет; местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты.

2.        В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. 

3.   Налоговая политика государства, её виды

Цели налоговой  политики:

Ø      фискальная - мобилизация части создаваемого ВВП страны в централизованный фонд государства для финансирования его расходов;

Ø      экономическая - целенаправленное воздействие на экономику через налоговую систему с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода ВВП, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской, инвестиционной и инновационной активности. С помощью налоговой политики государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Ø      социальная - ликвидация или снижение неравенства в уровнях доходов населения за счет прогрессивной системы налогообложения; поддержка многодетных и малоимущих слоев граждан, инвалидов и участников военных событий путем предоставления налоговых льгот и вычетов;

Ø      экологическая - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций;

Ø      контрольная – за счет проведения документальных камеральных проверок достигается не только увеличение поступлений налогов в бюджет, их собираемости и соблюдения налоговой дисциплины, но также полученная в ходе проверок информация в купе с данными налоговых отчетов, расчетов и деклараций предприятий и граждан используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области как самих налогов, так и в сфере экономики и социальной политики;

Ø      международная – укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двусторонних и многосторонних соглашений об устранении двойного налогообложения, снижения торговых налоговых пошлин. 

Три  типа налоговой политики в зависимости от тяжести налогообложения.

ПЕРВЫЙ -  политика взимания максимальных налогов, при котором государство преследует только фискальную цель. Однако, как известно, существуют определенные границы или верхний потолок ставки налога, переход которого чреват негативными последствиями в экономике и обратным эффектом в политике повышения объема налоговых поступлений. Теоретически эта граница отражена кривой Лаффера.  Для России характерен именно такой (фискальный) тип налоговой политики.

ВТОРОЙ  характеризуется умеренной налоговой политикой с разумной системой налогов. При этом создаются максимально возможные благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности при минимальных налоговых обязательствах. Минусом такой политики является тот факт, что она приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, к свёртыванию многих социальных программ.

ТРЕТИЙ  -  предусматривает высокий уровень  налоговых изъятий с одновременным их возвратом налогоплательщиками (в основном населению) через различные социальные институты. Частично такой тип политики был присущ бывшему СССР с его системой платежей в бюджет (высокими отчислениями из прибыли в бюджет, налогом с оборота и т.д.) и бесплатной системой социального обеспечения населения.

Остановимся на рассмотрении важнейших видов налогов, которые  применяются налогоплательщиками  при обычной системе налогообложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из основных федеральных  налогов и играет весьма значительную роль в формировании доходной части  федерального бюджета, а собственно и в большем экономическом  развитии государства. Правовые нормы  применения НДС изложены в главе 21 Налогового Кодекса РФ.

Плательщиками НДС являются:

·        Организации

·        Индивидуальные предприниматели

·        Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ

Не являются налогоплательщиками:

·        Организации,  перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

·        Юридические лица и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на временный доход по отдельным видам деятельности.

Схема взимания НДС

Схему НДС придумал М.Лоре. Средняя ставка НДС в мире- 16%.

Облагается добавленная  стоимость.                    

(при отслеживании схемы в отдельной графе указывается постепенное поступление НДС в бюджет)

1.      Производитель сырья -  Покупатель сырья/ производитель продукции

10000 (без НДС) + 1800 (НДС) = 11800 (цена реализации с НДС)

1800 руб. НДС производитель  сырья перечислит бюджет.

2.      покупатель сырья/производитель продукции – Розничный продавец

15000 (без НДС) + 2700 (НДС)= 17700 (цена реализации с НДС)

В бюджет производитель продукции  уплатит 900 руб. (2700-1800), так  как к возмещению 1800 руб. (это его ранее уплаченный НДС), а к уплате- 3600 руб.

15000-10000=5000руб. (добавочная стоимость)

5000 * 18% = 900 руб.

3.      Розничный продавец – Конечный потребитель

20000 (без НДС) + 3600 (НДС) = 23600 (цена реализации с НДС)

В бюджет розничный продавец уплатит 900 руб. (3600-2700), так как ранее  он уплатил 2700 руб. (сумма к возмещению), а общая сумма НДС к уплате – 3600руб.

20000-15000= 5000 руб. (добавочная стоимость)

5000 * 18% = 900 руб.

В результате на конечного потребителя легло бремя уплаты НДС в размере 3600 руб.

Акцизы - косвенный налог  устанавливается на высокорентабельные товары для изъятия части сверхприбыли, которую получают производители  подакцизных товаров (глава 22 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц -  индивидуальный подоходный налог (глава 23 НК РФ) .

 

Условия признания доходов

Вид дохода

Условия признания дохода:

В Российской Федерации

За пределами Российской Федерации

Дивиденды и проценты

Полученные от российских организаций, выплата процентов  российским индивидуальным предпринимателем и иностранной организацией в связи деятельностью ее обособленного подразделения в РФ

Полученные от иностранной  организации (кроме процентов) в  связи с деятельностью представительства  РФ

Страховые выплаты при  наступлении страхового случая, в  том числе периодические страховые  выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика

Выплата российской организацией или иностранной организацией в  связи с деятельностью ее обособленного  подразделения в РФ

Выплаты иностранными организациями

Доходы, полученные от использования  авторский или иных смежных прав

Использование прав в РФ

Использование прав за пределами  РФ

Доходы, полученные от сдачи  в аренду или иного использования  имущества

Имущество находится в  РФ

Имущество находится за пределами  РФ

Доходы от реализации недвижимого  имущества, акций или ценных бумаг, а также иного имущества принадлежащего физическому лицу

Имущество, а также организации, к которым предъявляются требования, находятся в РФ

Имущество, а также организации  находятся за пределами РФ

Доходы от реализации прав, требований

Права требования к российской организации или иностранной  организации в связи с деятельностью  ее обособленного подразделения  на территории РФ

Права требования к иностранной  организации

Вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей

Выполнение обязанностей в РФ

Выполнение обязанностей за пределами РФ

Пенсии, пособия, стипендии  и аналогичные выплаты

Выплаты, полученные в РФ; выплаты, полученные от иностранной  организации в связи с деятельностью  ее постоянного представительства  в РФ

Выплаты, полученные в соответствии с законодательством иностранного государства

Иные доходы, полученные налогоплательщиком

Деятельность осуществляется в РФ

Деятельность осуществляется за пределами РФ

Информация о работе Налоги и сборы