Международные договора и соглашения в системе источников валютного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности международных договоров и соглашений в системе источников валютного права.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие международных договоров и соглашений в Российской Федерации,
- исследуются виды международных договоров и соглашений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГАЛАШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ВАЛЮТНОГО ПРАВА 5
1.1. Место международных договоров и соглашений в системе источников финансового права 5
1.2. Виды международных договоров и соглашений 8
ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Рекомендации и предложения заключения международных договоров и соглашений 13
2.2. Ведение переговоров и порядок подписания международных договоров Российской Федерации 16
2.3. Ратификация международных договоров Российской Федерации 18
2.4. Утверждение, принятие и присоединение России к международным договорам 22
ГЛАВА 3. РЕГИСТРАЦИЯ, ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
3.1. Порядок регистрации международных договоров Российской Федерации 26
3.2. Выполнение международных договоров Российской Федерации 27
3.3. Прекращение или приостановление действия международных договоров Российской Федерации 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Международные договора и соглашения в системе источников валютного права.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Необходимость урегулирования на межгосударственном уровне проблем, связанных с обращением валют, предупреждением валютных кризисов и устранением их последствий, предполагает использование соответствующих международно-правовых средств, которые в своей совокупности и формируют международное валютное право.

В этой связи возникает  вопрос относительно того, какое место  занимает международное валютное право в системе международного права. Последнее, как известно, являет собой совокупность договорных, обычных и других норм, создаваемых государствами и международными организациями и регулирующих межгосударственные и иные международные отношения. Общеобязательность таких норм, которые находят закрепление в международных договорах, обычаях, актах международных организаций и итоговых документах международных конференций, обеспечивается силой государственного принуждения государств, их согласовавших. В отличие от национального (внутригосударственного) права, международное право регулирует общественные отношения, не ограничивающиеся территорией какого-либо государства, т.е. складывающиеся вне пределов одной национальной юрисдикции.

В отношениях России с  другими странами значение международного договора как источника международного частного права возрастает. Нормы, сформулированные первоначально в международном договоре, применяются в этих отношениях чаще, чем нормы внутреннего законодательства. Для России как правопреемника Союза ССР сохранили свое действие международные договоры, заключенные ранее СССР, если не было объявлено о прекращении действия таких договоров.

Это относится как  к многосторонним, так и к двусторонним договорам. Так, заключенные СССР договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам являются двусторонними договорами.

Договоры систематически обновлялись. Обновление осуществлялось по двум направлениям. В одних случаях старые договоры  СССР заменялись новыми, в других — старые договоры были существенным образом дополнены специальными протоколами.

Целью работы является рассмотрение сущности международных договоров и соглашений в системе источников валютного права.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

- рассматривается понятие международных договоров и соглашений в Российской Федерации,

- исследуются виды международных договоров и соглашений;

- исследуется заключение  международных договоров Российской  Федерации;

- рассматриваются порядок  регистрации, официального опубликования  и выполнения международных договоров  Российской Федерации.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заклюения иписка используеиых источников.

При написании работы использовалось законодательство Российской Федерации, ученая и научно-публицистическая литература, посвященная рассматриваемой  теме.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ВАЛЮТНОГО ПРАВА

1.1. Место международных договоров и соглашений в системе источников финансового права

 

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. 

Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования1.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. 

Российская Федерация  выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

Международный договор  Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.  

Основные положения  или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями органам государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора.

При осуществлении согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями о предельных сроках направления предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о заключении международного договора Российской Федерации2.

Вопросы участия представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в переговорах и процедуре его подписания решаются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.  

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.  

Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.  

Согласие Российской Федерации на обязательность для  нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны3.  

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации  международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченными организациями в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Министерство иностранных  дел Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации международных договорах Российской Федерации, а также о прекращении таких договоров или приостановлении их действия.  

По запросам палат  Федерального Собрания Российской Федерации  Правительство Российской Федерации  обеспечивает предоставление информации о готовящихся к подписанию международных договорах.

1.2. Виды международных договоров и соглашений

 

Цель договоров, заключенных  СССР с бывшими социалистическими  странами, и договоров России со странами СНГ состоит в том, чтобы  обеспечить взаимное признание и соблюдение имущественных и личных прав граждан одного государства на территории другого. Договоры строго исходят из принципов равенства и уважения суверенитета каждой страны. В них регулируются отношения по вопросам сотрудничества между органами юстиции, правовой защиты, определения и разграничения компетенции судов и применения права, процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о правовой помощи, признания и исполнения решений по гражданским и семейным делам, признания и пересылки документов, выдачи преступников и другим видам помощи по уголовным делам. Таким образом, действует система договоров о правовой помощи, в которых решается целый комплекс вопросов, касающихся сотрудничества органов юстиции и охраны прав граждан4.

Важным источником международного частного права являются торговые договоры (о торговле, торговле и мореплавании). Эти договоры устанавливают общий режим, применяемый в торговле РФ с соответствующим иностранным государством.  В указанных договорах определяется правовое положение юридических лиц и граждан, содержатся правила по вопросам торгового арбитража. Россия заключила соглашение об экономическом сотрудничестве с Великобританией (9 ноября 1992 г.), соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве с Финляндией (20 января 1992 г.), с Канадой (19 июня 1992 г.), с Китаем (5 марта 1992 г.) и другими странами. В соглашении с Великобританией предусматриваются, в частности, создание в обеих странах «предпосылок для инвестиций, которые были бы привлекательны для инвесторов из другой страны», меры по поощрению «создания и поддержки систем защиты интеллектуальной собственности, соответствующих общепринятым в Европе стандартам».

24 июня 1994 г. было подписано  Соглашение о партнерстве и  сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой.

С рядом стран были заключены  специальные соглашения о торговом судоходстве (например, с Великобританией  соглашение 1968 г. с протоколом 1974 г.).

Со многими странами (США, Великобританией, Финляндией, Швецией, Норвегией, Австрией, ФРГ и др.) были подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения5.

Государства — участники  СНГ заключили большое число  международных договоров, соглашений и конвенций, содержащих правила в области международного частного права. Для СНГ характерно принятие также модельных актов и, прежде всего. Модельного гражданского кодекса. Согласно Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ от 26 мая 1995 г., этот орган принимает типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их парламентам государств — участников СНГ. Модельные акты носят рекомендательный характер. Часть третья Модельного гражданского кодекса, содержащая нормы международного частного права, была принята 17 февраля 1996 г.

Отметим тенденцию расширения участия России в многосторонних соглашениях универсального характера.

Большое число государств участвует в важных многосторонних конвенциях по вопросам иностранных инвестиций: в Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и членами других государств 1965 года, заключенной в Вашингтоне (в конвенции участвует более 85 государств, Россия подписала ее, но не ратифицировала), в Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1991 года, заключенной в Сеуле (конвенцию подписало 131 государство, Россия ратифицировала ее).

Многочисленные многосторонние соглашения были заключены по различным вопросам торгового мореплавания.

В области регулирования  вопросов железнодорожного транспорта имеются Бернские международные конвенции о железнодорожных перевозках грузов и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа, которые в 1980 году были объединены и приняты в новой редакции как единое соглашение (вступило в силу с 1 мая 1985 г.). Основным соглашением по вопросам перевозок грузов в международном автомобильном сообщении является Женевская конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 года (РФ — ее участница). В 1980 году была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов.

По вопросам торгового  арбитража имеется ряд соглашений. Важнейшие из них — Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 года (см. гл. 18). РФ — участница этих соглашений. В 1975 году была заключена Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже.

Информация о работе Международные договора и соглашения в системе источников валютного права