Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:22, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Тема 2. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Тема 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Файлы: 1 файл

финансовое лекции.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Контрольно-ревизионный аппарат  создан в качестве самостоятельного подразделения МВД республик  в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД,

Контрольно-ревизионная служба системы  органов внутренних дел проводит ревизии финансово=хозяйственной деятельности подразделений Министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основными задачами данного контроля являются:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль

В соответствии с временными правилами  аудиторской деятельности в РФ, утвержденными  Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторская деятельность –  аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54 создана комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, основная задача которой состоит в организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Указанная комиссия в соответствии с Положением о ней выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования аудиторской деятельности; организует ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений; организует публикации в средствах массовой информации сведений о выдачи (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т.д.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ имеет право  направлять аудиторам, аудиторским  фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством  РФ специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным Банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом стразового надзора  Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило, Министерство финансов РФ.

Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя  при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела и ли дела, подведомственного арбитражному суду. Временные правила аудиторской деятельности в РФ подробно регламентируют вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, в частности предусмотрены обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может проводиться со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы); порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности т.д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

3. Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля

Для усиления контроля со стороны  Федерального Собрания РФ за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

  • определение целесообразности расходов государственных средств использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных статей и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;
  • осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральный Банк РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и т.д.

Счетная палата, осуществляя контрольную  деятельность, вправе проводить ревизии  тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых  организаций. О результатах ревизии  и тематических проверок Счетная  палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решения о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

4. Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансовой деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

В связи с передачей Министерству финансов РФ функций Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности министерства финансов РФ как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты.

Министерство финансов РФ:

  • проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
  • контролирует в установленном порядке рациональное использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
  • организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов РФ имеет право:

  • ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании полученных средств;
  • взыскивание в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ.

5. Финансовые органы субъектов РФ

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

ФЗ от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ “О федеральном  бюджете на 1998 г.” установлено, что  руководители министерств финансов республик, финансовых управлений (главных управлений, комитетов, департаментов), администрации краев, областей и т.д. назначаются на должности и освобождаются от должностей соответственно главами исполнительной власти республик и главами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов по согласованию с Министерством финансов РФ.

Министерство по налогам и сборам (Государственная налоговая служба РФ), как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночным отношениям в  экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом РСФСР  от 21 марта 1991 г. “О государственной  налоговой службе” при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства, за правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. Указом Президента РФ от 1 декабря 1991 г. № 340 утверждено Положение о Государственной налоговой службе РФ, которым предусмотрено, что органы Государственной налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. ГНС РФ, входящая в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В соответствии с Положением о ГНС РФ единая централизованная система органов ГНС РФ состоит из центрального республиканского (РФ) органа государственного управления (ГНС РФ) и государственных налоговых инспекций по республикам в составе РФ, краям, областей, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах.

Главная задача ГНС РФ — осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

ГНС РФ, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу ГНИ по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаниях и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"