Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Раскройте особенности финансовой деятельности государства? Перечислите специальные органы государственного управления, которые созданы для выполнения соответствующих функций.Составьте классификацию нормативно-правовых актов, которыми регулируются бюджетные правоотношения и подкрепите ее примерами.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

ПКЗ «Финансовое право»


Контрольная по финансовому  праву

 

I вариант

 

  1. Раскройте особенности финансовой деятельности государства? Перечислите специальные органы государственного управления, которые созданы для выполнения соответствующих функций.

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятель­ность по планомерному и целенаправленному образованию, распределение и использование государственных централизованных и децентрализованных де­нежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций  по планомерному образованию, распределению  и использованию денежные фондов (финансовых ресурсов), в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Финансовая деятельность государства осуществляется различными метода­ми. Их разнообразие зависит от многих факторов:

  1. субъекта взаимоотношений;
  2. условий аккумуляции;
  3. условий использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы;

  1. Метод собирания денежных средств;
  2. Методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (федеральный  бюджет и бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты является налоговый  метод, метод установления налогов. Государство с помо­щью данного метода изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и размере денежные средства для зачисления их "бюджеты определенного уровня. Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов – покупка государственных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.п.

При распределении и использовании  государственных денежных средств  применяются два важнейших метода:

  1. метод финансирования;
  2. метод кредитования.

Метод финансирования выражается в  безвозмездном и возвратном предоставлении денежных средств.

Метод кредитования означает выделение (предоставление) денежных средств  на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется  в отношении государственных  организаций, метод кредитования –  как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все  органы государственной власти в  зависимости от установленной им компетенции. Так, в соответствии с  Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, разрабатывает и представляет Государственной  Думе проект федерального бюджета, организует его исполнение, предоставляет отчет  о его исполнении, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики и т.д.

Для осуществления  финансовой деятельности в РФ созданы  специальные органы исполнительной власти (Министерство финансов РФ, федеральное  казначейство РФ, Центральный Банк РФ и т.п.).

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. Все национально-территориальные  образования и административно-территориальные  образования имеют в составе  своих правительств или администраций  управления, соответствующие республиканские министерства финансов, или другие органы финансового управления.

Министерство  финансов выделяется комплексным характером своих функций. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти, оно стало преемником ранее самостоятельно существовавших служб — Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.

Один из специальных  органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в  области банковской деятельности. Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.

В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все  большее значение, процессы перераспределения  и накопления идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый рад органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.

Такими специальными органами являются:

Счетная палата — постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основной задачей Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство следит в целом за проведением  бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и  расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями во всех государственных карманах.

Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского органа госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных налоговых инспекций в субъектах Федерации.

Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем, соблюдением  законности в области финансовой деятельности образована Федеральная служба налоговой полиции, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности, в том числе и в органах налоговой инспекции. Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств.

 

  1. Составьте классификацию нормативно-правовых актов, которыми регулируются бюджетные правоотношения и подкрепите ее примерами.

Бюджетное законодательство РФ - это иерархическая система нормативных     правовых актов, принятых    на    федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структуирования прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.

Первый уровень  составляет Бюджетный Кодекс РФ.

Второй –  представлен федеральными и субфедеральными законами, и нормативными актами органом местного самоуправления.

Третий –  постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительств субъектов  РФ и нормативными актами органов  местного самоуправления.

Четвертый –  правовыми актами Минфина РФ и других федеральных ведомств, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.

Основными документами, регламентирующими функционирование всей бюджетной системы, страны являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. №145-Ф3, Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.98 г. №146-Ф3, и вторая от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), закон РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса с РСФСР от 10.10.91 г. №1734-1 (с изменениями и дополнениями), Закон РФ Об основах налоговой системы в РФ от 27.12.91 г. №2118-1, принимаемый ежегодно Федеральный закон О Федеральном бюджете на …. год, а также налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов    бюджетов    и    государственных    внебюджетных    фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

 

  1. Охарактеризуйте особенности введения в действие законов о налогах и сборах.

Порядок введения в действие законов о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьей. При этом федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Что касается иных нормативных правовых актов, то их введение в действие подчинено общему порядку, предусмотренному Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"1. В соответствии с ним акты Президента РФ и акты Правительства РФ должны быть опубликованы не позднее 10 дней после их подписания и вступают в силу по истечении 7 дней после этого, если в них не установлено иное. Нормативные же акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, а те из них, которые затрагивают права и интересы граждан, должны, кроме того, пройти предварительную регистрацию в Минюсте РФ.

 

  1. Раскройте существующую систему управления государственным долгом. В чем состоит отличие управления от обслуживания государственного долга?

Система управления государственным  долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

  1. разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
  2. процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:

  1. своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
  2. проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
  3. осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
  4. контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
  5. контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
  6. экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
  7. экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"