Элементы системы финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Нормы финансового права различаются: по своему содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика финансовых отношений.

Содержание работы

1. Элементы системы финансового права………………….............................2
2. Классификация финансово - правовых норм по выполненным в процессе правового регулирования операциям……………………………………………5
3. Доказательство того, что финансовое право связано с административным правом……………………………………………………….7
4. Роль Центрального банка РФ в финансовом контроле……………………8
5. Характеристика и правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 262.91 Кб (Скачать файл)

    Центральный банк осуществляет оперативное управление уставным капиталом и иным имуществом, являющимся федеральной собственностью. Поэтому вопросы, связанные с прекращением права федеральной собственности на те, или иные объекты, могут решаться только путем принятия соответствующих федеральных законов.

    Вместе с тем, на деятельность Центрального банка Российской Федерации не распространяется федеральный закон «О некоммерческих организациях». Специфика задач Центрального банка Российской Федерации в структуре государственного управления делает его относительно самостоятельным учреждением, не зависящим от органов исполнительной власти. Руководство Центрального банка Российской Федерации всегда подчеркивает и тщательно оберегает независимый статус своей организации, но вместе с тем признает, что Банк России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

    Все вышесказанное вполне естественно должно было привести к разработке и изданию специального закона, который бы регулировал деятельность Центрального банка Российской Федерации. Это было сделано в 1990 г. Закон так и назывался: «О Центральном банке Российской Федерации» (федеральный закон №394-1 от 02 декабря 1990 г.). В настоящее время деятельность Центрального банка Российской Федерации регулируется федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ от 10 июля 2002 г. (с изменениями, внесенными 10 января 2003 г. федеральным законом № 5-ФЗ). Кроме того, статус, цели, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются главным документом страны – Конституцией Российской Федерации.

    По отношению к финансовым потокам в стране Центрального банка Российской Федерации обеспечивает (в пределах своей компетенции) общий контроль. Кроме того, он осуществляет специальный контроль за деятельностью банковской системы.

    Общий контроль осуществляется с помощью:

• разработки и проведения во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной  денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• эмиссии наличных денег  и организации их обращения;

• установления правил осуществления  расчетов с Российской Федерации;

• валютного регулирования, включая операции по покупке и  продаже иностранной валюты, установление порядка расчетов с иностранными государствами;

• валютного контроля, осуществляемого  непосредственно и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

• участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления  платежного баланса Российской Федерации;

• анализа и прогнозирования  состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикации соответствующих материалов и статистических данных.

Пути осуществления специального контроля включают:

• организацию системы  рефинансирования (Банк России является кредитором последней инстанции  для кредитных организаций);

• установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

• государственную регистрацию  кредитных организаций, выдачу и  отзыв лицензий кредитных организаций  и организаций, занимающихся их аудитом;

• надзор за деятельностью  кредитных организаций;

• регистрацию эмиссии  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными законами.4

    По отношению к кредитным организациям Центральный банк Российской федерации выступает как орган пруденциального контроля и надзора, имеющий право получать сведения о состоянии дел в кредитной организации и в случае нарушений применять к ней меры принуждения.

    Надзорные полномочия Банка России позволяют ему осуществлять предварительный и текущий контроль за деятельностью кредитных организаций. Эти полномочия включают: контроль за соблюдением кредитными организациями установленных Центральным банком Российской Федерации нормативов, полномочия в области антимонопольного и валютного контроля и иные полномочия.

    Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежных, кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

    Полномочия в области антимонопольного контроля состоят в том, что на приобретение более 20 % долей (акций) кредитных организаций одним лицом или взаимосвязанными лицами требуется согласие Центрального банка Российской Федерации, а в случае приобретения более 5 % акций – Банк России необходимо уведомить. В области валютного контроля Центральный банк Российской Федерации издает нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в Российской Федерации, проверяет валютные операции на предмет соблюдения порядка, сроков и полноты их проведения.

    Таким образом, можно сказать, что Центральный банк Российской Федерации использует методы прямого и косвенного финансового контроля.

    Методы прямого контроля имеют форму положений, требований, инструкций, издаваемых Банком России. Важнейшим методом косвенного контроля является установление ставок рефинансирования (платы коммерческих банков за кредиты).

    Центрального банка Российской Федерации и редисконтирования (платы, взимаемой Центральными банком Российской Федерации при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним).

    Важным направлением контроля Центрального банка Российской федерации за деятельностью кредитных организаций является противодействие легализации незаконных доходов.

    Таким образом, рассмотрение роли Центрального банка Российской Федерации в системе государственного финансового контроля позволяет сделать вывод, что Банк России обладает статусом, функциями и полномочиями, позволяющими контролировать денежный оборот в стране, систему расчетов, порядок приобретения иностранной валюты и проведение операций с ней (в рамках легальной экономической деятельности). Центральный банк Российской Федерации в состоянии осуществлять предварительный и текущий контроль, за деятельностью кредитных организаций и состоянием денежно-кредитной сферы, а также корректировать ситуацию в ней, проводя определенную кредитно-денежную политику.

    Центральный банк Российской Федерации взаимодействует с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации и другими организациями государственного финансового контроля. Однако существующего законодательства не достаточно, чтобы осуществить превентивные меры и брать под контроль вероятные каналы финансовых нарушений и преступлений. Необходимо его совершенствовать, дабы повысить эффективность контрольных функций Центрального банка Российской Федерации в системе государственного финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Характеристика  и правовое регулирование государственного  кредита в Российской Федерации

 

    В энциклопедических источниках "кредит" - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности чаще всего с выплатой заемщиком процентов за пользование ссудой.  
    Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. С правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит - это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Как совокупность финансово-экономических отношений государственный кредит представляет собой отношения между государством (муниципалитетом) и юридическими и физическими лицами, при которых государство (муниципалитет) выступает в роли заемщика денежных средств указанных лиц, а в области международных экономических связей государство выступает в роли кредитора и гаранта. 
    Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость населения. Используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство проводит определенную финансовую политику.  
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственным долгом являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая гарантии по государственным гарантиям, предоставляемым РФ. 5

Долговые обязательства  РФ могут существовать в форме:  
        - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, и международными финансовыми организациями;  
    - государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг.  
    - договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.  
    - договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;  
    - соглашений и договоров, в т.ч. международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.  
    Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года до 5 лет) и долгосрочными (5-30 лет).  
Государственный долг подразделяется на капитальный, и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил. В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.  
Государственный долг субъекта РФ - совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемый всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ. 
    Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:  
    - госзаймов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъектаРФ;  
    - договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;  
- договоров о предоставлении государственных гарантией субъекта РФ;  
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реконструкции долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.  
    Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он может существовать в форме:  
    - займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;  
    - договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней.  
    - договоров о предоставлении муниципальных гарантий (ст. 100 КБ).  
    Долговые обязательства муниципального образования не могут превышать 10лет.  
    Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.  
    Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный размер государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.  
    Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативные акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", № 237, 25.12.1993

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2005 года) // Правовая справочно-информационная система “Консультант Плюс”

Литература

3. А. Апель, “Основы финансового права – краткий курс лекций”, СПб, 2003г.

4. Воронов Л. К., Давыдова Л. А. и др. "Финансовое право" М., 2002г.

5. Финансы: Учебник / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2004г.

6. Дадашев А.З., Черник Д.Г. “Финансовая система России”. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001г.

7. Мадрица В.М., “Финансовое право”, Ростов-на-Дону,2003г.

8.  Российское право, учебник для вузов, Кашанина Т.В., Кашанин А.В., м, 2005г

 

 

 

 

 

 

 

1 . А. Апель, “Основы финансового права – краткий курс лекций”, СПб, 2003г.- 78стр.

2 . А. Апель, “Основы финансового права – краткий курс лекций”, СПб, 2003г.-38 стр.

3 Мадрица В.М., “Финансовое право”, Ростов-на-Дону,2003г.-102 стр.

4 Дадашев А.З., Черник Д.Г. “Финансовая система России”. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001г. – 98 стр.

5 Воронов Л. К., Давыдова Л. А. и др. "Финансовое право" М., 2002г.-166 стр.

 


Информация о работе Элементы системы финансового права