Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Финансовый контроль 5
1.1. Понятие и значение финансового контроля 5
1.2. Виды финансового контроля 6
1.3. Методы финансового контроля 8
Глава 2 Органы, осуществляющие финансовый контроль 10
2.1. Государственный финансовый контроль 10
2.1.1.Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ 10
2.1.2. Финансовый контроль со стороны Президента РФ 12
2.1.3. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ 13
2.1.4. Финансовый контроль со стороны специализированных органов 17
2.2. Негосударственный финансовый контроль – аудит 21
2.2.1. Понятие и цели аудиторской деятельности 22
Заключение 25
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовой финансовое право.docx

— 55.68 Кб (Скачать файл)

 Федеральная налоговая  служба находится в ведении  Министерства финансов Российской  Федерации. Федеральная налоговая  служба осуществляет свою деятельность  непосредственно и через свои  территориальные органы во взаимодействии  с другими федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления  и государственными внебюджетными  фондами, общественными объединениями  и иными организациями.

Служба и ее территориальные  органы - управления Службы по субъектам  Российской Федерации, межрегиональные  инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам  без районного деления, инспекции  Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых  органов.

Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в  установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

2) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4) осуществлять контроль над деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

5) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

7) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

8) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых  федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями  Правительства Российской Федерации, а также управление государственным  имуществом и оказание платных услуг.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной  налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных  на Службу задач и функций, имеет  заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности  Министром финансов Российской Федерации  по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он действует в соответствии с  Федеральным законом от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Центральный  банк РФ, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции  органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. По вопросам, отнесенным к его компетенции, он имеет право издавать нормативные  акты, обязательные для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и  физических лиц. Уставный капитал и  другое имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

1) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

2) назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

3) направление и отзыв председателей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

4) рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и принятие по ним решений;

5) рассмотрение годового отчета Банка России и принятие по нему решения;

6) принятие решения о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансового - хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

7) проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

8) заслушивание докладов Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики).

Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций; принимает  меры для поддержания стабильной банковской системы, совершает широкий  спектр различных банковских операций; защищает и обеспечивает устойчивость рубля, в том числе его покупательную  способность и курс по отношению  к иностранным валютам, обеспечивает эффективное и бесперебойное  функционирование системы расчетов. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, изготовление банковских билетов и металлических монет  по заявкам Банка России, организует и обеспечивает Министерство финансов РФ. Банк России осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продажи иностранной  валюты, а так же организует и  осуществляет валютный контроль как  непосредственно, так и через  уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании  недействительными правовых актов  федеральных органов государственной  власти субъектов РФ и органом  местного самоуправления.

Таким образом, специализированные органы, осуществляющие финансовый контроль – это Федеральная налоговая  служба, Центральный банк РФ.

Федеральная налоговая служба обеспечивает выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Центральный банк РФ - организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

 

2.2. Негосударственный финансовый контроль – аудит

Аудиторский контроль, возникший  в Российской Федерации с конца 80-х гг., — это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие  государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе иностранные), имеющие  любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого  типа).

Основными задачами аудиторского контроля являются:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам;

2) проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Финансовый контроль, кроме  того, можно классифицировать по времени  проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на:

1) внутрихозяйственный финансовый контроль. Он осуществляется на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях их руководителями и структурными подразделениями. Исключительно важная роль в проведении этого контроля принадлежит главному бухгалтеру предприятия, организации, учреждения;

2) аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный финансовый контроль (аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, аудиторский  контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Негосударственный  финансовый контроль подразделяется на: внутрихозяйственный финансовый контроль; аудиторский финансовый контроль.

 

 

2.2.1. Понятие и цели аудиторской деятельности

Аудиторский финансовый контроль- это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской  деятельности – аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем над  деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством  Российской Федерации специально уполномоченными  на то государственными органами.

Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в Российской Федерации.

Аудитор (лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Аудиторская деятельность помимо проверок включает оказание различного рода услуг:

1) ведение бухгалтерского учета для различных предприятий и организаций;

2) восстановление бухгалтерского учета;

3) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в ГНИ;

6) совершенствование (модернизация) действующей системы учета;

7) постановка бухгалтерского учета;

8) экономический и финансовый анализ;

9) консультационные услуги;

10) проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтерского персонала предприятий (учреждений, организаций);

11) обучение бухгалтерского персонала;

12) издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу, аудиту;

13) автоматизация бухгалтерского учета.

Аудиторская проверка —  необходимый элемент аудита и  один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчетности, а также в совершении иных услуг, в частности, в составлении деклараций о доходах и бухгалтерской  отчетности, консультировании по вопросам финансового, налогового, банковского  и иного хозяйственного законодательства.

Аудиторской деятельностью  имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе  иностранные и созданные совместно  с иностранными юридическими и физическими  лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в  целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Физические лица, прошедшие  аттестацию, могут заниматься аудиторской  деятельностью в составе аудиторской  фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, т.е. зарегистрировавшись  в качестве предпринимателей. Аудиторская  фирма может быть учреждена в  форме индивидуального (семейного) частного предприятия, полного товарищества, смешенного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа), государственного, муниципального предприятия.

Заниматься аудиторской  деятельностью можно лишь на основе специального разрешения (лицензии), а  также при наличии квалификационного  аттестата. ФЗ РФ «Об аудиторской  деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ утвержден порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторской деятельности без аттестации запрещается.

Информация о работе Финансовый контроль