Финансовый контроль в РФ, понятие формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Коренные перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших рычагов финансово-хозяйственного управления - финансового контроля.
Ликвидация административно-командной системы управления экономикой со всесторонней регламентацией хозяйственной деятельности серьезно поколебала основы сложившейся ранее системы финансового контроля, который перестал отвечать потребностям общества, его социально-экономическом реалиям. Это не замедлило проявиться на практике, вызвало ряд негативных последствий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля……………….………4
1.1 Понятие финансового контроля и его значение…………………………….4
1.2 Классификация видов финансового контроля…………………………...….8
Глава 2. Методы и проблемы повышения эффективности контроля……..…11
2.1 Формы и методы проведения финансового контроля…………………….11
2.2 Актуальные проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля………………………………………………….……….14
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Реферат по финансовому праву.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

По формам проведения финансовый контроль делится  на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после  завершения отчетного периода и  финансового года в целом. Проверяется  целесообразность расходования государственных  денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методы и проблемы повышения эффективности контроля

2.1 Формы и методы проведения финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных  действий.

По характеру  материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим  из-за непрерывности хозяйственных  ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости  устанавливаются с помощью специальных  приемов фактического контроля. Поэтому  оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

Для осуществления  контроля могут использоваться различные  методы, к числу которых относятся:

а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

б) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут  не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос  сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления  хозяйственной деятельности, и др.;

в) экономический  анализ - анализ финансового состояния, предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его  капитала. Особое значение экономический  анализ приобретает при осуществлении  контроля в бюджетной системе. Поскольку  бюджетная система является одним  из важнейших инструментов регулирования  социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние  на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки  стратегии экономической политики государства на перспективу;

г) ревизия. Это наиболее распространенный метод  контроля. Ревизия - это комплекс взаимосвязанных  проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов. Ревизии проводятся в органах  государственной власти и их отдельных  структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в  организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для  принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной  сфере.

В зависимости  от того, насколько широко ревизии  охватывают деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие  их виды:

- комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;

- тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о  деятельности организации и принимаются  последующие управленческие решения. Ответственность за точность его  составления несет ревизор. В  акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и  предположения ревизора. Ревизоры также  не имеют права вмешиваться в  управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

После ознакомления с актом ревизии  руководитель контрольного органа выносит  решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также  направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений - в следственные органы Бюджетная система Российской Федерации.

В целом, можно отметить, что системы финансового  контроля в разных странах имеют  отличия, обусловленные их финансово-промышленными  развитием, степенью централизации  управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями.

Однако  общим для систем финансового  контроля во всех демократических странах  с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства  и общества в целом и интересов  экономически активных групп его  граждан. Различные звенья этих систем охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном  и негосударственном секторах экономики, все объекты и сферы, финансовый контроль которых отвечает потребностям общества.

2.2 Актуальные проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля

Одним из важнейших условий повышения эффективности работы органов государственного финансового контроля является своевременное обеспечение необходимой законодательно - нормативной базой, а также конструктивная поддержка высших органов государственной власти не на словах, а на деле.

Ведь  до сих пор законодательно не определено, какие именно организации относятся  к органам государственного финансового  контроля. Необходимо, также, законодательно уточнить периодичность проведения ревизий и проверок, а также  ревизуемый период.

На практике большие споры вызывают и порядок  подписания актов ревизий и проверок. С одной стороны, руководители проверенных  организаций иногда совершенно необоснованно  отказываются их подписать. С другой стороны, в некоторых организациях отдельные руководители обязывают  подписать акт комплексной ревизии  не только руководителя ревизионной  группы, но и всех членов бригады, независимо от их количества.

А для  защиты интересов проверяемой стороны  необходимо законодательно установить сроки и порядок предварительного уведомления о предстоящей ревизии (проверке), а также минимальный  срок, который должен проходить после  предыдущей проверки или ревизии.

И категорически  необходимо запретить проведение каких-либо ревизий или проверок в одной  и той же организации одновременно (но врозь!) несколькими органами государственного контроля, чтобы они как можно  быстрей научились координировать свои действия и проводить комплексные  ревизии и проверки совместно.

Длительное  время на рассмотрении в Государственной  Думе находятся проекты федеральных  законов «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» и  «Об основах организации и  деятельности контрольно-счетных органов  в субъектах Российской Федерации», в которых значительное внимание уделено вопросам государственного финансового контроля. Будем надеяться, что они будут доработаны с  учетом общегосударственных интересов  и приняты как можно быстрее.

Во-вторых, необходимо упорядочить систему  органов государственного финансового  контроля исполнительной власти, разграничить функции между ними и даже отдельными их подразделениями. Сегодня этот вопрос особенно актуален во взаимоотношениях между подразделениями Министерства финансов России, налоговых и других органов, которые непосредственно  осуществляют государственный финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Для выполнения своих задач органы федерального казначейства наделены широкими правами  преимущественно контрольного характера. Осуществляя исполнение федерального бюджета, органы федерального казначейства являются своеобразным каналом, по которому денежные средства должны поступать  в государственную "казну" и  после их распределения на основе федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, доводиться до соответствующих получателей бюджетных средств.

Придание  органам федерального казначейства функций оперативного контроля по своевременному зачислению платежей в бюджет направлено не только на более рациональное использование  потенциала контролирующих (в т.ч. налоговых) органов, но и позволяет закрыть  лазейку для злоупотреблений. Однако такой вид контроля (в т.ч. и  по поступлению средств в государственные внебюджетные фонды) органам федерального казначейства целесообразно осуществлять только в виде текущего контроля (т.е. без выезда в организации) исключительно по платежным документам.

А последующий  контроль за полнотой и своевременностью перечисления платежей в бюджет и обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды должны осуществлять налоговые органы при проведении комплексных проверок непосредственно в организациях. В связи с чем необходимо значительно сократить штаты в аппаратах государственных внебюджетных фондов, чтобы они не дублировали функции работников налоговых органов.

В настоящее  время последующий контроль за целевым  и рациональным использованием средств  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов осуществляет, в  основном, Департамент государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное  управление), а также ГУФК. То есть, эти два подразделения Министерства финансов России иногда дублируют работу друг друга.

А вот  говорить о том, что Счетная палата Российской Федерации дублирует  работу Департамента государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное  управление) и ГУФК Министерства финансов России совершенно неуместно, поскольку  финансовую деятельность высших органов  исполнительной власти может проверить  только такой независимый от них  орган - как Счетная палата Российской Федерации.

В то же время, финансовую деятельность Государственной  Думы и Совета Федерации для большей  объективности Счетной палате Российской Федерации желательно проверять  совместно с ГКУ Президента России и Департаментом государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное  управление) Министерства финансов России.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ, понятие формы и методы