Финансовые проблемы организации деятельности муниципальных образований в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и. соответственно, юридической деятельности.
В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности и виды финансовой деятельности государства и муниципальных образований 4
2. Методы осуществления финансовой деятельности муниципальных образований 7
3. Формы и средства осуществления финансовой деятельности муниципальных предприятий 11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Реферат_1.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Финансовые проблемы организации деятельности муниципальных образований в РФ

 

Содержание

 

Введение 3

1. Особенности и виды финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований 4

2. Методы осуществления финансовой  деятельности муниципальных образований 7

3. Формы и средства осуществления  финансовой деятельности муниципальных  предприятий 11

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость использования финансов (финансовой системы) государством и муниципальными образованиями для решения своих задач обусловила осуществление ими специальной, а именно финансовой деятельности.

Категория «финансовая деятельность» — сравнительно новое понятие, которое получило разработку в учебном пособии М. А. Гурвича1 и подробно было проанализировано в монографии Е. А. Ровинского2, а затем в некоторых модификациях воспроизводилось в более поздних учебниках, учебных пособиях и научных исследованиях. Категории «финансовая деятельность» присущи целостность, глобальность и основательность, реализуемые через совокупность принципов финансового права.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и. соответственно, юридической деятельности.

В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Она проявляется в выполнении органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих функций.

 

 

 

 

 

1. Особенности и виды финансовой деятельности государства и муниципальных образований

 

Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер, т. е. независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование или их органы, должностные лица), по своей сути, форме и методам правового регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции. Поэтому финансовая деятельность в тех или иных формах осуществляется всеми органами государства.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности. Вместе с тем она имеет свои специфические признаки, к числу которых относятся:

- обязательное участие государства и муниципальных образований в лице их компетентных органов:

- направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством правотворческой функции;

- оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих официальный и общеобязательный характер;

- юридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов муниципальных образований, но и для иных субъектов финансового права:

- ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распределения и использования муниципальных фондов денежных средств1.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях и сферах, имеет свои организационно-правовые особенности.

Во-первых, она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач независимо от отраслевой принадлежности.

Во-вторых, осуществление, государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономики— в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов2.

Различия в сферах общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью, субъектах, осуществляющих финансовую деятельность, территориальных уровнях, формах, функциях и т. д. позволяют классифицировать эту правовую категорию по нескольким основаниям.

 

Так, в зависимости от сфер общественных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

- бюджетную деятельность государственных и муниципальных образований:

- налоговую деятельность государственных и муниципальных образований;

- кредитную деятельность государственных и муниципальных образований:

- финансовую деятельность государственных и муниципальных предприятий:

- государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

Являясь разновидностью финансовой деятельности, каждый из ее видов содержит все сущностные характеристики первой, но имеет и специфические особенности, проявляющиеся в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах), объекте воздействия, действии во времени, наличии определенных целей.

В зависимости от территориального уровня, на котором осуществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ) и финансовую деятельность муниципальных образований.

 

 

 

2. Методы осуществления финансовой деятельности муниципальных образований

 

Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ — это конкретный путь, метод достижения целей финансовой деятельности муниципальных образований.

Их выбор зависит от ряда факторов: задач муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств и т. д.

Все способы осуществления финансовой деятельности муниципальных образований подразделяются на общие и специальные.

Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности муниципальных образований. Это — командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы.

Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, является командно-волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу «команда — исполнение». Муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.

Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности муниципальных образований. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности муниципальных образований обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность местных бюджетов.

Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа.

Специальные способы финансовой деятельности муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности.

Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.

Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, муниципальные целевые денежные фонды используются методы обязательных и добровольных платежей.

Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в муниципальные фонды. Основными обязательными платежами в местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины, уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

Метод добровольных платежей проявляется через реализацию муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им муниципального имущества, лотереи, вклады в банки, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу муниципальных образований и т.д.

Штрафной метод как метод финансовой деятельности муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм 1.

В процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования.

Метод финансирования как метод финансовой деятельности муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности. Оба они подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, особенностей правового статуса получателей и т. д.

Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а в связи с образованием внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться и при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. В последнее время у финансирования появляются черты, сходные с кредитованием: в виде исключения законодательство устанавливает условия, при наличии которых финансирование производится на возвратной и возмездной основе (например, финансирование капитальных вложений из бюджетных средств)1.

Т.е. в современных условиях метод финансирования стал проявляться в двух формах: в форме прямого финансирования и в форме зачетного финансирования.

Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности муниципальных образований лишь в последние годы.

Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении муниципальным образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей.

Метод субвенций основан на выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели. Этот метод финансовой деятельности не использовался в условиях административно-командной системы управления экономикой и начал активно использоваться с начала 90-х гг.

Метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.

Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций. Они производятся методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами.

В методах финансовой деятельности Российского государства произошли существенные перемены в связи с переходом к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, наполнились новым содержанием. Так, значительно увеличилось число налогов, разнообразились методы привлечения денежных средств на добровольных началах, развивается финансовый рынок как сфера реализации ценных бумаг — акций, облигаций и других, а также кредита. Он используется для формирования денежных фондов предприятий, организаций, для пополнения финансовых ресурсов органов местного самоуправления1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и средства осуществления финансовой деятельности муниципальных предприятий

 

Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется в различных формах. Прежде всего она осуществляется в правовой и неправовой формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. А неправовые формы такого оформления не имеют.

Главная форма финансовой деятельности — правовая.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности зависят от того, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого они уровня и организационно-правового статуса. Осуществляя финансовую деятельность, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством или муниципальными образованиями. Эти акты и являются юридическими (или правовыми) формами финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления).

Информация о работе Финансовые проблемы организации деятельности муниципальных образований в РФ