Финансовые правоотношения. Структура и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Финансовые правоотношения - урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ФП1.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

        Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

        Министерство финансов РФ, которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

          Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

          Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ (Банк России), одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе с Правительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции. Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

           Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:

- Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной;

- Счетная палата РФ, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- Федеральная служба по налогам

 

4. Финансовая  деятельность государства и ее  методы.

 

ЕниДенежные отношения определяют необходимость и наличие специальной финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

       Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер. Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их органы, должностные лица), по своей сути, форме и методам правового регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции.

     Финансовая деятельность государства заключается в правомерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механизма регулирования финансовых отношений. Основными направлениями воздействия на механизм финансово-правового регулирования со стороны финансовой деятельности являются правотворчество, правореализация и государственное принуждение.

   Финансовая деятельность государства - это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.

      Содержание финансовой деятельности.

  Содержание финансовой деятельности государства определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового регулирования и правового сознания. Результатом финансовой деятельности становятся юридически значимые последствия, наступление которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, складываются позитивные финансовые правоотношения).

 Сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели - статистическую и динамическую.

Статистическая цель подразумевает определенную «консервацию» финансового состояния государства, сохранение уже достигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отношениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенствования, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью Российской Федерации как  социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществление  социально заказанных программ. Эта  цель предполагает реализацию ближайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор государством запланированных денежных средств в свои бюджетные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

      Признаки финансовой деятельности (особенности):

     а) обязательное участие государства или муниципальных образований в лице их компетентных органов:

б)направленность на принятие юридически значимых решений  посредством реализации государством правотворческой функции;

в)оформление принятого  юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих официальный и общеобязательный характер;

г) юридическое  значение ее результатов не только для публичных субъектов (государства  и муниципальных образований), но и для иных

    д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.

      Виды финансовой деятельности

 Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям:

- сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью,

- субъекты, осуществляющие финансовую деятельность,

- территориальные уровни,

- формы финансовой деятельности;

- функции финансовой деятельности и др.

        Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся:

- в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах),

- объекте воздействия,

- действии во времени,

- наличии определенных целей.

В зависимости  от сфер общественных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

- бюджетную деятельность государства и муниципальных образований;

- налоговую деятельность государства и муниципальных образований;

- кредитную деятельность государства и муниципальных образований;

- финансовую деятельность государственных и муниципальных предприятий;

- государственную деятельность в сфере обязательного страхования;

- государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

 В зависимости от территориального уровня, на котором осуществляется аккумулирование,распределение и использование финансов, различают:

- финансовую  деятельность государства (Российской  Федерации и субъектов РФ),

- финансовую деятельность муниципальных образований.

     Финансовая деятельность субъекта РФ - это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

    Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собственные признаки:

- выражает государственную самостоятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ);

- осуществляются функции аккумуляции, распределения и использования денежных средств в целях обеспечения публичных интересов соответствующего субъекта РФ;

- функции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответствующего региона и от его имени, а также другими органами, которым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности;

  • отражает федеративное устройство Российского государства.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ проявляются  во взаимоотношениях с федеральным центром и муниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образований - это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Особенностью муниципальной финансовой деятельности является обеспечение финансовыми средствами выполнения целей и задач, предусмотренных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финансовые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансовой деятельности представляют финансы соответствующего территориального образования.

  Органы местного самоуправления самостоятельно или с участием государства устанавливают порядок образования и использования централизованных (в рамках местного самоуправления) и децентрализованных денежных фондов.

  Создаются денежные фонды местного самоуправления в результате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате контроля за расходованием финансов местного бюджета, добровольных взносов.

       Осуществляется финансовая деятельность специальным аппаратом на основании разнообразных методов (в том числе - стимулов, ограничений и санкций).

       В зависимости от участников финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

-методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные);

- методы их распределения и использования.

1) Методы собирания  (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:

а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б) обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного  медицинского страхования;

в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;

г) взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

2) Методы распределения фондов денежных средств:

а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

       Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов  обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического  курса государства и местных  органов власти, потребности в  финансовых ресурсах, уровня жизни  населения и т.д.

Информация о работе Финансовые правоотношения. Структура и особенности