Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 22:03, реферат

Описание работы

В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные.
В узком смысле термин «финансы» используется лишь применительно к бюджетным проблемам.
Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Сущность финансовой системы ………………………………………………5
2. Функции финансовой системы ……………………………………………….8
3. Принципы построения финансовой системы………………………………10
4 Состав финансовой системы …………………………………………………12
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы ……………………

Файлы: 1 файл

Финансы готовый.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………………3

1. Сущность финансовой системы  ………………………………………………5

2. Функции финансовой системы  ……………………………………………….8

3. Принципы построения финансовой  системы………………………………10

4 Состав финансовой системы  …………………………………………………12

Заключение ………………………………………………………………………15

Список использованной литературы …………………………………………..17

 

          Введение.

Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширительную и суженную трактовку.

В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные.

В узком смысле термин «финансы» используется лишь применительно к бюджетным проблемам.

Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

 

 

1. Сущность финансовой системы.

 

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:

- Бюджеты различных уровней;

- Фонды социального, имущественного и личного страхования;

- Валютные резервы государства;

- Денежные фонды предприятий, организаций  и фирм;

- Прочие специальные денежные фонды.

Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования.

Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.

 Роль финансовой системы  сводится к правовому регулированию  финансовых отношений, т.е. с помощью  финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое обеспечение (государственный  бюджет);

- финансовое регулирование (система  налогов).

Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать следующие задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом, на  темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия между  государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и  населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение, и место как финансовая, а так же никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства.

Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

 

2. Функции финансовой  системы.

 

Рассматривая сущность финансовой системы, было бы целесообразным поговорить о выполняемых ею функциях.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного производства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируется и используется целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходив населения.

Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающихся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.). эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективных экономических процессов как на микро-, так и на макро-уровне.

С точки зрения функционального подхода понятие финансовой системы по своему содержанию мало меняется в зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений.

Исследователи выделяют следующие функции финансовой системы:

- обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов управления  рисками;

- обеспечение способов клиринга  и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная функция);

- обеспечение механизма объединения  финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях (паевого участия в капитале);

- информационная поддержка (снабжение  ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений в разных отраслях экономики).

При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве.

Таким образом, главной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

 

 

 

           3. Принципы построения финансовой системы.

 

Наиболее распространённым, в современных условиях является фискальный принцип (фискал – казённый, фискальный – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при построении финансовой системы РФ.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

- Экономическая самостоятельность и чёткое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. местные своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

- Формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

- Взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашения;

- Доходная часть бюджетов формируется в основном за счёт налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы  по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством. Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений образует финансовую систему.

Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местный бюджеты, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные средства предприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные фонды.

 Различают систему:

- государственных (централизованных) фондов. К ним относят финансы госбюджета, государственного имущественного и личного страхования, государственного социального страхования, государственный банковский кредит;

- и муниципальных (нецентрализованных) фондов. Это – денежные средства негосударственных фондов имущественного и личного страхования, финансовых предприятий (фирм, организаций, отраслей).

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства и регулировании национальной экономике через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

 

           4. Состав финансовой системы.

 

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП.

Информация о работе Финансовая система РФ