Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить основные направления изменения финансовой системы РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Финансовая система………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие финансовой системы……………………………………………………………4
1.2 Состав и структура финансовой системы……………………………………………….5
2. Анализ финансовой системы России……………………………………………….……..9
2.1 Дореволюционная финансовая система России…………………………………….…..9
2.2 Финансовая система советского периода………………………………………………11
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время………………………14
3. Направление изменения финансовой системы страны………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Финансовая система РФ..doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

В период финансовых кризисов Министерство финансов в каждый банк назначало специального уполномоченного для наблюдения за деятельностью банка в полном объеме, с правом отменять распоряжения руководства банка, если эти распоряжения противоречили уставу. Уполномоченный получал специальную инструкцию от министра. Лахтина, Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства // Финансовое право. -2005. -№4- С.24-26

Банкирские дома и конторы не были обязаны иметь утвержденных правительством уставов. Эти заведения отличались от акционерных банков прежде всего краткосрочным кредитованием и биржевыми спекуляциями. В 1889 году в России насчитывалось 24 банкирских дома (с общим годовым оборотом более 1 млрд рублей) и 228 банкирских контор (2,17 млрд).

Операции с городской недвижимостью в основном вели городские кредитные общества. Первые подобные общества были основаны в Петербурге (1861 год) и Москве (1862 год). Обычно общество выдавало кредит в размере 50-60% от стоимости залога. Ссуды заемщикам, выдававшиеся только закладными листами и облигациями общества, предоставлялись на срок от 15 до 36 лет с правом досрочного погашения.

Устав общества предусматривал круговое ручательство всех заложенных имуществ и вступление заемщиков в члены общества. Каждый член общества отвечал по его обязательствам, то есть по выпущенным облигациям, в пределах стоимости заложенного имущества. Герасименко, В.В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории // Вестник Московского университета сер.6 Экономика -2004.- №3- С.107-118

Стоит отметить, что структура финансовой системы Царской России была достаточно развитой и эффект от ее функционирования выражался в реальной экономической силе страны периода середины-конца 19 века. Бюджет страны был профицитным, а Россия - одной из крупнейших, ведущих держав мира. И только Первая Мировая война внесла свои коррективы в финансовую систему Империи, находившейся уже в политическом кризисе.

2.2 Финансовая система советского периода

Социалистические финансы, будучи единой экономической категорией, имели определённую внутреннюю структуру. В основе их структурного построения лежал принцип функционального назначения той или иной группы финансовых отношений. В соответствии с этим принципом в общей совокупности финансовых отношений различали определённые сферы и звенья социалистических.

Остановимся подробнее на звеньях финансовой системы СССР.

а) Финансы социалистических предприятий.

Денежные отношения складывались у государственных предприятий, колхозов и кооперации между собой (в связи с приобретением сырья, оборудования, реализацией произведённой продукцией и оказанием услуг), с органами финансово-кредитной системы и с населением. Государство использовало отраслевые финансы в качестве важнейшего экономического рычага для руководства процессом расширенного воспроизводства, процессом создания новой стоимости, новых источников накопления и их использования через образование соответствующих фондов денежных средств на внутрихозяйственные нужды и потребности государства.

1) Финансы  государственных предприятий и  организаций занимали основное  место в составе финансов социалистических  предприятий и отраслевого хозяйства.

Государственные предприятия со всеми закреплёнными за ними средствами представляли собой государственную общенародную собственность, на долю которой приходилось более 90% производственных фондов, решающая часть национального дохода и основная часть денежных доходов и накоплений. К числу финансов государственного сектора относились также финансы министерств, совнархозов, главков, с помощью которых мобилизовались высвободившаяся из кругооборота часть фондов отдельных предприятий и включающаяся в общий кругооборот внутри отраслей и административно - экономических районов.

Доля прибыли, остававшаяся у предприятий и в отраслях хозяйства для финансирования плановых затрат по расширенному воспроизводству, составляла около 30% - 40%. Криволапов, В.С. История финансовой системы России. Часть1:Учебное пособие./ Под ред. А.М. Балтиной. - Оренбург: ОГУ, 2001.-154с.

В процессе формирования и кругооборота оборотных средств у предприятия возникали финансовые отношения с вышестоящим хозяйственным органом (совнархозом, министерством). Размер необходимого бюджетного финансирования определялся в процессе составления финансовых планов предприятий, главков, отраслевых управлений, совнархозов и министерств.

Порядок финансирования предприятий был таков, что покрытия внутрихозяйственных расходов должно было быть обеспечено за счет собственных накоплений и только в недостающей части - за счет средств бюджета. Невыполнение плана по прибыли могло привести к срыву финансирования. Поэтому финансовые органы, анализируя результаты деятельности предприятий, осуществляли постоянный контроль рублем за эффективным использованием выделенных средств и выполнением финансовых планов, что способствовало дальнейшему укреплению хозяйственного расчета. Активный финансовый контроль осуществлялся в связи с платежами в бюджет.

2) Финансы  колхозов и кооперации включались  в систему финансов социалистического государства.

По своей экономической природе они были однотипны с финансами государственных предприятий: те и другие имели единую экономическую основу - социалистическую собственность на средства производства, в контрольной и распределительной функциях обслуживали процесс производства, распределения и использования денежных доходов и накоплений, их развитие осуществлялось в соответствии с единым народнохозяйственным планом. Однако наличие двух форм социалистической собственности обусловливали некоторые особенности в организации и использовании финансов в каждом секторе общественного производства. Назаров, Н.Н., Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит.-2004.- №19 -С.6-10.

Колхозы, хотя и являлись по своему содержанию организациями социалистическими, но были основаны на групповой собственности, собственности данного коллектива. Это и предопределяло уплату ими в бюджет не отчислений от прибыли, а подоходного налога.

Имелись особенности финансовых отношений, складывающихся и в процессе расширения колхозного производства. Государство оказывало колхозам финансовую поддержку. Особенность состояла в том, что оказание финансовой помощи государством производилось в форме предоставления краткосрочных и долгосрочных ссуд.

3) Финансы  потребительской кооперации - относятся  к колхозно-кооперативному звену  советских финансов.

Советы и союзы потребителей кооперации занимались торгово-заготовительной и производственной деятельностью.

Финансовая деятельность потребительской кооперации отражалась в финансовом плане, который составлялся по упрощенной форме. В плане находили отражение прибыль, объемы паевых и вступительных взносов, капитальные вложения, платежи по долгосрочным ссудам и прочее, а также взаимоотношения с бюджетом по платежам налога с оборота и подоходного налога, который взимался в размере 35% чистой прибыли.

4) Районный  промышленные объединения (РАПО). Финансовые  ресурсы РАПО формировались за  счет нормативных отчислений  чистого дохода предприятий районного комплекса. За счет этих отчислений РАПО образовывало централизованные фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Порядок использования этих фондов определялся советом РАПО (в соответствующих случаях по согласованию с районным комитетом профсоюзов).

5) Финансы  министерств слагались из финансов  промышленных объединений и финансов  управления министерств.

Финансовые показатели министерств в основном те же, что и показатели, установленные для промышленных объединений (прибыль, рентабельность, капиталовложения, платежи в бюджет, ассигнования из бюджета). Финансовые ресурсы министерств слагались за счёт различного рода отчислений промышленных объединений. Финансовое управление министерства проводило работу по финансовому обеспечению отрасли, по перераспределению оборотных средств, прибыли, амортизации, кредитов банка, бюджетных ассигнований и прочему. Оно осуществляло контроль за финансово-хозяйственной деятельностью объединений и предприятий, организовало автоматизированную систему управления финансами. Лакшина, О.А., Чекмарёва, Е.И. Анализ финансовой стабильности: практика и методология // Деньги и кредит- 2005.-№10- С.24-29

б) Государственный бюджет СССР.

Государственный бюджет СССР являлся центральным и ведущим звеном финансовой системы СССР. Он обеспечивал сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве СССР, и играл важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

Ежегодно на основе заданий народнохозяйственного плана министерства финансов союзных республик и Министерство финансов СССР разрабатывали проекты соответствующих бюджетов, которые в конечном итоге сводились в единый государственный бюджет СССР. После его рассмотрения и утверждения Верховным Советом СССР он становился законом. Оперативное исполнение государственного бюджета осуществляли в основном Министерство финансов СССР и его республиканские и местные органы. Кассовое исполнение государственного бюджета осуществлял в основном Государственный банк СССР. По поручениям финансовых органов учреждения банка принимали, учитывали и выдавали средства государственного бюджета.

1) Доходы  государственного бюджета СССР. Прибыль - главная хозрасчетная форма  чистого дохода предприятия - распределялась между хозяйством и бюджетом в определенных пропорциях (в последние годы примерно 40 и 60% соответственно). Отчисления прибыли в бюджет осуществлялись предприятиями в виде платы за фонды; в виде фиксированных и рентных платежей и в виде отчислений от прибыли. Мальцева, И.Г. Система индикаторов финансовой безопасности и конкурентоспособность финансовой сферы экономики России // Вопросы экономики -2006.- №5- С.14-24

После прибыли шли в бюджет налог с оборота, отчисления предприятий органам социального страхования (около 14%) подоходный налог с колхозов и предприятий потребительской кооперации (примерно 25%), а также доходы от населения (подоходный, местные налоги). Все эти платежи аккумулировался государственным бюджетом.

2) Расходы  государственного бюджета прямо и непосредственно выражали экономические отношения по распределению (целевому направлению) основного централизованного денежного фонда государства. При этом достигалось планомерное обеспечение финансовыми ресурсами потребностей народного хозяйства.

Затраты на развитие народного хозяйства составляли более половины государственного бюджета. В условиях социалистической системы хозяйства они носили производительный характер и выражали использование на практике той части национального дохода, которая шла на накопление. Затраты на социально-культурные мероприятия составляли примерно 1/3 общей суммы расходов государственного бюджета. Расходы на оборону трактовались, как не вытекающие из внутренней природы советского государства, но необходимые для борьбы с империалистическими странами - противниками социализма и коммунизма во всем мире. Затраты на управление - затраты по содержанию органов власти и государственного управления.

в) Государственное страхование.

В имущественном страховании различали объекты и условия страхования. При этом страховались:

- посевы;

- животные  и птица;

- здания, сооружения, машины, инвентарь.

Имущество граждан страховалось в обязательном порядке в размере 40% его стоимости. Остальная часть стоимости имущества граждан (в пределах до 80%) страховалось ими в добровольном порядке.

В личном страховании различали следующие виды (добровольное страхование):

- смешанное  страхование жизни. Страховались  граждане в возрасте от 16 до 65 лет на различные страховые  суммы.;

- страхование  детей (обычное и свадебное).

Важным видом личного страхования являлось также страхование от несчастных случаев (добровольное и обязательное) и обязательное страхование пассажиров в пути. Герасименко, В.В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории // Вестник Московского университета сер.6 Экономика -2004.- №3- С.107-118

Госстрах республики и его местные органы находились в ведении министерства финансов республики и свою деятельность организовали на началах хозрасчета. Прибыль Госстраха республики распределялась: 80% - в бюджет, 20% - в фонды Госстраха республики. Готвань, О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы // Проблемы прогнозирования - 2004.-№2- С.3-15

Все финансовые отношения в СССР концентрировало на себе государство. Основными источниками финансовых средств были государственные предприятия. Государственные органы решали, какие объемы продукции будут выпущены на том или ином предприятии, сколько денежных средств необходимо предприятиям для обновления основных фондов, куда пойдет прибыль предприятий и др. Средствами, поступающими в качестве страховых взносов, государство также распоряжалось по своему усмотрению, и не всегда они шли на страховые выплаты. При такой организации звеньев финансовой системы очень много денежных средств уходило на развитие неперспективных отраслей, особенно в союзных республиках, которые впоследствии отделились от СССР.

2.3 Российская финансовая система  с 90-х годов и по наше время

Последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.

Информация о работе Финансовая система РФ