Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:50, реферат

Описание работы

Данная тема была выбрана с целью изучить структуру финансовой системы Республики Беларусь, взаимосвязь ее звеньев и выявить, какие проблемы возникают в нашей стране на современном этапе после получения республикой независимости.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………2-3
2. Финансовая система Республики Беларусь……………………………….…4-15
3. Финансовое состояние в РБ…………………………………………………16-20
4. Заключение………………………………………………………………...…21-22
5. Список использованных источников…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Финансовая система РБ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  финансов Республики Беларусь (Министерство Финансов) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585.

Министерство  Финансов является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Данное министерство образовано специально для осуществления финансовой деятельности государства и для организации управления в данной сфере.

К основным задачам Министерство Финансов относятся (п. 3 Положения):

1) проведение  государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

2) обеспечение  активного использования финансов  в целях повышения эффективности  производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

3) разработка  предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

4) эффективное  проведение бюджетно-финансовой  и налоговой политики;

5) участие в  организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;

6) контроль за  соблюдением финансовых интересов  государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

7) государственное  регулирование и контроль в  сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

8) формирование и реализация  единой государственной политики  в области разработки и производства  защищенных бумаг и специальных материалов;

9) проведение государственной  политики в области страховой  деятельности, государственный надзор 'за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;

10) осуществление лицензирования  и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Министерство Финансовом;

11) государственное регулирование  бухгалтерского учета и отчетности;

12) государственное регулирование  аудиторской деятельности.

Для реализации основных задач  и осуществления возложенных на Министерство Финансов функций в его составе создан департамент с правами юридического лица - Департамент государственных знаков Министерство Финансов.

Департамент государственных  знаков (Гознак) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Министерства финансов от 30 января 2002 № 14.

Гознак выполняет  специальные контрольные, координирующие и регулирующие функции в части формирования и реализации государственной политики в области разработки и производства бланков ценных бумаг, государственных знаков и документов с определенной степенью защиты, а также документной бумаги, специальных красок и волокон, других средств защиты от подделки бланков строгой отчетности.

В функции Министерство Финансов также входит: разработка проекта республиканского бюджета, проекта Закона о бюджете республики на очередной год, обеспечение исполнения республиканского бюджета, составление отчета об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представление его в Совет Министров Республики Беларусь;  осуществление страхового надзора, пробирного надзора; анализ состояния денежного обращения в республике,   функционирования   рынка   государственных ценных бумаг; выдача организациям и гражданам специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности (например, аудита, лотерейной деятельности) и др. Для реализации этих функций в Министерство Финансов созданы главные управления, управления, отделы и другие структурные подразделения, входящие в состав центрального аппарата Министерство Финансов.

Важнейшей функцией Министерство Финансов является осуществление систематического контроля за исполнением республиканского бюджета, соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решением по согласованию с Национальным банком вопросов относительно исполнения бюджета. Для реализации указанной функции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 было предусмотрено создание системы органов государственного казначейства, в которую вошли Главное государственное, казначейство Министерство Финансов и его территориальные органы на местах. К территориальным органам относятся управления государственного казначейства в областях и п.. Минске,., а также их представительства на территории каждой области и отделения в г. Минске.

Основными задачами казначейства, в частности, являются: организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь, управление государственными финансовыми средствами, находящимися на счетах казначейства; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов; ведение учета государственной казны Республики Беларусь и составление отчетности об исполнении республиканского бюджета, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства; осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска, регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом и государственными бюджетными и внебюджетными фондами; управление и обслуживание совместно с Национальным банком  государственного внутреннего долга Республики Беларусь и др.

Контрольная функция  присуща всем структурным подразделениям Министерство Финансов и осуществляется ими в пределах их основных полномочий. В структуре Министерство Финансов действует также специально созданное Главное  контрольно-ревизионное управление, для которого контроль является его основным видом деятельности. Подробно полномочия Главного контрольно-ревизионного управления Министерство Финансов будут рассмотрены в главе «Финансовый контроль».

Возглавляет Министерство Финансов министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей (одного -первого заместителя и трех заместителей), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров по согласованию с Президентом.

Министр, в частности, руководит деятельностью министерства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство Финансов задач и функций; действует без доверенности от имени Министерство Финансов, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается средствами и распределяет обязанности между своими заместителями по руководству отдельными направлениями деятельности Министерство Финансов; утверждает структуру, штатное расписание Министерство Финансов в пределах установленных численности и фонда оплаты труда и положения о структурных подразделениях Министерство Финансов, осуществляет другие права в соответствии с законодательством.

Для коллективного  обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Министерство Финансов образуется коллегия. В ее состав входит министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), руководители департаментов Министерство Финансов и другие работники. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров. Решения коллегии оформляются приказами министра либо постановлениями Министерство Финансов. В случае разногласий между министром и коллегией, возникших при принятии решений, министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров, а члены коллегии могут сообщить свое мнение Правительству.

В систему Министерство Финансов входят республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь», республиканское научное учреждение «Научно-исследовательский центр Министерства финансов Республики Беларусь», Минский финансово-экономический колледж, учебный центр повышения квалификации Министерства финансов, унитарные предприятия «Бумажная фабрика Гознака», «Криптотех» и «Минская печатная фабрика», а также РАУП «Гомельское ПО «Кристалл».

Министерство  Финансов осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов.

К органам Общей  компетенции, осуществляющим управление финансами на местном уровне, относятся исполнительные комитеты. Их полномочия в этой сфере главным образом определены в законах «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»'.

Согласно названным  нормативным правовым актам важнейшей  функцией исполнительных комитетов в области финансовой деятельности является составление и исполнение местных бюджетов.

К компетенции  исполнительных комитетов в сфере  финансов относится также принятие решений о выпуске местных ценных бумаг, об образовании внебюджетных фондов.

В городах с  районным делением к органам местного управления относится местная администрация  с правами юридического лица. В  ее компетенцию в области управления местными финансами входит организация получения бюджетных и иных доходов; осуществление контроля за их целевым использованием; разработка и внесение на рассмотрение городского исполнительного комитета сметы расходов местной администрации; обеспечение ее исполнения. Исполнительные комитеты городов с районным делением могут предоставлять право исполнения городского

бюджета в части  финансирования бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории района а городе, местным  администрациям районов в соответствии со смета»

ми расходов, утвержденными в установленном  порядке.

Органами специальной компетенции, осуществляющими непосредственное управление местными финансами, являются финансовые управления и финансовые отделы соответствующих исполнительных комитетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовое  состояние в РБ

Накануне дезинтеграции  бывшего СССР Белоруссия оказалась в сложном финансовом положении. Практически произошло разрушение правовых, экономических и конституционных основ финансовой системы. Финансовая политика была направлена на предотвращение негативных последствий экономического и политического кризиса. Принимаемые меры по управлению государственными финансами можно квалифицировать как авральные. Очевидно, из-за непредсказуемости развития политической обстановки по иному не могло быть. Тем не менее органы государственной власти и государственного управления сделали все возможное, чтобы сохранить управляемость финансами накануне исторического события - обретения Республикой Беларусь подлинного суверенитета и независимости.

Год 1992-й, безусловно, является отправной точкой отсчета  для оценки принимаемых правительством решений в области государственных финансов. До этого такие решения принимались с учетом союзного правительства, Министерство Финансов СССР, других союзных управленческих органов. Развал СССР означал, что теперь только правительство республики ответственно за разработку и осуществление финансовой политики. В этой связи встает вопрос, было ли готово белорусское правительство к такому повороту и насколько грамотно оно действовало и продолжает действовать. То, что финансы становятся не на словах, а на деле ключевым рычагом воздействия на происходящие в экономике и социальной сфере процессы, кажется, было понятно сразу. Ведь нарастающие кризисные тенденции и отсутствие у руководителей всех уровней опыта борьбы с ними неминуемо приводили к тому, что последние стали искать помощи и защиты у правительства. Естественно, что речь шла, в первую очередь, о финансовой поддержке. Объективно правительство должно было сконцентрировать внимание на вопросах финансов и финансовой политики, как определяющих экономическую стратегию и социальную сферу.

Опыт частичных  и непоследовательных реформ в обстановке все менее строгой финансовой политики, трудности с привлечением иностранных инвестиций и займов, ухудшающаяся внешнеэкономическая ситуация выдвигают на передний план необходимость как стабилизации, так и перестройки экономики и ее важнейшего элемента - финансовой системы. Происходящие в Беларуси процессы достаточно уникальны, что серьезным образом ограничивает применимость известных и рекомендуемых моделей. События в Беларуси демонстрируют неприемлемость прежде всего моделей неолиберального направления, в основе которых лежит деэтизация. приватизация, борьба с инфляцией сугубо монетарными методами.

В отличие от других постсоциалистических государств, в Беларуси не наблюдается элиминации организующей роли государства, приватизация осуществляется медленно, антиинфляционные меры представляют собой симбиоз монетарных и фискальных инструментов в сочетании с жесткими централизованными установками по ограничению цен.

Воздействие финансов на процессы, происходящие в экономике  и социальной сфере Республики Беларусь, осуществляется прежде всего посредством  налогового и бюджетного методов. Значительные обязательства белорусского государства перед населением в социальной сфере, влияют на уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси, делая его несколько выше, чем во многих странах. С учетом обязательных платежей в фонд социальной защиты населения и во внебюджетные фонды она составляет 49 процентов. В структуре доходов консолидированного бюджета 88 процентов приходится на налоги и 12 - на налоговые поступления. Налоговые поступления, в свою очередь, состоят из прямых и косвенных налогов: в настоящее время они находятся в состоянии 26,4 и 55,7 процентов. Более половины налоговых поступлений приходится на налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль. Существующий уровень налоговой нагрузки совершенно обоснованно критикуется как учеными, так  и представителями реального сектора экономики и индивидуальными предпринимателями. Заслуживает быть отмеченным такой факт, что 13 процентов доходов республиканского бюджета в 2002 году составляли штрафы и пени, а это больше, чем все налоги от внешней торговли и почти в три раза больше, чем налоги на фонд заработной платы

Информация о работе Финансовая система РБ