Финансовая политика и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.

Файлы: 1 файл

Глава 2.docx

— 44.56 Кб (Скачать файл)

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

2.3. Финансовая система,  ее сферы. Финансовые потоки

Финансовая система  в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:

государственных и  муниципальных финансов;

финансов хозяйствующих  субъектов;

финансов граждан.

В зависимости от форм и методов формирования доходов  и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные  звенья, представленные на  2.1.

Наличие звеньев  финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических  субъектов, участвующих в хозяйственной  жизни.

Экономический субъект  — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и  обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических  субъекта:

 государство;

регион;

хозяйствующий субъект  — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;

гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.

Государственные и  муниципальные финансы состоят  из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.

Современная бюджетная  система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное  устройство, хотя для нее все еще  характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования  механизма бюджетного регулирования.

Специфика бюджета  обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Экономическое содержание бюджета характеризуется следующими основными взаимосвязями ( 2.2).

Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственному  кредиту в финансовой системе  присущи специфические формы  финансово-кредитных отношении по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Как один из видов  кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого  кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании  средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся  в его собственности. На общегосударственном  уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более  низких уровнях бюджетной структуры  имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.

Вторая подсистема — финансы хозяйствующих субъектов, в которой выделяются финансы  коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых  организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного  продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть  доходов, которая в результате перераспределения  по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и  ему соответствует особый аппарат  управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему  государства.

Финансы граждан  тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через  систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами  хозяйствующих субъектов — через  систему финансово-кредитных отношений  ( 2.3).

2.3. Взаимосвязь основных  звеньев финансовой системы государства

Одним из ярких проявлений денежных отношений в финансовой системе может служить комплекс финансовых потоков, обслуживающих  современное рыночное хозяйство. К  числу их специфических черт можно  отнести:

наличие развитой банковской системы, через которую эти по-. токи осуществляются, ставшей мощным финансовым институтом;

межнациональный, международный, а в перспективе всемирный  характер переплетения, переливания  этих финансовых потоков, концентрация финансовых ресурсов в распоряжении ведущих стран мировой экономики;

переплетение вертикальных финансовых потоков с горизонтальными, причем последние становятся все  более мощными, :; вовлекающими в  оборот все большую долю финансовых ресурсов;

чрезвычайную гибкость и быстроту переливания финансовых \ потоков с помощью новейших достижений НТР.

Финансовые потоки относятся к числу базисных категорий, выражающих реальные социально-экономические  процессы общественной жизни.

Финансовые потоки служат проявлением в стоимостном  форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных  органов, домашних хозяйств и обществен-- ных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг.

Финансовые потоки все шире обслуживают финансовый рынок, деятельность банковских и страховых  структур, в которых функционирование капитала вместо традиционной производственной схемы (Д — Т...П...Т1—Д') происходит по спекулятивной схеме (Д — финансовый рынок—Д1).

В процессе финансового  обслуживания потребности народного  хозяйства и населения образуются и функционируют устойчивые

и вместе с тем  динамичные финансовые потоки. С одной  стороны, они отражают источники  формирования денежных ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, граждан, с другой стороны — использование  этих ресурсов. Между этими финансовыми  потоками существуют неразрывные связи. На практике балансирование доходов  и расходов — сложный процесс, на который воздействуют факторы  внутреннего и внешнего характера. Существуют неразрывные связи между  финансами граждан и хозяйственных  структур разного профиля, финансами  государственных и негосударственных  организаций, федеральными и региональными  финансами.

Группировку финансовых потоков РФ целесообразно провести по ряду следующих признаков. 

1.         По основному назначению, выполнению  народно-хозяйственных функций.  С этих позиций можно выделить  постоянно действующие финансовые  потоки между звеньями финансовой  системы.

2.         В территориальном разрезе:

финансовые потоки, обслуживающие федеральные органы (централизация — сбор финансовых ресурсов и их распределение между  органами федерального управления, региональными  органами, отраслевыми структурами, зарубежными государствами);

финансовые потоки, обслуживающие субъекты РФ (внутрирегиональные финансовые взаимосвязи, движение финансовых ресурсов местного самоуправления);

межрегиональные финансовые потоки, отражающие взаимосвязи между  регионами РФ;

финансовые взаимосвязи  между различными хозяйствующими субъектами в одном или нескольких регионах страны;

международные финансовые потоки.

3.         По движению межотраслевых финансовых  потоков.

На практике реализуются  постоянно действующие взаимосвязи  по поставкам товаров и услуг  между предприятиями разных отраслей, принимающих денежное выражение. Например, угольные шахты и разрезы поставляют уголь для электростанций и в  свою очередь потребляют в значительных размерах электроэнергию, производимую этими станциями.

Нарушение сроков взаимных поставок товар но-материальных ценностей между предприятиями разных отраслей приводит к нарушению про- _ изводственного ритма, сокращению производства. За этими процессами стоят обычно несвоевременные платежи, нарушения нормального движения финансовых потоков.

В условиях российской экономики жизненно необходимы мобилизация  и наиболее эффективное использование  резко сократившихся финансовых ресурсов, а для достижения этой цели — реализация определенных мер  по их регулированию.

2.4. Виды финансовых  отношений

 Первоначальной  сферой возникновения финансовых  отноше--; ний являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Определим основные субъектно-объектные связи в рамках вы-мюлнения финансами своих основных функций и ролей: 'S 1) отношения между государством, населением и предприятиями различной формы собственности по поводу формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных ", фондов;

2)         отношения между государством  и населением по поводу распределения  национального дохода и создания  материальной базы для обеспечения  конституционных прав граждан  на пенсионное обеспечение, социальную  защиту;

3)         отношения в рамках бюджетной  системы между ее отдельными  звеньями по поводу формирования  и распределения централизованных  фондов денежных средств;

4)         отношения между государством, хозяйствующими  субъектами и гражданами по  поводу образования децентрализованных  фондов денежных средств и  доходов населения.

Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной  жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят  их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовой сбор и др.); органами налоговой  службы (при внесении налогов, сборов, других платежей); органами муниципального управления (при приватизации жилья, выплате арендной платы за земельные  участки и т. п.); банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоге имущества и др.); страховыми компаниями по всем видам страхования; негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами (при купле-продаже ценных бумаг, осуществлении трастовых операций и т.д.); хозяйствующими субъектами (при выплате заработной платы, долевом участии в совместной деятельности и т.п.); другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и другое имущество, купле-продаже недвижимости и т.д.).

Финансовые отношения  граждан возникают при движении денежных средств в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из разных источников.

Доходы граждан

Источники поступления  денежных средств граждан

Использование чистых доходов

Налоги, сборы, пошлины

Финансовый портфель

Текущие расходы

Чистые доходы

Собственные

Заемные

Заработная плата

Личное потребление

Доход от предпринимательской  деятельности

Образование сокровищ

Процентный доход

Инвестирование

Доходы по спекулятивным  операциям

Информация о работе Финансовая политика и система