Бюджетный процесс: порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждение и исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Понятие бюджетного процесса и его принципы …………………………...5
Составление проекта бюджета……………………………………………….13
Рассмотрение, утверждение и исполнение проекта бюджета ……………17
Заключение ………………………………………………………………………… 24
Список использованных источников информации …………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Брянская государственная  инженерно-технологическая академия»

(ФГБОУ  ВПО «БГИТА»)

Экономический факультет

Кафедра «Государственное управление и финансы»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Финансовое право»

 

Бюджетный процесс: порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждение и  исполнения бюджета

 

Кр-2068029.080105.051.13

 

 

 

Автор работы        И.И.Тупикова

  подпись            дата

Группа   ФК-104  № зач. кн.  12-7051

 

Факультет, форма и  срок обучения  экономический,  заочная, 3 года

Специальность   080105 «Финансы и кредит»

Специализация  «Финансовый менеждент»

 

Дата и номер

регистрации        

  подпись            дата

 

Допуск к защите        В.Н.Крайкин

  подпись            дата

Дата защиты     Оценка:    

 

Руководитель

работы         В.Н.Крайкин

                                    подпись            дата

 

 

 

 

Брянск 2013

 

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………………………..3

    1. Понятие бюджетного процесса и его принципы …………………………...5
    2. Составление проекта бюджета……………………………………………….13
    3. Рассмотрение,  утверждение и исполнение проекта бюджета  ……………17

Заключение ………………………………………………………………………… 24

Список использованных источников информации  …………………………….. 25

 

Введение

 

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий  год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей  уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Бюджет государства  играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ федеральный бюджет находится  в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Средства федерального бюджета должны использоваться с  соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2008 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год” на:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебную власть;
  • международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);
  • правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
  • промышленность, энергетику и строительство;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
  • образование;
  • здравоохранение и физическую культуру;
  • иные расходы.

На уровне образований  местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

 

 

1. Понятие бюджетного процесса и его принципы

Государственный бюджет является одним из важнейших  звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация  финансовых ресурсов государства и  расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.

Согласно  статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный процесс – регламентированная нормами  процессуального бюджетного права  деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а  также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

Нормы бюджетного процесса предписывают правила  и порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Деятельность государственных органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длиться около трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют одна другую. В частности это стадии:

  1. Составления.
  2. Рассмотрения.
  3. Утверждения.
  4. Исполнения и заключения.
  5. Составления и утверждения отчёта об исполнении.

Сам бюджет действует  в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации  длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.

Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, его исполнения, составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета остаётся неизменным.

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые  не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счёт процентных отчислений от федеральных налогов и налогов республик в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

Вопросы открытия бюджетных  ассигнований решаются финансовыми  органами и банком только после утверждения  соответствующего бюджета и т. п.

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы. Это:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджетов;
  • эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Нет сомнения, что все  эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют исполнительные органы, закон или решение о бюджете принимаются представительным органом, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

Очень важен принцип  ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила  делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д.

Особое внимание в  бюджетном процессе заслуживает  принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.

В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета или  о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые  сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати.

Органы представительной и исполнительной власти также постоянно  отчитываются перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета.

Важным для бюджетного процесса остаётся принцип специализации бюджетных показателей, который состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

Принцип специализации  показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация – специальный  юридический акт, ледащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуального бюджетного права, но и лежит в основе материального бюджетного права.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации бюджетный   процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент страны;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно – кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс: порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждение и исполнения бюджета