Анализ главы 1 БК РФ. Бюджетное законодательство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Включает в себя 6 статей , в которых закрепляются общие положения Бюджетного кодекса Российской федерации, круг отношений регулируемых им ,основные понятия применяемые в данном кодексе.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 58.37 Кб (Скачать файл)

Так, Президент РФ не вправе своими указами определить круг доходов, поступающих на образование федерального бюджета или бюджетов других уровней  бюджетной системы, или утвердить  федеральный бюджет, поскольку решение  этих вопросов в силу статей 105, 106 и 114 Конституции РФ составляет исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ - парламента Российской Федерации.

Важное место среди  нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, принадлежит  постановлениям Правительства РФ. Их место определяется той ролью, которую  Правительство играет в управлении страной.

Согласно статье 110 Конституции  РФ именно Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. И именно оно в соответствии со статьей 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. В процессе выполнения этих функций Правительство сталкивается с необходимостью издания подзаконных нормативных актов в сфере бюджетной деятельности. Оно упорядочивает те бюджетные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но не были урегулированы в законодательном порядке. Тем самым обеспечивается необходимая полнота и большая оперативность в урегулировании бюджетных отношений. Но при этом Правительство может действовать лишь в рамках своей компетенции и в пределах полномочий Российской Федерации. Оно не имеет права вторгаться в сферу полномочий федеральной законодательной власти, с одной стороны, и предметов ведения субъектов РФ - с другой.

. Федеративное устройство  страны требует четкого разграничения  полномочий органов государственной  власти в области бюджета между  федеральными органами и органами  государственной власти субъектов  РФ. Согласно пункту 3 статьи БК РФ федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные отношения, только по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, и в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также вправе издавать нормативные правовые акты в области бюджета лишь в пределах своей компетенции.

В 3 статье БК РФ, так же , воспроизводятся и конкретизируются применительно к сфере бюджетных отношений общие принципы российского права относительно иерархии правовых норм. 

 

Статья 4. Бюджетное законодательство Российском Федерации и нормы международного права

. Определяя соотношение  внутригосударственного и международного  права, Конституция РФ в статье 15 относит к последнему общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры. Хотя статья называется "Бюджетное  законодательство Российской Федерации  и нормы международного права", она регулирует, как видно из  ее содержания, соотношение бюджетного  законодательства только с международными  договорами. Из этого следует,  что общепризнанные принципы  и нормы международного права  не могут применяться к бюджетным  правоотношениям.

Пунктом 1 4 статьи БК РФ провозглашается приоритет правил, установленных международным договором, перед теми, которые предусмотрены бюджетным законодательством. В случаях расхождения между ними применяются правила международного договора.

Согласно статье 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных  договорах Российской Федерации") международные договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законом, подлежат обязательной ратификации. Следовательно, приоритет по отношению к правилам, предусмотренным бюджетным законодательством, приобретают лишь правила международных договоров, ратифицированных в установленном порядке. При этом сама ратификация еще не влечет за собой автоматического прекращения действия норм бюджетного законодательства, противоречащих ратифицированному международному договору. Они утратят силу только после того, как будут отменены Федеральным Собранием РФ при соблюдении установленной законодательной процедуры. Действие этих правил представляется особенно важным в бюджетной сфере. Оно исключает возможность того, чтобы каким-либо международным договором были предусмотрены некие выплаты из средств бюджета и чтобы подобные выплаты были начаты до ратификации договора и до внесения в установленном законом порядке соответствующих поправок в утвержденный бюджет.

. Пункт 2 4 статьи БК РФ предусматривает случаи, когда международным договором устанавливаются нормы, не вступающие в противоречие с существующим бюджетным законодательством. Такие нормы применяются непосредственно, без издания внутригосударственных актов, за исключением, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание таких актов. 

 

Статья 5. Действие бюджетного законодательства Российской Федерации  во времени

Часть первая статьи 2 БК РФ устанавливает, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ. Приведенный перечень нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, является исчерпывающим и толкованию не подлежит.

От актов бюджетного законодательства Российской Федерации следует отличать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, к которым  законодатель относит указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ, а также органов местного самоуправления. Названные нормативные правовые акты, перечисленные в статье 3 БК РФ в состав бюджетного законодательства не входят.

5 статья БК РФ посвящена действию во времени только актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

В пункте 1 5 статьи БК закреплен общепринятый правовой принцип, согласно которому акты бюджетного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Введение в действие федеральных  законов определено Федеральным  законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О  порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания". Названные  акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в  них не установлен другой порядок, например названа определенная дата введения в действие. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

. Закон о бюджете, как  это установлено в 5 статье БК , вступает в силу со дня его подписания. Данная норма нередко игнорируется на практике.

Пример:

 Так, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год вступают в силу со дня их официального опубликования (статья 147 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", статья 139 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и др.). Встречаются и такие варианты решения этого вопроса на законодательном уровне.

Например:

 В статье 49 Закона Республики Татарстан от 3 декабря 2001 г. N 1213 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" предусматривается, что этот Закон вводится в действие с 1 января 2002 г

В условиях формирования в  Российской Федерации нового бюджетного законодательства, а также в связи  с особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных  образований иногда используется специальный  порядок определения времени  действия законодательных актов. Согласно статье 307 БК РФ, кодекс вводится в действие федеральным законом о введении его в действие. Такой закон был принят 9 июля 1999 г. (Закон N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Наряду с официальными источниками публикации актов бюджетного законодательства Российской Федерации  имеются газеты и журналы, регулярно  публикующие такие акты, газета "Финансовая Россия", "Финансовая газета", журналы "Законодательство", "Нормативные  акты для бухгалтера" и др. Кроме  того, тексты актов бюджетного законодательства Российской Федерации могут размещаться  в различных информационно-правовых системах и сети Интернет.

В 5 статье БК РФ и иных актах бюджетного законодательства Российской Федерации не установлено, в какой момент акты бюджетного законодательства Российской Федерации прекращают свое действие. Однако применительно к законам (решениям) о бюджете действует правило, что они действуют только в течение финансового года, на который они были приняты, если иное прямо не вытекает из них. 

 

 

 

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

 

Устанавливает круг терминов указанные в БК РФ , и определяет их значение. Всего 52 термина.  Сделано это для того , что бы можно было ознакомиться с основными понятиями которые часто встречаются в БК РФ и о которых будет идти речь.

 

Вывод: Таким образом глава 1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации  устанавливает общие положения  БК РФ , структуру бюджетного законодательства, основные документы регулирующие бюджетные правоотношения , раскрывает как взаимодействую бюджетное законодательство РФ с нормами международного права, действие бюджетного законодательства во времени и круг основных понятий применяемых в БК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  главы 8 БК РФ. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Включает в  себя 5 статей , с 55 по 59 статью , в которых определяются источники доходов бюджетов , источники налоговых доходов бюджетов, неналоговых доходов бюджетов  и полномочия органов РФ по формированию доходов бюджетов субъектов РФ

  

Статья 55. Доходы бюджетов субъектов  Российской Федерации

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений (статья 41 БК РФ). Доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет:

1) собственных налоговых  доходов, то есть налоговых  доходов, закрепленных на постоянной  основе полностью или частично  за бюджетом субъекта РФ;

2) регулирующих налоговых  доходов, то есть федеральных  налогов и иных платежей, по  которым устанавливаются нормативы  отчислений в бюджеты субъектов  РФ на очередной финансовый  год, а также на долговременной  основе по разным видам таких  доходов;

3) доходов от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ;

4) доходов от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти  субъектов РФ;

5) иных неналоговых доходов,  которые поступают в бюджеты  субъектов РФ в порядке и  по нормативам, которые установлены  федеральными законами и законами  субъектов РФ.

В свою очередь, из доходов  бюджетов субъектов РФ исключаются  доходы, передаваемые в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти субъектов РФ, поступают в региональные бюджеты после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных налоговым  законодательством, в полном объеме. Остальные виды неналоговых доходов  поступают в региональные бюджеты  в порядке и по нормативам, устанавливаемым  федеральными законами и законами субъектов  РФ.

Законы субъектов РФ могут  содержать нормы, принятые в развитие соответствующих положений Кодекса  и конкретизирующие порядок формирования доходов регионального бюджета  на примере конкретного субъекта РФ.

Конкретные источники  формирования доходной части бюджета  субъекта РФ определяются, как правило, законом субъекта РФ о бюджете  на очередной финансовый год. Так, в  соответствии со статьей 5 Закона г.Москвы от 23 ноября 2001 г. N 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год" доходы бюджета г.Москвы в 2002 г. формируются за счет:

1) налога на прибыль  (доход) предприятий и организаций  по ставкам и с учетом льгот,  установленных действующим законодательством;

2) отчислений от налога  на доходы физических лиц по  ставкам и с учетом льгот,  установленных действующим законодательством;

3) налога на игорный  бизнес в размерах сверх минимальных  ставок, предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

4) отчислений от акцизов  по подакцизным товарам и отдельным  видам минерального сырья, производимым  на территории г.Москвы, по нормативам, установленным федеральным законодательством;

Информация о работе Анализ главы 1 БК РФ. Бюджетное законодательство Российской Федерации