Значение платежей за природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 17:19, реферат

Описание работы

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по земле-обеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Значение платежей за природные ресурсы

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по земле-обеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды.  
 
Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального и топливно-энергетического сырья: разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 1336% общемировых; железных и никелевых руд — 30% мировых запасов. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты. Лесные массивы занимают 69% территории страны. Ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. Однако много древесины теряется при лесопользовании. Большие потери лесных ресурсов обусловлены низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ.  
 
В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.  
 
Отметим, что термин «платежи за природные ресурсы» не совсем точно отражает экономическое содержание этих платежей, так как в соответствии с действующим законодательством это более общее понятие, включающее как налоговые платежи и сборы, так и неналоговые доходы бюджета. К первым в редакции Налогового кодекса относятся: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; земельный налог.  
 
Часть платежей за природные ресурсы, как мы указали выше, относится к неналоговым доходам бюджета: платежи за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесными ресурсами.  
 
Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов. Поэтому в настоящей главе излагается порядок взимания как налоговых, так и неналоговых поступлений со ссылками на соответствующее законодательство.  
 
В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. Х» 7ФЗ, плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься за:  
 
• право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;  
• сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;  
• воспроизводство и охрану природных ресурсов.  
 
Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы. За период с 1994 г., когда ресурсные платежи были окончательно сформированы, их поступление в консолидированный бюджет на 2003 г. возросло более чем в 60 раз. В 2003 г. доля этих платежей составила около 13% налоговых доходов бюджета, в 2005 г. — 19%  
 
В экономической науке исследовались различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их использование:  
 
1. Затратный метод. Оценка природных ресурсов определяется по величине расходов на их добычу, освоение или использование.  
2. Результативный метод. Экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурсов определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от их эксплуатации, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами.  
3. Затратно-ресурсный метод. При определении стоимости природных ресурсов соединяются затраты на их освоение и доход от использования.  
4. Рентный метод. Лучшие ресурсы (использование которых дает относительно больший доход при одинаковых затратах) получают большую стоимость; затраты на освоение ресурсов ориентированы на некий средний уровень; учитывается факт ограниченности данных природных ресурсов. При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурсов и их пользователя для возникновения рентных платежей.  
5. Воспроизводственный метод. Использование каких-либо природных ресурсов должно подразумевать их восстановление. Стоимость природных ресурсов определяется как совокупность затрат, необходимых для их воспроизводства (или как компенсация потерь) за определенный период.  
6. Монопольно-ведомственный метод. Размер платежей за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения специализированных федеральных служб (министерств и ведомств), в настоящее время монопольно распоряжающихся (управляющих) природными ресурсами.  
 
До налоговой реформы в нашей стране наибольшее распространение получили платежи в виде возмещения затрат на воспроизводство (отчисления в бюджет на возмещение затрат на геологоразведочные работы, попенная плата, плата за воду, возмещение затрат на рекультивацию земель). Методы определения размеров действовавших платежей были несовершенны. Так, отчисления на геологоразведочные работы не покрывали фактических расходов на их проведение; плата за древесину, отпускаемую на корню, не возмещала расходов лесного хозяйства на лесовосстановление.  
 
Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов:  
 
• Платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных ископаемых, используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями, и результатом является получение сверхприбыли. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера может повысить экономическую заинтересованность предприятия в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий.  
• Платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов (возмещение затрат на воспроизводство соответствующих ресурсов), которая представляет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализируемых предприятий и организаций на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность.  
• Штрафных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов. В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя: платежи за пользование недрами, плату за загрязнение окружающей среды, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, водный налог, земельный налог, плату за лесопользование.  
 
В соответствии с экологической доктриной Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225р, одним из основных направлений государственной политики является переход в сфере природопользования к системе рентных платежей. Однако следует признать, что действующие в настоящем виде платежи за пользование природными ресурсами уже в определенной степени имеют рентный характер, так как размер ставок платежей дифференцирован с учетом различных факторов, в том числе природных. Это относится, в частности, к ставкам лесных податей, водному налогу, земельному налогу. При этом проблема изъятия рентной составляющей остается до конца не решенной. Особо остро стоит вопрос об изъятии рентных доходов (сверхприбыли) при налогообложении добычи нефти.  
 
В структуре ресурсных платежей России налог на добычу полезных ископаемых имеет наибольший вес — 56,7%, в то время как земельный налог — 8,7%, доля остальных платежей незначительна. Рентные платежи яв.1яются основой формирования государственных доходов Норвегии, Венесуэлы, арабских стран, бюджетов ряда штатов и территорий США, Канады. До 95% сверхприбыли при добыче нефти изымается в Англии, до 90% — в арабских странах, в Норвегии. Очевидно, и в условиях нашей страны объективной необходимостью является совершенствование рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами.

Платежи за пользование недрами

Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отношения природопользования регулируются государством. Один из методов этого регулирования — введение платежей в бюджет за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в Российской Федерации становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица и граждане других государств.  
 
В соответствии с Законом РФ от 03.03.1995 г. № 27ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взимались платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система платежей включала в себя: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; плату за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могли взиматься: плата за землю или акваторию и участок территориального моря; плата за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.  
 
Со вступлением в силу с 1 января 2002 г. гл. 26 НК РФ структура платежей за пользование недрами, предусмотренная законом РФ «О недрах», претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Поскольку НДПИ имеет особо важное фискальное и регулирующее значение в системе платежей за природные ресурсы, рассмотрим его достаточно подробно.  
 
Итак, с 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами кроме налога на добычу полезных ископаемых включает: 
 
• разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;  
• регулярные платежи за пользование недрами;  
• платежи за геологическую информацию о недрах;  
• сбор за участие в конкурсе (аукционе);  
• сбор за выдачу лицензии.  
 
Вышеназванные платежи не являются налогами и сборами, так как введены не НК РФ, а законодательством о недропользовании. Однако на налоговые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевременностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обязательных платежей, к которым относятся платежи за пользование недрами. Налоговые органы администрируют не все платежи, а только разовые и регулярные платежи за пользование недрами, информация по которым поступает в их распоряжение.  
 
Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации и индивидуальные предприниматели, пользователи недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность нужно получать отдельную лицензию в порядке, установленном в Законе РФ «О недрах».  
 
В п. 2 ст. 336 НК РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу: 
 
• общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими для личного потребления;  
• геологические коллекционные материалы;  
• ископаемые, полученные в тот момент, когда образовывались, использовались и ремонтировались геологические объекты (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и т. д.). Эти объекты должны иметь научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение;  
• полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;  
• дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых.  
 
Налоговый кодекс вводит новый термин — «добытые полезные ископаемые». Под этим термином в ст. 337 НК РФ понимается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. Если стандарт не установлен, следует ориентироваться на региональный, международный стандарты, стандарт отрасли или самой организации. В ст. 337 НК РФ приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых. Это антрацит, уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, углеводородное сырье, товарные руды, природные алмазы, подземные воды, содержащие полезные ископаемые, минеральные воды и др. Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, для этого определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых.  
 
Предусматриваются два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, — прямой и косвенный. При прямом используются измерительные средства и учитываются фактические потери полезного ископаемого. Косвенный способ можно применять только в случае, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерений. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи.  
 
Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать: цены реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций; расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки). Применяя первый метод, определяя выручку от реализации с учетом ст. 40 НК РФ, организация должна исключить из расчета налог на добавленную стоимость и акциз. Кроме того, цену реализации необходимо уменьшить на сумму расходов по доставке, в которую входят оплата таможенных пошлин и сборов, затраты на перевозку добытого ископаемого от склада (узла учета, входа в магистральный трубопровод) до получателя, а также обязательное страхование грузов, расходы по доставке магистральными трубопроводами, транспортом, затраты на слив, погрузку, разгрузку, транспортно-экспедиционные услуги и т. д. Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество.  
 
Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленный для определения налоговой базы по налогу на прибыль.  
 
Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых: самая низкая ставка для калийных солей — 3,8%, а самая высокая для нефти — 16,5 и газового конденсата — 17,5%. 
 
При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка 0%. В частности, для: 
 
• нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых;  
• попутного газа;  
• попутных и дренажных подземных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых;  
• полезных ископаемых, которые остаются в отходах перерабатывающих производств, потому что в России нет технологии, позволяющей их извлекать;  
• подземных вод из контрольных или резервных скважин, если эти воды извлекают для планового контроля;  
• минеральных вод, когда их используют в лечебных и курортных целях и при этом не торгуют ими;  
• подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях.  
 
Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7. С 1 января 2007 г. для расчета налога вводятся коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть и степень выработанности запасов конкретного участка недр. Эти коэффициенты определяются налогоплательщиками самостоятельно в порядке, установленном гл. 26 НК РФ. Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых — календарный месяц. Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Срок уплаты налога в бюджет — не позднее 25го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.  
 
Рассмотрев кратко порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, можно сделать вывод об его основном недостатке — он не делает разницы между высоко и низкодоходными нефтедобывающими предприятиями и месторождениями, так как ставки дифференцированы только по видам полезных ископаемых.  
 
Производительность скважин может отличаться в десятки раз. Следовательно, не решается вопрос изъятия дифференциальной ренты с помощью этого налога. В настоящее время приняты конкретные меры по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования добычи и реализации нефти с целью регулирования уровня рентабельности добывающих компаний. Но, несмотря на установление с 1 января 2007 г. специфической базовой ставки в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти, применение коэффициентов, уменьшающих мировые цены на нефть и степень выработанности участка недр, проблема изъятия ренты при нефтедобыче не решена до конца, так как ставка налога плоская, без дифференциации в зависимости от условий добычи.  
 
Специалисты (эксперты) предлагают много вариантов ее решения, которые невозможно подробно рассмотреть в рамках учебника. Популярной является идея установки уровня налогообложения на основе оценки рентного дохода в целом по добывающей промышленности. Эта оценка основана на том, что из суммарной отраслевой выручки вычитаются затраты и некоторый (завышенный) показатель рентабельности. Полученная величина является рентным доходом, подлежащим изъятию. Предлагается дополнительные доходы, результатом которых является внедрение передовых технологий, повышающих отдачу нефтяных пластов, оставлять в распоряжении недропользователя для дальнейшего технического совершенствования и, как следствие, снижения соответственно издержек по добыче сырья.  
 
Следующая идея заключается в замене налога на добычу полезных ископаемых налогом на сверхприбыль. Сверхприбыль определяется как выручка от реализации нефти за вычетом себестоимости и так называемой нормальной прибыли, которая рассчитывается исходя из стоимости основных производственных фондов и норматива рентабельности 15%. Налоговым последствием такого варианта является то, что он стимулирует возможное увеличение затрат разработки месторождений, так как сэкономленная величина станет объектом налогообложения. В итоге у недропользователя будет отсутствовать стимул к повышению эффективности добычи сырья. Кроме того, вертикально интегрированные структуры добывающих компаний, используя трансфертные цены, могут при желании манипулировать рентабельностью.  
 
Возможно совершенствование рентных отношений в недропользовании и при взимании неналоговых платежей. В настоящее время регулярные платежи взимаются в том числе и за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией нашего государства. Величина регулярных платежей зависит от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работы, степени геологической изученности территории и степени риска. Конкретный размер ставки регулярного платежа устанавливается отдельно для каждого участка недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Следовательно, при установлении критериев, более четко учитывающих особенности используемого участка, появится возможность определять величину платежей с учетом рентной составляющей.  
 
Эксперты рассматривают и возможность изъятия дифференциальной ренты посредством включения соответствующих платежей в лицензионное соглашение. Включение в лицензионное соглашение условий разработки конкретных месторождений даст возможность учесть многообразие индивидуальных особенностей добычи полезных ископаемых: глубины залегания, степени выработанности месторождений, других факторов, и использовать эти показатели при определении уровня платежей. Во всех случаях при решении проблемы рентных платежей следует не только руководствоваться фискальными интересами государства, но и учитывать их роль в эффективности развития ТЭК России.

Платежи за загрязнение окружающей среды

В последнее десятилетие экологические проблемы в нашей стране приобрели особую остроту, что обусловлено развитием науки и техники, распространением масштаба человеческой деятельности до тех пределов, когда сама природа не в состоянии нейтрализовать отходы производства и восполнить израсходованные природные ресурсы. Поэтому государственная экологическая политика в решении природоохранных задач должна быть эффективной. С этой целью применяются правовые, административные и экономические меры, призванные обеспечить экологическую безопасность действующих объектов.  
 
В целях охраны окружающей среды Закон РФ от 19.12.1991 г. № 20601 ввел плату за загрязнение окружающей среды. В настоящее время этот закон утратил силу в связи с введением в действие нового законодательного акта — Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7ФЗ. Для создания источника финансирования расходов государства на охрану окружающей среды введена плата за выбросы загрязняющих веществ, имеющая компенсационный характер, которую вносят юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и обладающие источниками загрязняющих веществ, вне зависимости от величины ущерба, причиняемого экологической системе.  
 
Взимание платы предусматривается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.  
 
Расчет платы должен пройти согласование в Главном управлении природных ресурсов и окружающей среды Минприроды РФ региона местонахождения плательщика. Природопользователи согласовывают с Главным управлением размеры экологических платежей за фактические объемы выбросов, сбросов, размещение отходов. Нормативы платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344, которое устанавливает два вида базовых нормативов (в рублях): за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов.  
 
Базовые нормативы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территории, значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцированные ставки определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, устанавливается путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.  
 
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов устанавливается путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.  
 
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратно повышающий коэффициент.  
 
Таким образом, нормативы платы дифференцированы по видам загрязняющих веществ и отходов (по классам опасности для окружающей природной среды). Кроме того, установлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, водных объектов и почвы), по территориям экономических районов РФ. Например, для выбросов загрязняющих веществ в Северо-Западном регионе применяется повышающий коэффициент 1,5; если выброс производится в атмосферный воздух городов, используется дополнительный коэффициент 1,2. При отсутствии у природопользователя согласования и разрешения Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды на выброс отходов первоначальная ставка умножается на коэффициент 25.  
 
В пределах утвержденных нормативов и лимитов плата относится на затраты природопользователя, а за превышение предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды — за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов. Экологический платеж взимается по факту загрязнения — ежеквартально, не позднее 20го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Осуществив платеж, организация подтверждает это в районном У ФНС при сдаче бухгалтерской налоговой отчетности, при этом проверяется факт согласования расчета со специалистами Главного управления.

 

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

с 1 января 2004 г. действует новая глава НК РФ (гл. 25.1), которая установила сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в случае их изъятия из среды обитания. Такой вид деятельности осуществляется на основании лицензий (разрешений) на пользование данными объектами, выдаваемых в соответствии с законодательством РФ. Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели — пользователи объектами животного мира и водных ресурсов. При этом платными объектами пользования являются водные биологические ресурсы во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.  
 
Объектами обложения выступают объекты животного мира и водных ресурсов, содержащиеся в перечне ст. 333.3 НК РФ (дикие животные, птицы, рыбы, морские млекопитающие и другие морепродукты).  
 
В случае пользования ресурсами для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лиц, не относящихся к ним, но постоянно проживающих в этих местах, объекта обложения не возникает. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами устанавливают лимиты использования объектов животного мира и квоты на вылов (добычу) объектов водных ресурсов для удовлетворения собственных нужд.  
 
Ставки сбора за пользование объектами животного мира установлены в рублях за одно животное и дифференцированы по видам животных. Ставки сбора за пользование водными ресурсами установлены в рублях за 1 т объекта водных биологических ресурсов и за одно млекопитающее. Дифференциация ставок осуществлена по бассейнам морей, рек, озер, водохранилищ и видам биологических ресурсов. Например, ставка сбора за промысел в Дальневосточном бассейне установлена в размере 3 тыс. руб. за 1 т, в Северном бассейне — 5 тыс. руб. Ставки сбора за морских млекопитающих дифференцированы по их видам.  
 
Для градо и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций (по перечню Правительства РФ) ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов — морских млекопитающих устанавливаются в размере 15% от утвержденных. Возможно применение ставки в размере О руб. в том случае, если пользование объектами животного мира и водных ресурсов осуществляется в целях: охраны здоровья населения; устранения угрозы жизни человека; предохранения от заболевания сельскохозяйственных животных; регулирования видового состава объектов животного вида и др.  
 
Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных ресурсов определяется как произведение соответствующего количества объектов, ресурсов и установленной ставки сбора. За пользование объектами животного мира сбор уплачивается в виде разовых и регулярных взносов. Разовый сбор составляет 10% от исчисленной суммы и вносится при получении лицензии, оставшаяся часть платится равными долями в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии ежемесячно не позднее 20го числа. Сумма сбора за пользование водными объектами уплачивается в виде разовых и регулярных взносов. Разовый взнос составляет 10% от исчисленной суммы и вносится при получении лицензии, оставшаяся часть платится равными долями в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии ежемесячно не позднее 20го числа. Суммы сборов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Водный налог

Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В целях рационального использования природных ресурсов в РФ введена плата за пользование водными объектами с 1 января 2005 г. — водный налог. Понятие «водный объект» определено Водным кодексом РФ; это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водный режим — это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.  
 
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, определена ст. 123 ВК РФ и включает: плату за пользование водными объектами (водный налог); плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. За выдачу лицензий на водопользование взимается сбор (ст. 126 ВК РФ). Водный налог, установленный гл. 25.2 НК РФ, введен в действие с 1 января 2005 г. вместо действовавшей до этой даты платы за пользование водными объектами.  
 
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование. Физические лица, использующие воду для специальных (особых) целей, должны иметь лицензию, которая выдается гражданам при использовании воды для их предпринимательской деятельности. Такой порядок установлен ст. 27 ВК РФ. Следовательно, водный налог платят и организации, и индивидуальные предприниматели.  
 
Разъяснения требует и понятие «специального и/или особого водопользования». К специальному водопользованию относится забор воды, который плательщики производят из рек, озер и т. д. для снабжения населения, а также удовлетворения собственных нужд. Забирать воду они должны при помощи специальных сооружений, технических средств и устройств. Если же водоемы используются, к примеру, для нужд обороны, для сохранения или производства рыбы, то они находятся в особом пользовании. Такие разъяснения даны в Правилах представления в пользование водных объектов, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383 и в Перечне видов специального водопользования, утвержденном Приказом Минприроды России от 23.10.1998 г. № 232.  
 
Объекты налогообложения возникают в том случае, если организации и физические лица: забирают воду из водоемов; сплавляют по воде лес в плотах и кошелях; используют водное пространство в других целях, помимо сплава леса в плотах и кошелях (например, добыча полезных ископаемых, проведение буровых и строительных работ и т. д.); используют водоемы без забора воды для целей энергетики.  
 
Не являются объектами налогообложения следующие виды водопользования: забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и/или природные лечебные ресурсы, а также термальные воды; забор воды для обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных пропусков; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизведения водных биологических ресурсов; использование акватории водных объектов для: плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водо-транспортного и канализационного назначения; организации отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей; обеспечения нужд обороны и безопасности государства, рыболовства и охоты и др.  
 
Объем воды, забранный из водного объекта, определяется за налоговый период, которым является квартал, на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журналах первичного учета использования воды. При отсутствии таких приборов забор воды устанавливается на основании времени работы и производительности технических средстве если это сделать невозможно, применяются нормы водопотребления. Налоговые ставки дифференцированы по видам водопользования, бассейнам рек, озер, морей. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также является ли водный объект поверхностным или подземным.  
 
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога. Срок уплаты налога — не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Не позднее этого срока в налоговый орган представляется налоговая декларация.

Информация о работе Значение платежей за природные ресурсы