Защита прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Право налогоплательщика не согласиться с актом проверки налогового органа установлено также и в ст.11 Закона РФ" Об основах налоговой системы в Российской Федерации". По этому же Закону (ч.4 ст.11) неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей влечет применение мер административной, финансовой, уголовной ответственности. Вместе с тем этот закон не установил право налогоплательщика не применять акт налогового органа в определенных законодательством случаях, поэтому для налоговых отношений особое значение имеют ст.13,15,16 ГК РФ о признании недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления и возмещении убытков.

Содержание работы

Введение
1. Принудительное взыскание налогов
1.1 Понятие принудительного взыскания налогов и срок взыскания налога
1.2 Порядок принудительного взыскания налогов
2. Защита прав налогоплательщиков
2.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков
2.2 Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде
2.3 Проблемы при защите прав налогоплательщиков
2.4 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
2.5 Возможность апелляций по результатам проверок
Заключение
Библиографический список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1 вариант.docx

— 60.03 Кб (Скачать файл)

Должностные лица налоговых  органов вправе осуществлять проверки и обследования на основании письменного  поручения руководителя налогового органа проведение проверки конкретного  налогоплательщика при предъявлении служебного удостоверения и при  необходимости соответствующей  формы допуска (если предприятие  режимное).

При осуществлении  своих полномочий работники налоговых  органов вправе обследовать любые  помещения и объекты, используемые для извлечения доходов либо связанные  с содержанием объектов налогообложения  независимо от их местонахождения (производственные, складские, торговые и иные помещения).

За оказание противодействия  входу сотрудников налоговой  полиции на предприятие на руководителя предприятия или на должностное  лицо, оказавшее противодействие, может  быть наложен штраф в размере  до 100-кратного установленного законом  минимального размера месячной оплаты труда (ст. 11 Закона РФ "О федеральных  органах налоговой полиции")2.

С согласия налогоплательщика  проверка может проводиться и  в налоговом органе. В этом случае сотрудники налоговой инспекции  или налоговой полиции обязаны  вручить руководителю предприятия  помимо поручения на проведение проверки запрос о предоставлении документов.

Изъятие документов. Этот вопрос представляет повышенный интерес для всех налогоплательщиков, т.к. подчас работники налоговых  органов злоупотребляют своими правами  и без достаточных на то оснований  изымают бухгалтерские и другие документы.

Согласно законодательству, основанием для изъятия бухгалтерских  документов органами ГНИ является постановление должностного лица налоговой инспекции. В постановлении должен содержаться мотив изъятия (т.к. закон допускает такие действия только при наличии сведений о сокрытии (занижении) прибыли), а также перечень документов, подлежащих изъятию. Само изъятие оформляется протоколом. Срок, на который изымаются документы, не установлен законом, что затрудняет для налогоплательщика составление и представление возражений по акту налоговой инспекции.

В соответствии с  законодательством, сотрудники налоговой  полиции для проведения проверки не вправе изымать бухгалтерские, договорные и прочие документы налогоплательщика. Изъятие допускается только в  том случае, если в ходе проверки установлены факты сокрытия налогооблагаемой базы, и есть достаточные основания  полагать, что первичные документы, подтверждающие эти факты, подменены  или уничтожены. Изъятие производится на основании зарегистрированного  и заверенного гербовой печатью  постановления, которое выносится  должностным лицом, проводящим проверку. В ходе изъятия составляется протокол.

Если налогоплательщик считает, что изъятие документов произведено без достаточных  на то оснований, он имеет право обжаловать действия сотрудников налоговых  органов в вышестоящей инстанции  соответствующего налогового органа или  в судебном порядке3.

Списание денежных средств в безакцептном порядке. Решение о безакцептном списании денежных средств со счетов налогоплательщиков - юридических лиц - принимается руководителем налогового органа, выявившим сокрытие (занижение) прибыли на основании акта проверки. Органы налоговой полиции и инспекции вправе списывать в безакцептном порядке только недоимки за неуплату налогов, включая пени. Решением Конституционного Суда РФ от 17.12.03 г. признано не соответствующим Конституции РФ право налоговых органов списывать в бесспорном порядке штрафы, а также сами суммы сокрытой (заниженной) прибыли. Списание налоговых недоимок со счетов физических лиц не допускается, взыскание в данном случае возможно только в судебном порядке.

Любой налогоплательщик, не согласный с актом проверки и решением о безакцептном списании, имеет право обжаловать их как в вышестоящем налоговом органе, так и в судебном порядке.

Если списание еще  не было произведено, налогоплательщик, не согласный с актом проверки, вправе подать в арбитражный суд  по месту нахождения налогового органа исковое заявление о признании  недействительным акта государственного органа (госпошлина составляет 10 минимальных  размеров оплаты труда) и заявление  об обеспечении иска, чтобы не допустить  списания денежных средств до момента  принятия судом решения. Если списание уже произошло, то налогоплательщик вправе требовать в судебном порядке возврата всей списанной суммы с возмещением ему убытка.

2.2 Проблемы при  защите прав налогоплательщиков

Особенности становления  налоговой системы Российской Федерации  на современном этапе непосредственно  связаны с усилением роли государства, которое является основным участником налоговых правоотношений. Механизм налогообложения включает в себя не только налоговые органы, но и  в целом всю систему органов  государственной власти и местного самоуправления, формирующих налоговую  политику, а также судебных органов, способствующих ее реализации.

Как правило, налоговая  деятельность государства охватывает четыре направления, применительно  к которым возникают различные  налоговые отношения4:

  1. формированиие, правовое регулирование и обеспечение надлежащей деятельности системы налоговых органов государства ("налоговой структуры государства" или "налоговой администрации");
  2. формирование налоговой системы государства, т.е. установление, введение, изменение и отмена посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов налогов разного уровня;
  3. производство взимания или уплаты налога и осуществление контроля за этими процессами со стороны налоговых органов государства;
  4. установление финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства, установление порядка производства по делам о нарушениях налогового законодательства финансово-правового характера и привлечение лиц, виновных в налоговых правонарушениях, к соответствующей финансово-правовой ответственности.

Поскольку деятельность государства в налоговой сфере  носит разносторонний характер, разработка общих принципов налогообложения  в современной науке налогового права осуществляется применительно  к конкретным институтам. Так, в большинстве  литературных источников выделяют принципы построения системы налогов и  сборов; установления налогов; принципы налоговой системы; принципы формирования системы налоговых льгот, а также  принципы налогового контроля и налоговой  ответственности, которые следует  относить к системе принципов  налогового правоприменения. В свою очередь, становление указанной системы принципов окажет значительное влияние на законотворческую деятельность и будет способствовать устранению ряда существенных недостатков, выявленных в результате анализа сложившейся правоприменительной практики.

Представляется, что  формирование системы принципов  правоприменения должно осуществляться по двум направлениям:

  1. построение системы принципов налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности;
  2. совершенствование принципов правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в налоговой сфере.

Принципы налогового контроля и привлечения к налоговой  ответственности не получили четкого  закрепления в законодательстве о налогах и сборах. Между тем  процесс совершенствования нормативной  базы, регулирующей вопросы налогового контроля, зависит от наличия четко  разработанной системы указанных  принципов, которые могут быть использованы законодателем для внесения необходимых  изменений и дополнений в нормативные  правовые акты.

Налоговый кодекс РФ является основным нормативным актом, определяющим особенности осуществления  процедуры налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налоговых платежей. Поскольку указанная деятельность налоговых органов направлена на обеспечение потребностей федерального бюджета, она должна строиться на основе конституционных принципов налогообложения и сборов, в частности принципа законности, направленного на защиту прав налогоплательщиков в соответствии с положениями ст. 3 НК РФ.

Основой контрольной  деятельности налоговых органов  стала презумпция невиновности налогоплательщика, вытекающая из положений ст.3 НК РФ и  позволяющая защищать интересы налогоплательщиков в судебном порядке в случае необходимости  устранения коллизий правовых норм или  возникновения споров с налоговыми органами.

Принцип презумпции невиновности налогоплательщика - новелла  российского налогового законодательства. Его содержание раскрывается следующим  образом. Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его  виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу решением суда. Во-вторых, обязанность  по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается  на налоговые органы. В-третьих, все  неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу5.

Данный принцип  на практике применяется только в  случае привлечения налогоплательщика  к налоговой ответственности  и не применяется в отношении  уплаты недоимки и пени. Это правило  вытекает из положения п. 5 ст. 108 НК РФ: привлечение налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности  уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Несмотря на детальное  регламентирование в Налоговом  кодексе некоторых вопросов налогового контроля, все еще допускаются  нарушения порядка проведения и  оформления налоговых проверок, к  виновным лицам не всегда принимаются  надлежащие меры ответственности. Так, часто имеют место нарушения  сроков проведения камеральных проверок, установленных ч. 2 ст. 88 НК РФ. Решения о проведении выездных налоговых проверок юридических лиц в ряде мест оформляются в виде поручений, а не постановлений, что не соответствует требованиям п. 1 ст. 91 НК РФ.

Несмотря на то что реализация функций налогового контроля - одна из основных задач налоговых органов всех уровней, непосредственное осуществление регулярного налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах конкретными налогоплательщиками сосредоточено преимущественно в инспекциях МНС России по районам, городам без районного деления и районам в городах*. Поэтому деятельность судов, связанная с рассмотрением налоговых споров в новых условиях, должна строиться с учетом не только ранее названных принципов, но и принципа законности судебных решений, гарантирующего полноценную защиту прав налогоплательщика и соблюдение его экономических и правовых интересов.

С этой целью в  ст. 105 НК РФ, определяющую порядок рассмотрения дел и исполнения решений о  взыскании налоговых санкций, следует  внести дополнение, на основании которого при рассмотрении дела о взыскании  налоговых санкций арбитражные  суды и суды общей юрисдикции должны проверять законность решения, вынесенного  налоговым органом, устанавливать  иные обстоятельства дела, имеющие  существенное значение для вынесения  решения.

Кроме того, необходимо существенно дополнить ст. 138 НК РФ, определяющую порядок обжалования  актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных  лиц, положением, согласно которому обжалование  актов налоговых органов приостанавливает их исполнение со дня подачи указанной  жалобы в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Анализ практического  опыта, накопленного федеративными  зарубежными государствами в  области налогового контроля, позволяет  сделать вывод о том, что необходимыми элементами высокоразвитой системы  контроля за соблюдением налогового законодательства являются:

  • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  • наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределять нагрузку при планировании контрольной работы.

Чтобы определить основные принципы налоговой ответственности (к числу которых можно отнести  принцип однократности привлечения  к ответственности, принцип соблюдения налоговой тайны и т.д.), надо разрешить  проблему правовой природы налоговой  ответственности. Важно определить налоговую ответственность как  разновидность административной ответственности, а для выявления принципов  налоговой ответственности необходимо обратиться к принципам административного  права и административного законодательства, закрепленного в нормах Кодекса  РФ об административных правонарушениях. Учитывая процессуальный характер положений  ст. 108 НК РФ, следует также обратиться к принципам осуществления правосудия и защиты прав налогоплательщиков, установленных в ГПК РФ и АПК  РФ. Только наиболее полный учет всех этих принципов позволит сформировать и  усовершенствовать принципы налогового контроля и налоговой ответственности  в России.

2.3 Защита прав  налогоплательщиков в арбитражном  суде

Проблема возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) государственных  органов, существовала всегда. Каждый, кто сталкивался с подобной ситуацией, знает, насколько трудной практической задачей является взыскание убытков  с государства, несмотря на то, что  такую возможность предоставляет  действующее законодательство.

Информация о работе Защита прав налогоплательщиков