Защита прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Нарушение прав налогоплательщиков - физических лиц не редкость, однако далеко не все налогоплательщики знают, как защитить свои права. Между тем законодательство содержит широкий выбор способов защиты своих нарушенных прав и интересов. Несомненным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Прежде всего, это выразилось в расширении сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов налогового права. Эта возможность гарантирована, в частности, Конституцией Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

КР2.docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)

а) этим законом нарушены их права и свободы; 

б) этот закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

Налогоплательщик, который считает свои права нарушенными тем или иным налоговым законом, может обжаловать его в Конституционном Суде РФ лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.

Предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

Защита прав налогоплательщика путем предъявления подобных исков целесообразна в случаях:

- во-первых, когда нет  ненормативного акта налогового  органа, который повлек излишнюю  уплату или взыскание сумм  с налогоплательщика и который  мог быть предметом обжалования;

- во-вторых, когда необходимо  получить исполнительный документ, с помощью которого налогоплательщик  мог бы добиться принудительного  исполнения судебного решения  о возврате сумм из бюджета.

В законодательстве нет нормативно четкого указания, кто должен быть ответчиком по искам о возврате из бюджета сумм налогов, пеней и штрафов. С одной стороны, ст. 78-79 НК РФ предусматривают, что возврат этих сумм - обязанность налогового органа, с другой - фактически возврат денежных средств самим налоговым органом может вызвать затруднения, поскольку средствами бюджета налоговые органы не распоряжаются - это прерогатива Минфина России и подчиненных ему финансовых органов. По нашему мнению, налогоплательщику целесообразно указывать в иске в качестве ответчиков и территориальный налоговый орган, и финансовый орган, в компетенции которого находится возврат средств из бюджета соответствующего уровня.

Преимущества судебного способа разрешения конфликтов с налоговыми органами по сравнению с административным порядком состоят в следующем:

- относительная объективность  рассмотрения спора как следствие  его рассмотрения вне рамок  налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;

- возможность (если позволяет  существо иска) принятия судом  мер по обеспечению исковых  требований в виде, например, запрещения  налоговому органу списывать  недоимку и пени до разрешения  спора по существу;

- детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;

-возможность (в зависимости  от характера требований) получения  исполнительного листа и принудительного  исполнения решения суда.

Недостатки: необходимость уплаты госпошлины; большие сроки и время для рассмотрения жалобы в судебном производстве.

Результат – восстановление нарушенных прав  отмены незаконного правового акта.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Права и интересы налогоплательщиков, как разновидность экономических правоотношений, обязаны охраняться государством, что закреплено в Конституции РФ.

Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав необходимое условие демократичной налоговой системы.

Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное Конституцией РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства .

В широком смысле под защитой прав налогоплательщиков следует наличие четких правил налогового законотворчества, строгого надзора за деятельностью налоговых органов, простых и эффективных способов разрешения конфликтов.

В узком понимании под защитой прав налогоплательщиков речь идет о возможности обратиться к соответствующему должностному лицу (органу) для рассмотрения законности и обоснованности требований, предъявленных к налогоплательщику налоговыми органами.

Таким образом, защита прав налогоплательщиков - это система юридических и организационных гарантий соблюдения установленных национальным и международным правом прав и законных интересов налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений, а также конкретные действия участников налоговых правоотношений, направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров.

Основной способ защиты прав налогоплательщиков - обращение в налоговые или судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности.

В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц соответственно в вышестоящей налоговый орган. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе: оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Налогоплательщик может реализовать свое право на обжалование двумя способами: в вышестоящем налоговом органе (административный порядок обжалования) и в суде (судебный порядок обжалования).

Порядок административного рассмотрения жалоб - предусматривает судебное обжалование только после обжалования этого решения  в вышестоящем налоговом органе. Срок обращения в суд исчисляется с момента вынесения решения в течение одного года.

Судебная защита уравновешивает неравенство сторон в отношениях, т.е. предоставляется гарантия судебной защиты

Сложность и многогранность практики рассмотрения налоговых споров не оставляют сомнений в том, что данная сфера отношений должна изучаться более детально, модернизируя современное законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

I. Официальные нормативные акты и документы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //"Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ  (ред. от 04.10.2014) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.

4. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

3. Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном суде Российской Федерации» // (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2014).

4. Федеральный Конституционный  Закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской  Федерации" // ″Собрание законодательства  РФ″, 06.01.1997, N 1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации" // "Собрание  законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.

6. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // "Российская газета", N 89, 12.05.1993.

II. Монографии  и учебники

7. Белых B.C., Винницкий Д.В. Налоговое право России. М.:НОРМА, 2012.

8. Брызгалин А.В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса // Налоговый вестник, 2013, №4.

9. Винницкий Д.В. Налоговое право: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. 360 с.

10. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. / Ю. А. Крохина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 495 с.

11. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право России: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2012. 462 с.

12. Панина И.А. Способы защиты прав налогоплательщиков // Налоговый вестник, 2010. N 8. С. 121 - 124.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Защита прав налогоплательщиков